Папки-передвижки

Психологическое сопровождение развивающего компонента ФГОС как одно из условий обеспечения качества дошкольного образования

Анжелика Делова
Психологическое сопровождение развивающего компонента ФГОС как одно из условий обеспечения качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Современное дошкольное образование важнейшей своей задачей

считает полноценное развитие ребенка. Решение данной задачи требует

поиска наиболее эффективных путей её достижения. Защита прав человека

на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с

индивидуальными возможностями становятся сферой деятельности, в

которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников,

педагогов, психологов, всего общества в целом.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают

Публикация «Психологическое сопровождение развивающего компонента ФГОС как одно из условий обеспечения качества дошкольного образования» размещена в разделах

психическое здоровье детей, индивидуализация образовательных маршрутов,

создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно

изменяет всю образовательную ситуацию в саду, определяя точное место

формам и видам приложения психологических знаний в содержании и

организации образовательной среды, что делает обязательной, конкретной и

измеримой деятельность психолога как полноценного участника

образовательного процесса.

На смену учебной модели организации образовательного процесса в

детском саду, в которой определяющим являлось педагогическое

воздействие воспитателя на дошкольников, приходит новая образовательная

модель, предполагающая совместную деятельность взрослого и детей в

процессе овладения образовательным содержанием. В связи с эти, с одной

стороны, встает вопрос о принципах организации и содержании

эффективного взаимодействия взрослого с детьми в детском саду, с другой

стороны - об экспертной оценке его эффективности, которая позволила бы

дать качественную характеристику деятельности воспитателя.

В рамках современной модели организации образовательного процесса

в детском саду проблема разработки инструментария, направленного на

оценку взаимодействия воспитателя с детьми в процессе реализации

основной образовательной программы ДОУ, является очень актуальной.

Показателем эффективного взаимодействия взрослого с детьми

является эмоциональная и познавательная включенность и активность детей

в процессе овладения ими образовательным содержание.

Наиболее эффективным методом, считаю, позволяющим выявить

особенности поведения, является наблюдение. В качестве средства фиксации

результатов наблюдения обычно использую карту наблюдения, котораяпозволяет оценить эффективность взаимодействия педагога с

дошкольниками, которая определяется, с одной стороны, условиями, которые

обеспечивает взрослый, а с другой - результативностью взаимодействия

взрослого с детьми. На основании этого и были выделены параметры

наблюдения, позволяющие оценить эффективность взаимодействия

воспитателя с детьми.

Было выделено четыре параметра наблюдения:

1) "Характеристика средств общения, используемых воспитателем при

взаимодействии с детьми"

(Эффективное взаимодействие с детьми возможно только в том случае,

если речь педагога соответствует их возрастным особенностям,

эмоционально выразительна, вызывала интерес детей к образовательному

содержанию, способствовала эмоциональной отзывчивости на происходящие

события.);

2) "Характеристика образовательного содержания, реализуемая

воспитателем при взаимодействии с детьми"

(В рамках организуемой совместной деятельности для ребенка должны

быть определены мотивы, цель, действия, необходимые для достижения

поставленной цели, должна происходить оценка результата. А так же

организованна необходимая развивающая предметно-пространственная

среда, соответствующая возрастным особенностям детей, отвечающая

требованиям СанПиНа и нормативно-правовым документам,

регламентирующим образовательную деятельность в ДОУ);

3) "Характеристика организуемой совместной деятельности с детьми"

(Это осмысленность происходящего ребенком, его инициатива и

активность. А так же воспитатель должен придерживаться партнерской

позиции: вместе с детьми обсуждать возможные действия, сначала дает

возможность высказаться детям, проверить их предположение, помогает в

выборе оптимального решения);

4) "Реализация образовательных задач"

(Образовательная деятельность с детьми может считаться успешной и

результативной, если в процессе совместной деятельности участники были

активны, инициативны, взаимодействовали по поводу образовательного

содержания, поставленные образовательные задачи были решены) .

Первые три из этих параметров относятся к характеристике условий

взаимодействия взрослого с детьми, а четвертый - к его результативности.

Именно на основании этих характеристик можно оценить результаты

взаимодействия взрослого с детьми в образовательной ситуации. Карта наблюдения позволяет на основании выделенных параметров

осуществить комплексную характеристику взаимодействия педагога с

детьми.

Таким образом, карта наблюдения позволяет:

-оценить обеспеченные взрослым условия для эффективного

взаимодействия и результативность этого взаимодействия;

-оценить каждый из четырех наблюдаемых параметров взаимодействия

педагога с детьми;

-выявить и определить имеющиеся сложности в организации

взаимодействия взрослого с детьми.

Наличие в рамках каждого наблюдаемого параметра нескольких

критериев позволяет дать качественную характеристику особенностям

взаимодействия воспитателя с конкретной группой детей, выявить

возникающие сложности и понять их причину.

Данный инструмент оценки эффективности взаимодействия

воспитателя с детьми в ходе занятий может быть использован в целях

внешней или внутренней экспертизы профессиональной деятельности

педагога.

Психологическое сопровождение, включающее экспертную

деятельность, реализуется на основе планирования психолого-

педагогической работы. Администрация ДОУ совместно с педагогом-

психологом и старшим воспитателем составляют план психолого-

педагогической работы в соответствии с актуальными возрастными задачами

и индивидуальными особенностями детей, а также целями и задачами,

стоящими перед образовательным учреждением.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются :

· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и

динамику его психологического развития в процессе образовательной

деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

· создать оптимальные социально-психологические условия личностного и

интеллектуального развития обучающихся ДОУ, в т. ч. соблюдая принцип

преемственности на каждом возрастном этапе;

· создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению

уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов,

родителей (законных представителей) в условиях введения ФГОС.

Первые две задачи решаются мною систематически на основе

экспертной деятельности. Например, в ФГОС четко прописано, каким

должен быть ребенок при поступлении в первый класс. Главное его качество

– наигравшийся. Весь образовательный процесс нацеливается на игру, таккак игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Проведя экспертизу

игровой деятельности детей через наблюдение, беседы, анкеты для педагогов

.и родителей, оказалось, что такое привычное занятие для детей как игра –

вызывает определенные затруднения у детей. Дети, которые должны играть -

испытывают здесь трудности. Почему же дети испытывают трудности?

Потому что дети привыкли, что ими постоянно управляли, говорили, что

нужно делать, лишали их самостоятельности и инициативы. С этой целью

мною был проведен семинар-практикум для педагогов «Игра - как ведущий

вид деятельности дошкольника», по ходу семинара воспитатели освежили

теоретические знания об игре и разработали технологические карты

сопровождения игры.

Анализируя полученные данные, мы стали перестраивать весь процесс

сопровождения детей. Большое внимание стало уделяться формированию и

развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность,

любознательность, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

В работе психолога после проведенной экспертной деятельности,

приоритетным направлением, на мой взгляд, является профилактическая

деятельность, которая направлена на развитие коммуникативных

способностей и социальной адаптации детей, развитие познавательных и

творческих способностей у детей, развитие эмоциональной сферы. Работа с

детьми в ДОУ проводится в форме развивающих занятий, тренинговых

упражнений, предпочтение отдаю групповым играм.

Отдельно хотела бы выделить возможности экспертной оценки в

диагностике особенностей эмоционально-личностной сферы дошкольника,

т. к. данное направление является приоритетным в моей деятельности. Я

предлагаю всем участникам образовательного процесса предъявить данный

запрос через проведение анкетирования. Подобная анкета представлена в

книге Л. М. Шипициной, О. В. Заширинской, А. П. Вороновой, Т. А. Ниловой

" Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со

взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет)" (СПб,1998)

Желательно, чтобы на вопросы анкеты ответило как можно больше

взрослых. В семье- как родители, так и бабушка, дедушка, братья и сестры. В

ДОУ экспертную оценку предлагаю всем сотрудникам, работающим с

детьми: воспитатели, музыкальный руководитель, логопед. Чем больше

взрослых примет участие в анкетировании, тем больше данных для анализа

будет у нас- психологов.

При обработке экспертных данных оценок мы выявляем:

1) Актуальные проблемы развития каждого ребенка (критерии

,набравшие наибольшее количество баллов по всем экспертным оценкам);2) условия, способствующие проявлению эмоционально-личностных

особенностей (при сравнении баллов, полученных по одному и тому же

критерию в оценках членов семьи и педагогов); (может оказаться, что

некоторые качества ребенка проявляются только дома, значит, вероятно

,этому способствуют семейные взаимоотношения, местом приложения

коррекционных мероприятий тогда становится семья. Или может

наблюдаться обратная ситуация, когда проявлению этих особенностей

способствует обстановка в детском саду;

3) наиболее актуальные проблемы группы (сумма баллов по каждому

критерию. набранных всеми детьми группы); эти данные помогают

определить приоритеты в коррекционно-развивающей работе с данной

группой при проведении фронтальных занятий;

4) детей "группы риска"(дети, набравшие наибольшие суммы баллов по

критериям, во всех экспертных оценках);

5) воспитанников, при взаимодействии с которыми у конкретных

педагогов могут возникнуть трудности; такие данные помогают в выборе

индивидуального подхода к ребенку. Тогда педагог, испытывающий

наименьшие трудности в общении с данным малышом, берет на себя

большую часть индивидуальной работы.

Эта экспертная оценка выступает, как первичная скрининговая

диагностика эмоционально-личностной сферы дошкольника. Она помогает

участникам образовательного процесса осознать и сформулировать запрос на

коррекционную работу и может стать опорным материалом для проведения

консультаций для педагогов и родителей по вопросу взаимодействия с

детьми.

Экспертная оценка служит для того, чтобы легче было прослеживалась

динамика развития при предъявлении анкеты через заданный промежуток

времени (например, два раза в год- осенью, весной,или выяснялась

результативность коррекционных мероприятий (до и после коррекционных

занятий).

(Анкета в приложении №1)

(журнал «Обруч» №5 за 2004г.)

Перестройка образовательного процесса, так же предполагает

изменения в деятельности самих педагогов. Параллельно решаю третью

задачу - создание психолого-педагогических условий, способствующих

повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности

педагогов и родителей. Поэтому большое внимание уделяю педагогическим

кадрам: их профессиональным качествам, знаниям детской психологии. Здесь также обязательным является экспертная деятельность психолога и

оценка взаимодействия педагога с детьми.

В сентябре 2014 года мною была проведена диагностика по выявлению

уровня готовности педагогов ДОУ к изменениям в связи с введением ФГОС

и выявлению профессиональных затруднений. 59% педагогов выразили

положительную готовность к изменениям своей деятельности, остальные

педагоги 41% - частично считали себя не готовыми к изменениям.

Многие педагоги формально выразили готовность к изменениям, но

практика показала, что педагог сохраняет прежнее содержание

образовательного процесса, изменяя только внешнее составляющие, что

снижает результативность образовательной деятельности и вызывает еще

большее эмоциональное отторжение инноваций частью педагогов.

Некоторым педагогам оказалось непросто мотивировать себя к принятию и

включению в реализацию происходящих изменений. Мы столкнулись с тем,

что изменения, ожидаемые от педагогов, иногда весьма негативно влияют на

психическое здоровье и эмоциональное благополучие воспитателей,

оказавшихся неготовыми их принять.

При анализе данной экспертизы: анкетирования и наблюдений за

образовательным процессом в детском саду в моей профессиональной

деятельности произошло в смещении приоритета на профессиональную и

личностную поддержку воспитателей. В рамках перехода на ФГОС мне

пришлось сосредоточиться на формировании мотивационной сферы

педагога, развитии его креативности, готовности к инновационной

деятельности. Введение стандартов предъявляет новые требования к уровню

психолого-педагогической компетентности всех специалистов обра-

зовательного учреждения.

Я провела мониторинг по отслеживанию рисков и механизмов их

преодоления для повышения психолого-педагогической компетентности

педагогов, развитие навыков эффективного взаимодействие с детьми и их

родителями, развития навыков саморефлексии и самоанализа, профилактики

профессиональных затруднений и эмоционального выгорания педагогов.

Затем с этой целью проводила тренинговые занятия и семинары-практикумы,

индивидуальные консультации с педагогами.

Не остались без внимания и родители наших дошкольников.

Анкетирование родителей показало, что определенная часть родителей (62

%) негативно относится к изменениям в образовании в связи с введением

ФГОС, это связана с тем, что родители не интересуются научными аспектами

дошкольного образования и являются консервативными в области

образования. В связи с этим мною осуществлялось психолого-педагогическое

просвещение родителей по различным темам, связанными с образованием :

«Знакомство с ФГОС», «Психологические особенности воспитанников

дошкольного образования».

Для создания оптимальных социально-психологических условий

личностного и интеллектуального развития провожу экспертную оценку

развивающей среды.

Отличительная особенность ФГОС дошкольного образования

предполагает "психолого-педагогическую поддержку позитивной

социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста".

Он направлен на "поддержку активной инициативы ребенка" и учитывает

"ценность индивидуализации развития" дошкольника. При этом контролю

подвергается не личность, а «предметные условия», в которых развивается

ребенок - пространство, игрушки и т. д. Кроме индивидуализации развития

ребенка, одной из установок стандарта является поддержка «сотрудничества

детей друг с другом". "Впервые в стандарте это задается как условие».

Организацию развивающей среды с учетом ФГОС строим таким

образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать

индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,

уровня активности.

Делая экспертную оценку развивающей среды в ДОУ с помощью

наблюдения, учитываю:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую,

воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную

функции. Но самое главное – она должна работать на развитие

самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда

должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Её содержание должна быть организована в соответствии с основными

принципами-дистанции, позиции при взаимодействии, активности,

самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального

благополучия, открытости-закрытости, стабильности- динамичности,

комплексирования и гибкого зонирования, учитывает индивидуальные

социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает

оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и

предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности

дошкольников.

4. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо

учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья,

психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и

речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными

тонами.

7. При создании развивающего пространства в групповом помещении

необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от

возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной

программы.

9. Среда должна учитывать индивидуальные интересы, склонности,

предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на

свободу выбора; учитывать возрастные и полоролевые особенности детей и

предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и

материалов.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой

системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не

только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах

предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять,

приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать

вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является

непременным элементом в осуществлении педагогического процесса,

носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда-

это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения

педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования

отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития

жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации

внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения

потребностей субъекта.

Таким образом, создавая развивающую среду любой возрастной

группы в ДОУ, напоминала воспитателям, что необходимо учитывать

психологические основы конструктивного взаимодействия участников

воспитательно-образовательного процесса и психологические особенности

возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения качества

образования детей - искренняя заинтересованность в успехе, а такжеединство взглядов значимых взрослых - родителей, воспитателей,

специалистов детского сада.

И я считаю, что одним из условий обеспечения качества дошкольного

образования является психологическое сопровождение развивающего

компонента ФГОС ДО. Так как на наш взгляд, именно активный,

мотивированный педагог - является одним из важнейших условий

повышения качества дошкольного образования

Публикации по теме:

Обогащение развивающей среды — одно из условий формирования личности ребёнка Что такое развивающая среда? Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая.

Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство — определяющий фактор обеспечения качества образования В рамках темы конференции «Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство - определяющий фактор обеспечения качества образования».

Иновационный проект «Использование ИКТ для обеспечения качества образовательного процесса» Цель инновации (нововведения): Повышение эффективности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании дошкольников,.

Консультация для родителей «Психологическое сопровождение гиперактивного ребенка» Среди важных проблем для большинства семей и педагогов остается каждодневное поведение дошкольников. Согласитесь: очень спокойные и тихие.

Обновление содержания методического обеспечения образовательного процесса-одно из условий успешной работы муз. руководителя Сегодня в России на фоне проведения современного ФГОС происходит гуманизация образовательного процесса, обновление содержания его методического.

Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов в ДОУ ПОЛИТИКА обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания.

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному.

Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием.

Психологическое сопровождение родителей в ДОУ В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, как технология сбережения психического здоровья дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение развивающего компонента ФГОС как одно из условий обеспечения качества дошкольного образования
Опубликовано: 25 августа 2016 в 22:47
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое сопровождение развивающего компонента ФГОС как одно из условий обеспечения качества дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Делова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД