МААМ-картинки

Психологическое сопровождение тренировочного и соревновательного процесса

Татьяна Бородаенко
Психологическое сопровождение тренировочного и соревновательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Бородаенко Татьяна Николаевна

педагог- психолог

МКУ ДО «РК ДЮСШ»

высшая квалификационная категория

Спортивное соревнование – это очень важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и тренировка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе. Они призваны лишь обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Но было бы ошибочно рассматривать спортивные соревнования только как экзамены. Кроме того, они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.

Публикация «Психологическое сопровождение тренировочного и соревновательного процесса» размещена в разделах

Формирование и совершенствование спортивного характера – это изменение действенной стороны отношений к тренировочному процессу и соревнованиям. Чем чаще и систематичнее спортсмен самостоятельно реализует содержание этих отношений в конкретных действиях, поступках, поведенческих актах, тем лучше его спортивный характер. Без активного желания и стремления познать себя в спорте и создать себя для спорта воспитание спортивного характера невозможно. Поэтому эффект психологической подготовки более высок, когда воспитание сочетается с самовоспитанием. Отсюда процесс психологической подготовки спортсмена предусматривает два основных направления деятельности педагога, тренера : использование средств воздействия на спортсменов и обучение спортсменов методам самовоздействия.

В зависимости от того, на что направлено, на чем сосредоточено сознание, выделяют 4 группы способов саморегуляции, базирующихся на отражении спортсменом: 1) окружающего материального мира; 2) физического «Я»; 3) духовного «Я»; 4) социального «Я».

Это относится целиком и полностью к такому сложному и важному виду человеческой деятельности, как спорт. Проведение соревнований, где от спортсмена требуется полная отдача, работа на пределе своих возможностей создает ситуации, в которых спортсмену необходимо регулировать свое состояние. Если физические нагрузки велики, а спортсмен плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности, приводит к ее дезорганизации, а в результате к проигрышу, что может привести к потере уверенности в себе, к депрессии.

В настоящее время в споре равных по своим физическим, техническим, тактическим возможностям спортсменов, как правило, выигрывает тот, кто лучше умеет управлять своим психическим состоянием, кто психологически более устойчив против воздействия различных стресс-факторов, кто обладает способностью к самоконтролю и саморегуляции.

Но не только соревновательная деятельность предъявляет высокие требования к умению управлять своим состоянием. Не меньшее значение имеет способность к самоконтролю, саморегуляции и в тренировочном процессе.

Возникновение того или иного состояния - явление довольно частое в спортивной практике, обусловленное причинами объективного и субъективного характера. К субъективным причинам относятся: предстоящее выступление в соревновании, недостаточная подготовленность спортсмена, ответственность за выступление на соревновании, неуверенность в успешном выступлении, состояние здоровья (неудовлетворительное, излишняя возбудимость и тревожность как личностные качества, индивидуально- психологические особенности личности, удачное и неудачное выступление в предыдущих стартах и в первых стартах настоящего соревнования, отношение спортсмена к неудачам. К объективным причинам относятся: сила соперников, организация соревнования, необъективное судейство, поведение тренера на соревновании или отсутствие его на соревновании, настрой команды, неправильно организованная предсоревновательная подготовка

В спортивной практике распространено явление, когда спортсмены выступают в соревнованиях, недостаточно к тому подготовленные - физически, технически, тактически, психологически. Это становится, очевидно, уже в период непосредственной подготовки к соревнованию. У спортсмена появляется нежелание выступать в соревновании, что вызывает естественную для такого случая реакцию организма, не обеспечивающую мобилизационную готовность спортсмена к стартам. В результате формируется неблагоприятное психическое состояние неуверенности, тревожности, боязни, апатии. Многие тренеры не придают этому значения и включают спортсмена в команду. Естественно, что выступление спортсмена с недостаточной подготовкой не будет успешным и вызовет после соревнования отрицательные эмоции. Неоднократные выступления спортсмена при недостаточной подготовленности приводят к закреплению отрицательных эмоций, нежеланию выступать в соревнованиях и постоянному возникновению неблагоприятных предстартовых состояний по принципу условного рефлекса.

Для того чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, необходимо психологически готовиться к условиям спортивной деятельности.

Лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте — важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование — это и разрядка накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях — это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства.

Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.

Уровень соревнований оказывает значительное влияние на психику спортсмена, что, в свою очередь, требует определенной степени психологической готовности. Поэтому на практике осуществляются два типа психологической подготовки спортсменов к соревнованиям : общая, и специальная к конкретному соревнованию

Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер — важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закрепляется, однако формируется он в тренировочном процессе.

Основные критерии спортивного характера:

- стабильность выступлений на соревнованиях;

- улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;

- более высокие результаты в период соревнований по сравнению с тренировочными;

- лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.

Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие как на сознание, так и на подсознание. Конкретные виды и методы работы должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека.

Лекции и беседы направлены на психологическое образование спортсменов. Их содержание должно включать в себя: объяснение особенностей психических состояний, характерных для спорта; обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т. п. Следует помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.

Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно направлено на спортсмена. В данном случае основной метод воздействия — косвенное внушение.

Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции. Метод — самовнушение.

Размышления и рассуждения. Это способы перевода внушений в самовнушения, но только методом самоубеждения.

Комплексное использование данных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена. В последующем (в период соревнований) это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания

Действенную помощь в осуществлении психологической подготовки спортсменов к соревнованиям оказывает такой прием, как использование в процессе тренировок специальных упражнений, позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям.

Самым эффективным способом психологической подготовки спортсмена к успешному выступлению в соревнованиях является участие в соревнованиях. Для того чтобы решить эту противоречивую задачу, необходимо реализовать соревновательные условия в учебно-тренировочном процессе. Соревновательные упражнения часто и эффективно используются тренерами в ходе подготовки спортсменов как в процессе технической и физической подготовки, так и при передаче специальных знаний. Существуют методы обучения и тренировки спортсменов в целях подготовки их к выполнению целостной соревновательной деятельности : учебные игры в баскетболе, футболе.

Необходимо использовать следующие способы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.

Контрольные мероприятия.

Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования, для которых характерны следующие элементы психологической напряженности : спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе, соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты.

Важно, что присутствуют на этих соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья спортсменов, руководители спортивной организации, это повышает значимость мероприятия в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать основные для данного вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения спортивной борьбы.

Товарищеские встречи.

Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов-участников.

Психофизические упражнения.

Эти упражнения характеризуются выполнением определенных тактических задач при наличии физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств

Психотехнические упражнения.

В их основе лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной точности технических действий соревновательного характера.

Осуществление этих упражнений требует: 1) постановки и решения достаточно сложных (в зависимости от уровня мастерства спортсмена) психологических задач; 2) использования для решения поставленной задачи основных технических соревновательных действий

Основная задача специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию — создание состояния психической готовности к выступлению. Состояние психической готовности к соревнованию — целостное проявление личности спортсмена.

Элементы готовности спортсмена к соревнованиям

№ п/п Элементы готовности Характеристика

1 Трезвая уверенность

в своих силах Основана на определении соотношения своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих соревнований

2 Стремление упорно и до конца бороться

за достижение соревновательной цели, за победу Выражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения вести соревновательную борьбу за достижение цели

5 Оптимальный уровень

эмоционального возбуждения Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной деятельности, индивидуально - психологическим особенностям спортсмена, масштабу и рангу соревнований

4 Высокая

помехоустойчивость Выражается по отношению к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, проявляется в «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию

5 Способность произвольно управлять своими

действиями,

чувствами,

поведением При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое пове-дение соответственно морально-этическим нормам

Система специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию включает :

- сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации ( зависят от вида спорта: в лыжных гонках «важно знать место проведения, в некоторых других случаях основой является информация о соперниках

Процесс психологического обеспечения спортивной деятельности можно представить как управление подготовительной и соревновательной деятельностью. Особенно выделяется своей сложностью управление соревновательной деятельностью спортсмена.

Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.

Успех психологической подготовки спортсменов к соревнованиям во многом зависит от того, как она спланирована. Конкретный план должен быть составлен тренером и исходить из комплекса особенностей: вид спорта, возраст и мастерство спортсменов, их индивидуальные особенности.

При составлении общего плана (образца) психологической подготовки спортсменов к соревнованию следует учитывать :

1) возраст спортсменов, для которых предназначена разработка;

2) уровень их спортивного мастерства;

3) цели и задачи психологической подготовки; включать в план конкретные мероприятия в полном соответствии с ними;

4) средства обучения и воспитания, включенные в план, должны быть распределены на общие (средства общей психологической подготовки, специальные (средства специальной психологической подготовки) и предназначенные для ситуативного управления (средства секунднрования);

5) средства психодиагностики (отбор, переводные мероприятия, средства для определения динамики роста личностного развития и спортивного мастерства, средства психогигиены (контрольные средства слежения за психическим состоянием спортсмена, восстановительные мероприятия, средства общего психического развития (средства, предназначенные для развития памяти, интеллекта, волевых качеств и т. п., средства специального психического развития (мероприятия, способствующие развитию таких психических качеств, способностей и свойств, которые особенно ценны в данномвиде спорта);

6) методы и средства, направленные на формирование эмоциональной устойчивости спортсмена к экстремальным ситуациям соревновательного характера;

7) совершенствование качества спортсмена (например, блок мероприятий, направленных на формирование волевых качеств

Цели и задачи психологической подготовки должны полностью соответствовать целям и задачам физической, технической и тактической подготовки.

Целесообразно было составить программу психологической подготовки, которая отвечает вышеуказанным требованиям и может служить образцом для организации самостоятельной работы тренера по планированию психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в любом виде спорта.

Программа психологического сопровождения тренировочного процесса и предсоревновательной подготовки составлена была в 2014 году по анализу тренировочного процесса и выступления на соревнованиях с целью повышения эффективности тренировочного процесса.

Специальная подготовка к соревнованиям показала каким образом с учетом индивидуальных особенностей воспитанников можно добиться результативности.

Проводя наблюдения работы тренера- преподавателя Летковской Т. К, в индивидуальной беседе были выявлены причины технических нарушений ведения игры, что способствовало нарушению командной игры.

Проведены диагностики по программе «Методика парных сравнений», «Самооценка отношений с тренером», «Анкета психической надежности»,выявлены причины, проведена корректировка тактических задач. В итоге призовое место.

Индивидуальная работа с воспитанником тренера- преподавателя Портянко Ю. М. показала насколько верен правильный выбор вида спорта и взаимоотношения с тренером воспитанников. Ребенок посещал отделение акробатики, достиг уровня второго разряда и прекратил посещать тренировки. В беседе с родителями и воспитанником выяснились причины и ребенку было рекомендовано с учетом его желаний, сменить вид деятельности. В краткий срок ребенок адаптировался в группе и стал довольно перспективен в тренировочной и соревновательной деятельности. Конечно и со стороны тренера проведена большая работа по признанию заслуг подопечных. Иногда просто не хватает спортивной злости в соревновательном процессе, поэтому тренерам рекомендовано посте соревнований проводить анализ деятельности воспитанников и научить детей правильно реагировать на замечания и похвалы.

Программа апробируется на других воспитанников с учетом корректировки на индивидуальные виды спорта.

Публикации по теме:

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение в ДОУ» Режим дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастики. На утренней гимнастике решаются задачи музыкального, физического воспитания.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу»Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию одну из форм завершения установочного педсовета.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Сценарий тренировочного занятия с дошкольниками по подготовке к исследовательской практике «Исследования «Сахар» Воспитатель показывает изображение сахара, спрашивает у детей: «Что бы вы хотели узнать о сахаре?» Дети задают вопросы: - Для чего людям.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение тренировочного и соревновательного процесса
Опубликовано: 17 октября 2021 в 15:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое сопровождение тренировочного и соревновательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бородаенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД