Галина Ставицкая
Эссе методиста по инновациям
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
Ставицкая Галина Михайловна
«Ясли - сад №29 «Балдурен» Карагандинская область, город Сатпаев
В чем заключается миссия методиста по инновациям?
Перед каждым человеком рано или поздно встает вопрос выбора жизненного пути. Я сама ходила в детский сад и с теплотой вспоминаю своего воспитателя, но няня у нас была человеком жестким и к детям относилась, мягко говоря, грубо. Мне особенно запомнился маленький, щупленький мальчик, которого няня постоянно ругала, то за то что он слабый, то за то что он не успевал за всеми детьми, а то и просто ни за что. И я поставила перед собой цель: стану педагогом и никогда не допущу, чтобы обижали детей. И вот уже 37 лет я работаю в детском саду. Сначала воспитателем, затем методистом, а в данное время методистом по инновациям. Мне повезло в том, что меня назначили методистом в детский сад, где я уже проработала более 10 лет. Коллектив на 50% состоял из молодых специалистов (от 25 до 35 лет, которые обладали знаниями, умениями и навыками. Молодые педагоги имели: здоровье, образование, способности и компетенции, мотивацию к работе и обучению, профессиональные навыки. Я, конечно, имела поверхностное представление о способностях каждого педагога детского сада, исходя из просмотренных открытых занятий, различных мероприятий. Но не представляла на кого можно положиться, привлечь к проведению семинаров, консультаций, мастер – классов, тренингов. И первое что я сделала, я составила план диагностики (на учебный год) инновационного потенциала педагогического коллектива через анкетирование. Анкетирование состояло из таких тем как: «Диагностика проблем педагога», «Психологическое здоровье педагога»,
Публикация «Эссе методиста по инновациям» размещена в разделах
«Уровень стресса», «Эмоциональное выгорание», «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»,
«Антиинновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций», «Уровень новаторства педагогов в коллективе ясли – сада»,
«Степень владения самостоятельной работой», «Информационная готовность педагогического коллектива», «Творческий потенциал педагога». Проведя анализ анкет, использовала их результат при планировании работы с педагогами. Одной из слабых стороной педагогов было неумение работать над самообразованием. В связи с этим одной из главных задач моей методической работы стало : систематизировать представления педагогов о возможностях самостоятельной работы в системе повышения квалификации2. Я включила в план семинаров такие темы как: «Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции», «Изучаем, обобщаем, делимся», «Электронное портфолио педагога». Педагоги в данное время могут составлять свой индивидуальный образовательный маршрут, компонентом которого стала их самостоятельная работа. В детском саду пополнилась фонотека электронными портфолио педагогов, где собраны такие сведения как: самообразование педагогов, проекты, обобщение опыта работы, конспекты занятий ОУД по всем видам деятельности и возрастам, перспективные планы, дидактический материал к занятиям и др. Портфолио дало возможность педагогам продемонстрировать и поделиться теми результатами практической деятельности, которые они считают наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяют демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами. Данный материал доступен для всех педагогов детского сада.
Современные преобразования в казахстанском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны3. Инновационный всплеск в образовании вызвал необходимость быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, генерировать новые идеи. И миссия методиста по инновациям состоит в формировании нового типа педагога – профессионала, обладающего педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой, способного на практике реализовать достижения отечественной и мировой педагогических наук. Быть не просто проповедником идей и новаций, а донести идею, мысль до педагога так, чтобы у него появилось вдохновение, вдохновение творить, вдохновение узнавать что-то новое, чтобы появилось внутреннее стремление души выразить себя, потребность сообщить свои приобретения другим.
Для того чтобы идти в ногу со временем, я повышала свою квалификацию через курсы для: воспитателей, психологов, методистов, ИТС, посещала областные, городские семинары, вебинары и др., перелопатила, в полном смысле этого слова, кучу литературы по педагогике, психологии. Для того чтобы делиться знаниями с педагогами, я изучила такие виды деятельности как: проектно-исследовательская, Коучинг, Lesson Study, Action Research, наставничество. Самое сложное для меня было составить Стратегию развития ясли – сада. Надо было сделать анализ работы детского сада за 3 года, поставить цель дальнейшей работы, исходя из результатов анализа. Большую помощь, в составлении Стратегии оказала методист УМЦ РО Бугубаева А. Д, которая давала консультации, советы, рекомендации, научила правильно ставить цель, задачи, составлять проекты, соблюдать стандартизацию при оформлении документов, определять сильные и слабые стороны организации (SWOT-анализ). Исходя из задач ясли – сада, мы стали работать по 14 проектам: «Использование нетрадиционных методов при проведении физкультурных занятий», «Здоровый малыш», «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей», «Книжкин дом», «Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр», «Вокальное воспитание дошкольников», «Развитие музыкально – ритмических движений у детей», «Ты, я, он, она вместе дружная семья», «Юный лингвист», «А я знаю наизусть», «Балалар тілдер лемінде», «Психологическая готовность ребенка к школе», «Использование ИКТ для формирования открытого информационного пространства в ясли - саду», «Умные игры», которые охватывают все образовательные области. В процессе написания Стратегии выявились случайные, полезные и системные инновации. Одним из системных инноваций является областной социально – педагогический проект «Заочный детский сад», в котором наша организация участвует с 2015 года. За 4 года участниками проекта стали 150 семей. Проект «Заочный детский сад» является интерактивной формой, поскольку осуществляет активное взаимодействие специалистов с семьями детей раннего возраста, стоящими в очереди в ясли - сад. Ставка методиста по инновациям и была введена в штат ясли – сада из - за данного проекта.
Я считаю, что миссия методиста по инновациям включает в себя такие основные функции как: информационно-организаторская, организационно-педагогическая, прогностическая, аналитическая, контрольно-диагностическая, инновационная. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга. Но ни одна миссия, в том числе и миссия методиста по инновациям, не выполнима без личностных человеческих качеств. Еще великий К. Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность методиста по инновациям, его отдельные качества, как бы проецируются на педагогов, с которыми он работает. Высокий моральный облик, нравственная чистота, деликатность и такт – необходимые качества личности методиста по инновациям. Ответственность и добросовестность, трудолюбие и терпение, настойчивость и оптимизм, гуманистическая направленность – вот «арсенал» его личностных качеств.
В завершении хочу сказать, что каждый человек как личность реализуется в своей профессии. Очень важно выбрать правильный путь в жизни. Именно любимое дело, а в моем случае профессия методиста – по инновациям, помогает мне и моим педагогам создать в ясли – саду пространство, обеспечивающее укрепление здоровья, разностороннее развитие ребенка, формирование у него творческих способностей, интеллектуальных возможностей, соответствующих требованиям социального заказа государства и семьи.
Используемая литература:
1. Повышение качества человеческого капитала Казахстана на основе стандартов ОЭСР.
2. Организация самостоятельной работы слушателя в системе повышения квалификации и переподготовки.
3. Современные тенденции в условиях обновления системы дошкольного воспитания.