Лучший педагог года

Психологическое занятие с подростками «Мимика и жесты»

Анна Сокуренко
Психологическое занятие с подростками «Мимика и жесты»

Цель: создание условий для понимания подростками невербального поведения (мимики и жестов) других людей и эффективной коммуникации.

Методическая цель: демонстрация педагогом использования в образовательном процессе активных методов обучения.

Задачи:

Обучающие:

• формирование и расширение представлений обучающихся об использовании невербальных средств общения (мимики и жестов);

• формирование умения использовать мимику и жесты в зависимости от ситуаций;

• формирование умения определять эмоциональное состояние человека и его позицию в общении по невербальному поведению.

Воспитательные:

Публикация «Психологическое занятие с подростками „Мимика и жесты“» размещена в разделах

• воспитание культуры поведения, толерантности в общении.

Развивающие:

• развитие коммуникативных навыков;

• расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации;

• развитие творческих способностей.

Форма организации работы: групповая.

Используемые формы и методы работы: словесный (рассказ, беседа); наглядный (карточки с заданиями, слайды с видами жестов и эмоциями); дискуссии; практический (разминки и упражнения).

Дидактические материалы: карточки с заданиями, видео, презентация.

Ход занятия

I. Подготовительный этап (Разминка, подведение воспитанников к теме занятия).

Ритуал занятия «Волна» (1 мин.)

Настрой на занятие. Заряжаемся положительной энергией друг друга.

Разминка «Броуновское движение» (3 мин.)

Участники хаотично двигаются по комнате и здороваются с тем, кто ближе всего. При этом здороваться каждый раз надо по-разному: ладонями, локтями, плечами, коленками, пятками, спинами, ушами, мизинцами и т. д.

Упражнение «Крест-параллель» (5 мин.)

Цель: развитие наблюдательности, навыков социальной перцепции.

Педагог: Сейчас мы с вами немного поиграем и потренируемся в наблюдательности. Мы будем передавать по кругу другу другу мяч и при этом называть одну из фраз: крест-параллель, параллель-крест, крест-крест, параллель-параллель. Я буду говорить, правильную ли фразу вы назвали или нет. Ваша задача — определить, что означает «крест», а что - «параллель», на что нужно обратить внимание. Кто догадался – поднимает руку и проверяет правильность догадки.

Разгадка: «крест» обозначает скрещенные ноги у сидящего человека или нога на ногу, а «параллель» – рядом стоящие ноги. Соответственно, нужно назвать то положение, которое обозначало бы ноги говорящего и ноги того, кому говорят.

II. Основная часть.

Постановка цели занятия. Рассказ (3 мин.)

Педагог: Вы верно определили принцип: в данном случае нужно было обратить внимание на позу человека, на его невербальное поведение. Что включает в себя невербальное (неречевое) поведение? (выслушать ответы детей).

Вы назвали средства, с помощью которых мы общаемся. Невербальные средства общения дают нам 60–90% информации: с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая интонацию, тон голоса) – 38%, мимикой, жестами, позой – 55%. Иными словами значимо, не столько что мы говорим, а как. Мы переоцениваем слова. В гораздо большей степени значение и смысл сообщаемого содержатся в невербальных проявлениях, которыми данные слова сопровождаются.

Люди, зачастую не склонны придавать большого значения своим телодвижениям. Однако именно наши телодвижения способны не только нести в себе ту информацию, которая воспринимается нашим разумом, но также оказывать влияние на другого человека. Все мы разговариваем на языке жестов, даже не осознавая этого. Попробуйте понаблюдать за другими людьми в течение дня. В зависимости их настроения будет меняться походка, выражение лица. Глаза, руки, все тело дает собеседнику гораздо больше информации, чем мы предполагаем.

Все это тесно связано с темой нашего занятия – «Мимика и жесты».

Мимика – выразительные движения мышц лица. Одна из форм проявления чувств человека. Жест – движение рук, головы во время речи.

Вопрос к воспитанникам (2 мин.)

Хотите ли вы научиться распознавать мимику и жесты? Умеете ли вы это делать? Для чего нужно уметь пользоваться мимикой и жестами? (Мимику и жесты мы используем, чтобы наша речь была более убедительной и понятной, яркой и успешной; чтобы нас понимали и чтобы мы понимали состояние другого человека. Наша мимика, как и жесты, может быть и неуместной. Поэтому, желательно правильно пользоваться ими в соответствующих ситуациях, чтобы не попасть впросак).

Разминка «Зеркало» (3 мин.)

Подростки разбиваются на пары. Один в паре будет человеком, а второй изображает его зеркало, т. е. копирует все движения своего партнера. Затем подростки меняются ролями.

1) пришиваем пуговицу;

2) собираемся в дорогу;

3) печем пирог;

4) выступаем в цирке.

Просмотр отрывка видео из к/ф «Кавказская пленница» (2 мин.)

Что особенного в общении героев вы заметили? (Герои общались без слов)

Презентация «Что такое жест?» (5 мин.)

(Жест - движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь).

Сейчас я вам буду показывать различные жесты, а вы будете говорить, как вы думаете, что они обозначают. Подросткам демонстрируются слайды с различными жестами: жесты открытости, подозрительности и скрытности, размышления и оценки, сомнения и неуверенности, доверия и др.

Рассказ «Жесты в разных культурах» (4 мин.)

Некоторые жесты обладают одинаковым значением во всем мире, другие отличаются в разных культурах. У разных народов один и тот же жест может иметь разные значения. Например, у нас кивок головой означает «да», а в Болгарии - «нет». Чтобы общаться с помощью жестов, нужно знать, что означает определенный жест в той или иной местности:

- поднять брови: На островах Тонга этот жест означает "да" или "я согласен". В Перу - "деньги" или "заплати мне".

- держаться за ухо. В Индии - знак раскаяния или искренности. Похожий жест в Бразилии - держать мочку уха указательным и большим пальцами - означает высокую оценку.

- поглаживание щеки. В Греции, Италии и Испании означает "привлекательный", в Югославии - "успех", в других странах это может значить "больной" или "худой".

- «о’кей» – в Америке означает «все в порядке», во Франции – «ноль или ничего», в Японии «деньги»;

- поднятый вверх большой палец – «все в порядке», голосование на дороге, оскорбительный жест, в Италии при счете большой палец означает цифру «1».

Упражнение «Все в порядке» (3 мин.)

Участникам предлагается представить себя представителями различных культур и придумать собственный жест «Все в порядке» и показать его, группа повторяет жест.

Работа со схемами (Слайд) (3 мин.)

Что такое мимика? (Мимика – это движение лицевых мышц, выражение лица). Для чего она нам нужна? Именно мимика дает истинные сведения о том, что переживает человек. Лицо человека является главным источником информации, а его глаза и взгляд способны сказать больше, чем слова.

Посмотрите на слайд. Чем похожи эти люди? А чем они отличаются? Как вы это определили?

Правильно, меняется наше настроение, изменяется выражение лица.

Скажите, какое настроение изображено на каждой фотографии?

Упражнение «Покажи эмоцию» (5 мин.)

Воспитанникам раздаются карточки с написанными на них эмоциями и чувствами, которые нужно изобразить с помощью мимики и жестов – счастье, отчаяние, удовольствие, вина, печаль, тревога, интерес и т. д.

Педагог: Выражение лица – главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции – счастье, любовь, удивление; труднее воспринимаются, как правило, отрицательные.

Упражнение «Ситуации» (8 мин.)

Подростки разбиваются на группы и получают по карточке с описанием ситуации, которую нужно изобразить при помощи мимики и жестов. После подготовки каждая группа показывает свой этюд всей группе. Примеры ситуаций:

объясни маме, как ты разбила вазу;

помирись с подругой, которую ты обидела;

попроси продавца показать тебе шапку;

попроси у папы денег на новые туфли;

извинись, если кого-то нечаянно толкнула в толпе.

Педагог: «Вы без слов, только по жестам и мимике, с трудом, но все-таки смогли понять друг друга. И это очень важно - если контакт найден на начальном уровне, т. е. до слов, то речевое общение будет проходить эффективнее».

III. Завершающий этап

Рефлексия (5 мин.)

Подросткам предлагается, используя только мимику и жесты, выразить отношение к занятию. Воспитанники говорят, что запомнили на занятии о мимике и жестах, что осознали, что поняли, что узнали нового. Педагог благодарит участников за активную работу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности»Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности» Цель: нравственное воспитание подростков. Задачи: - познакомить воспитанников с понятием «нравственность» и четырьмя основными правилами.

Беседа-презентация с подростками «Полезные и вредные привычки» с использованием ИКТ Цель: 1. Познакомить с понятием «привычка», формировать и закрепить представления о полезных и вредных привычках. 2. Развивать умение анализировать,.

Психологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного телаПсихологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного тела (выступления на ГМО музыкальных руководителей) Музыкальное развитие ребёнка – дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение.

Психологическое просвещение педагога-психолога для подростков. Занятие «Самое ценное, что у меня есть» Цель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу Задачи: - создать.

Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу»Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию одну из форм завершения установочного педсовета.

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Психологическое занятие с элементами тренинга «Нужно ли готовиться к ОГЭ» для учащихся 9-х классов «Нужно ли готовиться к ОГЭ?» Прежде чем обсуждать нужно или не нужно готовиться специально, если да, то как, я предлагаю Вам послушать притчу.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Автор публикации:
Психологическое занятие с подростками «Мимика и жесты»
Опубликовано: 7 февраля 2021 в 11:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД