Мария Сергеева
Психологическое исследование «Готовность педагогов к инновациям»
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность к инновациям включает три основные компонента:
1. Психологический ( личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);
2. Теоретический (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и так далее);
3. Практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).
Публикация «Психологическое исследование „Готовность педагогов к инновациям“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
После изучения теоретического аспекта по проблеме готовности педагогического коллектива к введению инноваций, нами были подобраны диагностические методики, которые мы апробировали на практике.
• Анкета 1. Восприимчивость педагогов к новому.
• Анкета 2. Барьеры, препятствующие освоению инноваций.
• Анкета 3. Уровень новаторства педагогов в ДОУ.
Данный диагностический инструментарий позволит выявить уровень готовности каждого педагога к реализации инновационной деятельности, определить слабые позиции готовности и спроектировать дальнейшую работу по формированию готовности к реализации инновационной деятельности.
Исследование «Готовность педагогов к инновациям»
Анкета № 1: Восприимчивость педагогов к новому
1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?
2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
4. Вы сотрудничаете с методической службой ДУЗ, города?
5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
6. Вы открыты новому?
Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам определялся по формуле: К= Кфакт / К макс, где К – уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам; Кфакт – фактическое количество баллов, полученное всеми педагогами; Кмакс – максимально возможное количество баллов.
Критический уровень – К ‹ 0,45
Низкий уровень – 0,45 ‹ К ‹ 0,65
Допустимый уровень - 0,65 ‹ К ‹ 0,85
Оптимальный уровень - К › 0,85
Анкета № 2: Барьеры, препятствующие освоению инноваций
Какие барьеры препятствуют освоению Вами инноваций? ответ
Отсутствие материальных стимулов
Большая учебная нагрузка
Слабая информированность о возможных инновациях
Отсутствие помощи
Разногласия, конфликты в коллективе
Плохое здоровье, другие личные причины
Небольшой опыт работы
Убеждение, что эффективно работать можно и по-старому
Чувство страха перед отрицательными результатами
Анкета № 3: Уровень новаторства педагогов в коллективе ДОУ
К какой группе педагогов, на Ваш взгляд, Вы относитесь? Выберите один из вариантов ответа.
Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.
Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим.
Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы.
Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство педагогов.
Группа Е. Вы последними осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.
Чем малочисленнее группы Д и Е, тем выше уровень ИППК (инновационного потенциала педагогического коллектива).
Наблюдение за деятельностью педагогов на предмет готовности к введению инноваций
Важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями.
1. Восприимчивость педагогов к новому — это потребность в постоянном профессиональном росте.
Восприимчивый к нововведениям педагог :
-стремится внедрить передовой опыт в практику;
-постоянно занимается самообразованием;
- привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
- анализирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными руководителями;
- умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.
2. Подготовленность к освоению новшеств включает в себя:
- информированность о новшествах,
- наличие потребностей в обновлении педагогического процесса,
- имеет знания и умения для успешной профессиональной и исследовательской деятельности.
3. Степень новаторства педагогов в коллективе.
Ученый К. Ангеловский выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства: новатор, передовик, умеренный, предпоследний, последний.
1. Группа «Новаторов». Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.
2. Группа «Передовиков». Педагоги, которые первые осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации.
3. Группа «Умеренные». Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег.
4. Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.
5. Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности.
Педагоги, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, оказывают сопротивление в разной форме. В связи с этим задача методической службы ДОУ — формировать в коллективе чувство неудовлетворенности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях.