Анна Сокуренко
Психологическое занятие с подростками «Мимика и жесты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для понимания подростками невербального поведения (мимики и жестов) других людей и эффективной коммуникации.
Методическая цель: демонстрация педагогом использования в образовательном процессе активных методов обучения.
Задачи:
Обучающие:
• формирование и расширение представлений обучающихся об использовании невербальных средств общения (мимики и жестов);
• формирование умения использовать мимику и жесты в зависимости от ситуаций;
• формирование умения определять эмоциональное состояние человека и его позицию в общении по невербальному поведению.
Воспитательные:
Публикация «Психологическое занятие с подростками „Мимика и жесты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• воспитание культуры поведения, толерантности в общении.
Развивающие:
• развитие коммуникативных навыков;
• расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации;
• развитие творческих способностей.
Форма организации работы: групповая.
Используемые формы и методы работы: словесный (рассказ, беседа); наглядный (карточки с заданиями, слайды с видами жестов и эмоциями); дискуссии; практический (разминки и упражнения).
Дидактические материалы: карточки с заданиями, видео, презентация.
Ход занятия
I. Подготовительный этап (Разминка, подведение воспитанников к теме занятия).
Ритуал занятия «Волна» (1 мин.)
Настрой на занятие. Заряжаемся положительной энергией друг друга.
Разминка «Броуновское движение» (3 мин.)
Участники хаотично двигаются по комнате и здороваются с тем, кто ближе всего. При этом здороваться каждый раз надо по-разному: ладонями, локтями, плечами, коленками, пятками, спинами, ушами, мизинцами и т. д.
Упражнение «Крест-параллель» (5 мин.)
Цель: развитие наблюдательности, навыков социальной перцепции.
Педагог: Сейчас мы с вами немного поиграем и потренируемся в наблюдательности. Мы будем передавать по кругу другу другу мяч и при этом называть одну из фраз: крест-параллель, параллель-крест, крест-крест, параллель-параллель. Я буду говорить, правильную ли фразу вы назвали или нет. Ваша задача — определить, что означает «крест», а что - «параллель», на что нужно обратить внимание. Кто догадался – поднимает руку и проверяет правильность догадки.
Разгадка: «крест» обозначает скрещенные ноги у сидящего человека или нога на ногу, а «параллель» – рядом стоящие ноги. Соответственно, нужно назвать то положение, которое обозначало бы ноги говорящего и ноги того, кому говорят.
II. Основная часть.
Постановка цели занятия. Рассказ (3 мин.)
Педагог: Вы верно определили принцип: в данном случае нужно было обратить внимание на позу человека, на его невербальное поведение. Что включает в себя невербальное (неречевое) поведение? (выслушать ответы детей).
Вы назвали средства, с помощью которых мы общаемся. Невербальные средства общения дают нам 60–90% информации: с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая интонацию, тон голоса) – 38%, мимикой, жестами, позой – 55%. Иными словами значимо, не столько что мы говорим, а как. Мы переоцениваем слова. В гораздо большей степени значение и смысл сообщаемого содержатся в невербальных проявлениях, которыми данные слова сопровождаются.
Люди, зачастую не склонны придавать большого значения своим телодвижениям. Однако именно наши телодвижения способны не только нести в себе ту информацию, которая воспринимается нашим разумом, но также оказывать влияние на другого человека. Все мы разговариваем на языке жестов, даже не осознавая этого. Попробуйте понаблюдать за другими людьми в течение дня. В зависимости их настроения будет меняться походка, выражение лица. Глаза, руки, все тело дает собеседнику гораздо больше информации, чем мы предполагаем.
Все это тесно связано с темой нашего занятия – «Мимика и жесты».
Мимика – выразительные движения мышц лица. Одна из форм проявления чувств человека. Жест – движение рук, головы во время речи.
Вопрос к воспитанникам (2 мин.)
Хотите ли вы научиться распознавать мимику и жесты? Умеете ли вы это делать? Для чего нужно уметь пользоваться мимикой и жестами? (Мимику и жесты мы используем, чтобы наша речь была более убедительной и понятной, яркой и успешной; чтобы нас понимали и чтобы мы понимали состояние другого человека. Наша мимика, как и жесты, может быть и неуместной. Поэтому, желательно правильно пользоваться ими в соответствующих ситуациях, чтобы не попасть впросак).
Разминка «Зеркало» (3 мин.)
Подростки разбиваются на пары. Один в паре будет человеком, а второй изображает его зеркало, т. е. копирует все движения своего партнера. Затем подростки меняются ролями.
1) пришиваем пуговицу;
2) собираемся в дорогу;
3) печем пирог;
4) выступаем в цирке.
Просмотр отрывка видео из к/ф «Кавказская пленница» (2 мин.)
Что особенного в общении героев вы заметили? (Герои общались без слов)
Презентация «Что такое жест?» (5 мин.)
(Жест - движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь).
Сейчас я вам буду показывать различные жесты, а вы будете говорить, как вы думаете, что они обозначают. Подросткам демонстрируются слайды с различными жестами: жесты открытости, подозрительности и скрытности, размышления и оценки, сомнения и неуверенности, доверия и др.
Рассказ «Жесты в разных культурах» (4 мин.)
Некоторые жесты обладают одинаковым значением во всем мире, другие отличаются в разных культурах. У разных народов один и тот же жест может иметь разные значения. Например, у нас кивок головой означает «да», а в Болгарии - «нет». Чтобы общаться с помощью жестов, нужно знать, что означает определенный жест в той или иной местности:
- поднять брови: На островах Тонга этот жест означает "да" или "я согласен". В Перу - "деньги" или "заплати мне".
- держаться за ухо. В Индии - знак раскаяния или искренности. Похожий жест в Бразилии - держать мочку уха указательным и большим пальцами - означает высокую оценку.
- поглаживание щеки. В Греции, Италии и Испании означает "привлекательный", в Югославии - "успех", в других странах это может значить "больной" или "худой".
- «о’кей» – в Америке означает «все в порядке», во Франции – «ноль или ничего», в Японии «деньги»;
- поднятый вверх большой палец – «все в порядке», голосование на дороге, оскорбительный жест, в Италии при счете большой палец означает цифру «1».
Упражнение «Все в порядке» (3 мин.)
Участникам предлагается представить себя представителями различных культур и придумать собственный жест «Все в порядке» и показать его, группа повторяет жест.
Работа со схемами (Слайд) (3 мин.)
Что такое мимика? (Мимика – это движение лицевых мышц, выражение лица). Для чего она нам нужна? Именно мимика дает истинные сведения о том, что переживает человек. Лицо человека является главным источником информации, а его глаза и взгляд способны сказать больше, чем слова.
Посмотрите на слайд. Чем похожи эти люди? А чем они отличаются? Как вы это определили?
Правильно, меняется наше настроение, изменяется выражение лица.
Скажите, какое настроение изображено на каждой фотографии?
Упражнение «Покажи эмоцию» (5 мин.)
Воспитанникам раздаются карточки с написанными на них эмоциями и чувствами, которые нужно изобразить с помощью мимики и жестов – счастье, отчаяние, удовольствие, вина, печаль, тревога, интерес и т. д.
Педагог: Выражение лица – главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции – счастье, любовь, удивление; труднее воспринимаются, как правило, отрицательные.
Упражнение «Ситуации» (8 мин.)
Подростки разбиваются на группы и получают по карточке с описанием ситуации, которую нужно изобразить при помощи мимики и жестов. После подготовки каждая группа показывает свой этюд всей группе. Примеры ситуаций:
объясни маме, как ты разбила вазу;
помирись с подругой, которую ты обидела;
попроси продавца показать тебе шапку;
попроси у папы денег на новые туфли;
извинись, если кого-то нечаянно толкнула в толпе.
Педагог: «Вы без слов, только по жестам и мимике, с трудом, но все-таки смогли понять друг друга. И это очень важно - если контакт найден на начальном уровне, т. е. до слов, то речевое общение будет проходить эффективнее».
III. Завершающий этап
Рефлексия (5 мин.)
Подросткам предлагается, используя только мимику и жесты, выразить отношение к занятию. Воспитанники говорят, что запомнили на занятии о мимике и жестах, что осознали, что поняли, что узнали нового. Педагог благодарит участников за активную работу.