МААМ-картинки

Психологическое занятие с подростками «Мимика и жесты»

Анна Сокуренко
Психологическое занятие с подростками «Мимика и жесты»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание условий для понимания подростками невербального поведения (мимики и жестов) других людей и эффективной коммуникации.

Методическая цель: демонстрация педагогом использования в образовательном процессе активных методов обучения.

Задачи:

Обучающие:

• формирование и расширение представлений обучающихся об использовании невербальных средств общения (мимики и жестов);

• формирование умения использовать мимику и жесты в зависимости от ситуаций;

• формирование умения определять эмоциональное состояние человека и его позицию в общении по невербальному поведению.

Воспитательные:

Публикация «Психологическое занятие с подростками „Мимика и жесты“» размещена в разделах

• воспитание культуры поведения, толерантности в общении.

Развивающие:

• развитие коммуникативных навыков;

• расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации;

• развитие творческих способностей.

Форма организации работы: групповая.

Используемые формы и методы работы: словесный (рассказ, беседа); наглядный (карточки с заданиями, слайды с видами жестов и эмоциями); дискуссии; практический (разминки и упражнения).

Дидактические материалы: карточки с заданиями, видео, презентация.

Ход занятия

I. Подготовительный этап (Разминка, подведение воспитанников к теме занятия).

Ритуал занятия «Волна» (1 мин.)

Настрой на занятие. Заряжаемся положительной энергией друг друга.

Разминка «Броуновское движение» (3 мин.)

Участники хаотично двигаются по комнате и здороваются с тем, кто ближе всего. При этом здороваться каждый раз надо по-разному: ладонями, локтями, плечами, коленками, пятками, спинами, ушами, мизинцами и т. д.

Упражнение «Крест-параллель» (5 мин.)

Цель: развитие наблюдательности, навыков социальной перцепции.

Педагог: Сейчас мы с вами немного поиграем и потренируемся в наблюдательности. Мы будем передавать по кругу другу другу мяч и при этом называть одну из фраз: крест-параллель, параллель-крест, крест-крест, параллель-параллель. Я буду говорить, правильную ли фразу вы назвали или нет. Ваша задача — определить, что означает «крест», а что - «параллель», на что нужно обратить внимание. Кто догадался – поднимает руку и проверяет правильность догадки.

Разгадка: «крест» обозначает скрещенные ноги у сидящего человека или нога на ногу, а «параллель» – рядом стоящие ноги. Соответственно, нужно назвать то положение, которое обозначало бы ноги говорящего и ноги того, кому говорят.

II. Основная часть.

Постановка цели занятия. Рассказ (3 мин.)

Педагог: Вы верно определили принцип: в данном случае нужно было обратить внимание на позу человека, на его невербальное поведение. Что включает в себя невербальное (неречевое) поведение? (выслушать ответы детей).

Вы назвали средства, с помощью которых мы общаемся. Невербальные средства общения дают нам 60–90% информации: с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая интонацию, тон голоса) – 38%, мимикой, жестами, позой – 55%. Иными словами значимо, не столько что мы говорим, а как. Мы переоцениваем слова. В гораздо большей степени значение и смысл сообщаемого содержатся в невербальных проявлениях, которыми данные слова сопровождаются.

Люди, зачастую не склонны придавать большого значения своим телодвижениям. Однако именно наши телодвижения способны не только нести в себе ту информацию, которая воспринимается нашим разумом, но также оказывать влияние на другого человека. Все мы разговариваем на языке жестов, даже не осознавая этого. Попробуйте понаблюдать за другими людьми в течение дня. В зависимости их настроения будет меняться походка, выражение лица. Глаза, руки, все тело дает собеседнику гораздо больше информации, чем мы предполагаем.

Все это тесно связано с темой нашего занятия – «Мимика и жесты».

Мимика – выразительные движения мышц лица. Одна из форм проявления чувств человека. Жест – движение рук, головы во время речи.

Вопрос к воспитанникам (2 мин.)

Хотите ли вы научиться распознавать мимику и жесты? Умеете ли вы это делать? Для чего нужно уметь пользоваться мимикой и жестами? (Мимику и жесты мы используем, чтобы наша речь была более убедительной и понятной, яркой и успешной; чтобы нас понимали и чтобы мы понимали состояние другого человека. Наша мимика, как и жесты, может быть и неуместной. Поэтому, желательно правильно пользоваться ими в соответствующих ситуациях, чтобы не попасть впросак).

Разминка «Зеркало» (3 мин.)

Подростки разбиваются на пары. Один в паре будет человеком, а второй изображает его зеркало, т. е. копирует все движения своего партнера. Затем подростки меняются ролями.

1) пришиваем пуговицу;

2) собираемся в дорогу;

3) печем пирог;

4) выступаем в цирке.

Просмотр отрывка видео из к/ф «Кавказская пленница» (2 мин.)

Что особенного в общении героев вы заметили? (Герои общались без слов)

Презентация «Что такое жест?» (5 мин.)

(Жест - движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь).

Сейчас я вам буду показывать различные жесты, а вы будете говорить, как вы думаете, что они обозначают. Подросткам демонстрируются слайды с различными жестами: жесты открытости, подозрительности и скрытности, размышления и оценки, сомнения и неуверенности, доверия и др.

Рассказ «Жесты в разных культурах» (4 мин.)

Некоторые жесты обладают одинаковым значением во всем мире, другие отличаются в разных культурах. У разных народов один и тот же жест может иметь разные значения. Например, у нас кивок головой означает «да», а в Болгарии - «нет». Чтобы общаться с помощью жестов, нужно знать, что означает определенный жест в той или иной местности:

- поднять брови: На островах Тонга этот жест означает "да" или "я согласен". В Перу - "деньги" или "заплати мне".

- держаться за ухо. В Индии - знак раскаяния или искренности. Похожий жест в Бразилии - держать мочку уха указательным и большим пальцами - означает высокую оценку.

- поглаживание щеки. В Греции, Италии и Испании означает "привлекательный", в Югославии - "успех", в других странах это может значить "больной" или "худой".

- «о’кей» – в Америке означает «все в порядке», во Франции – «ноль или ничего», в Японии «деньги»;

- поднятый вверх большой палец – «все в порядке», голосование на дороге, оскорбительный жест, в Италии при счете большой палец означает цифру «1».

Упражнение «Все в порядке» (3 мин.)

Участникам предлагается представить себя представителями различных культур и придумать собственный жест «Все в порядке» и показать его, группа повторяет жест.

Работа со схемами (Слайд) (3 мин.)

Что такое мимика? (Мимика – это движение лицевых мышц, выражение лица). Для чего она нам нужна? Именно мимика дает истинные сведения о том, что переживает человек. Лицо человека является главным источником информации, а его глаза и взгляд способны сказать больше, чем слова.

Посмотрите на слайд. Чем похожи эти люди? А чем они отличаются? Как вы это определили?

Правильно, меняется наше настроение, изменяется выражение лица.

Скажите, какое настроение изображено на каждой фотографии?

Упражнение «Покажи эмоцию» (5 мин.)

Воспитанникам раздаются карточки с написанными на них эмоциями и чувствами, которые нужно изобразить с помощью мимики и жестов – счастье, отчаяние, удовольствие, вина, печаль, тревога, интерес и т. д.

Педагог: Выражение лица – главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции – счастье, любовь, удивление; труднее воспринимаются, как правило, отрицательные.

Упражнение «Ситуации» (8 мин.)

Подростки разбиваются на группы и получают по карточке с описанием ситуации, которую нужно изобразить при помощи мимики и жестов. После подготовки каждая группа показывает свой этюд всей группе. Примеры ситуаций:

объясни маме, как ты разбила вазу;

помирись с подругой, которую ты обидела;

попроси продавца показать тебе шапку;

попроси у папы денег на новые туфли;

извинись, если кого-то нечаянно толкнула в толпе.

Педагог: «Вы без слов, только по жестам и мимике, с трудом, но все-таки смогли понять друг друга. И это очень важно - если контакт найден на начальном уровне, т. е. до слов, то речевое общение будет проходить эффективнее».

III. Завершающий этап

Рефлексия (5 мин.)

Подросткам предлагается, используя только мимику и жесты, выразить отношение к занятию. Воспитанники говорят, что запомнили на занятии о мимике и жестах, что осознали, что поняли, что узнали нового. Педагог благодарит участников за активную работу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности»Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности» Цель: нравственное воспитание подростков. Задачи: - познакомить воспитанников с понятием «нравственность» и четырьмя основными правилами.

Беседа-презентация с подростками «Полезные и вредные привычки» с использованием ИКТ Цель: 1. Познакомить с понятием «привычка», формировать и закрепить представления о полезных и вредных привычках. 2. Развивать умение анализировать,.

Психологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного телаПсихологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного тела (выступления на ГМО музыкальных руководителей) Музыкальное развитие ребёнка – дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение.

Психологическое просвещение педагога-психолога для подростков. Занятие «Самое ценное, что у меня есть» Цель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу Задачи: - создать.

Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу»Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию одну из форм завершения установочного педсовета.

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Психологическое занятие с элементами тренинга «Нужно ли готовиться к ОГЭ» для учащихся 9-х классов «Нужно ли готовиться к ОГЭ?» Прежде чем обсуждать нужно или не нужно готовиться специально, если да, то как, я предлагаю Вам послушать притчу.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Автор публикации:
Психологическое занятие с подростками «Мимика и жесты»
Опубликовано: 7 февраля 2021 в 11:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое занятие с подростками «Мимика и жесты»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Сокуренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД