Буланчик Наталья
Семинар для педагогов «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара-практикума : систематизировать знания педагогов о психологическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны здоровья детей.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с понятием «психологическое здоровье».
2. Cпособствовать повышению психологической компетентности педагогов в рамках темы.
Публикация «Семинар для педагогов „Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье». Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения, выделяют три составляющих здоровья :
1. Физическое здоровье - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;
2. Социальное здоровье - гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).
3. Психологическое здоровье. Что же такое психологическое здоровье. Самое простое определение психологического здоровья состоит в отсутствии психических расстройств. В психологии термин «психологическое здоровье» толкуется как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности». "Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам).
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Портрет психологически здорового человека.
Это человек – спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией, принимающий самого себя и признающий ценность и уникальность окружающих его людей, умеющий брать ответственность за свою жизнь, самого себя и извлекать уроки из неблагоприятных ситуаций, его жизнь наполнена смыслом (осознанным или неосознанным).
Основными показателями сформированности психологического здоровья детей дошкольного возраста являются :
-Быстрая адаптация к условиям ДОУ;
-Высокий уровень коммуникативных навыков; доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
1. Отсутствие нарушений в поведении; поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
2. Положительная мотивация к социальной деятельности;
3. Положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
4. Равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность.
Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Это такие дети: гиперактивные, замкнутые, тревожные, агрессивные.
Существуют факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
Их можно разделить на две основные группы:
- средовые (все, что окружает ребенка)
- субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением.
Семейные факторы.
Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.
В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка в семье. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления.
Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
На эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей.
К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушение в сфере детско-родительских отношений.
Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная семейная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.
Неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями :
-Не налажена взаимосвязь с педагогом.
-Конфликтные отношения со сверстниками.
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
Конечно, большая роль в сохранении и укреплении психологического здоровья детей принадлежит родителям. Но в тоже время, вопросы о психологическом здоровье должны быть обращены, и к педагогам, т. к. большую часть времени дети находятся в детском саду.
Одна из основных задач детского сада: сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Условия для решения этой задачи:
1. Создание благоприятного психологического климата, комфорта в каждой возрастной группе.
2. Удовлетворение важных потребностей ребё нка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего.
3. Организация непосредственно образовательной деятельности с учётом психологических и физиологических возможностей ребёнка.
4. Единство требований к ребёнку со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей.
5. Эмоциональное благополучие педагога.
Одним из условий решения основной задачи детского сада по укреплению и сохранению психологического здоровья детей, является: создание благоприятного психологического климата, комфорта в группе детского сада.
Психологический комфорт - это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собою.
Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата.
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребё нка в детском саду необходимо:
-Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
-Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
-В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
-Быть затейником и участником детских игр и забав.
-В затруднительных для ребё нка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
-Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
-Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.
-Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
-Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
-Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы.
Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции. Начнем с себя. Существует несколько упражнений на саморегуляцию для педагогов, рассмотрим несколько.
Комплекс упражнений, которые способствуют
повышению энергетического потенциала.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой : «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».
3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».
8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».
10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
Практический инструментарий
Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции. Начнем с себя. Существует несколько упражнений на саморегуляцию для педагогов, рассмотрим несколько.
1) Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения через дыхание
Сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет лёгкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает лёгкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.
2) Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.
• Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления.
Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
•Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь.
Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
•Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
3) Поперечное расслабление и напряжение.
4) Диафрагмальная гимнастика.
А сейчас немного отдохнем и поиграем.
Игра-активатор “Друг к дружке”
Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.
Правая рука к правой руке! Друг к дружке!
Нос к носу! Бок к боку!
Спина к спине! Колено к колену!
Друг к дружке! Мизинец к мизинцу!
Бедро к бедру! Друг к дружке!
Ухо к уху! Затылок к затылку!
Пятка к пятке! Локоть к локтю!
Друг к дружке! Кулак к кулаку!
Носок к носку! Лоб ко лбу!
Живот к животу! Друг к дружке!
Все. Спасибо. Садитесь!
Игра «Поменяйтесь местами»
Участники игры садятся круг на стулья один участник встает в центр круга. Водящий, старается занять освободившийся стул, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, у кого есть дети и т. д.
Упражнение «Трамвайчик»
Все сидят по кругу. Один стул свободный. Начинает тот, кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем», а четвертый заявляет «А я с. (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется сначала.
Игра «Пустой стул - мигалки»
Встаньте в круг протяните руку вперед. Ваша рука встретилась с другой рукой. Вот и получились пары. Один из пары садится на стул, другой встает за спинку стула. Оставшийся без пары участник стоит за спинкой свободного стула. Его задача пригласить кого-нибудь, из сидящих на свой стул. При этом разговаривать нельзя, а можно только подмигнуть.
Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев, - удержать своих «подопечных». Для этого надо взять игрока за плечи в тот момент, когда он собрался пересесть.
Для плодотворной работы по формированию психологического здоровья дошкольников я разработала рекомендации. В ней подобраны упражнения для детей саморегуляцию, игры, упражнения и этюды на релаксацию, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.
Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Он может достаточно профессионально найти подход к каждому ребёнку и сформировать в нём те качества, которые в дальнейшем послужат более благополучному и успешному формированию личностного развития ребёнка, что приводит к формированию полноценного психологического здоровья детей!
Памятка воспитателю
Рекомендации по формированию психологического здоровья детей
в дошкольном учреждении
-Развивайте у детей эмоциональную сферу : способствуйте развитию у ребёнка правильно распознавать собственные эмоции и владеть ими.
-Помогите ребёнку овладеть способностями распознавать чувства и эмоции других. Развивайте у ребёнка чувства эмпатии (сопереживания).
-Дайте понять ребёнку, что вы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, что бы не случилось. Так, ребёнок будет знать, что он может вам довериться и всё рассказать о своих чувствах и переживаниях. А вы, в свою очередь, сможете ему помочь!
-Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком. Восхищайтесь инициативой, самостоятельностью – это способствует формированию и развитию у него чувства собственного достоинства и развитию в потребности личностного роста.
-Развивайте у ребёнка коммуникативные способности (навыки общения). Это поможет ребёнку сплотиться с группой, а также настроит ребёнка на адекватное мировоззрение любой непредвиденной ситуации.
Повышайте самооценку ребё нка:
-Хвалите ребёнка за правильно выполненную работу, за хорошее поведение.
-Научите детей относиться к себе с уважением.
-Окружайте детей тем, что имеет на них положительное влияние.
-Постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка.
-Чаще говорите при детях и взрослых о его достоинствах.
Для сохранения психологического здоровья можно использовать следующие методы:
-Подвижные игры (удовлетворяют потребность дошкольников в движении, способствуют развитию произвольности).
-Релаксационные упражнения (позволяют снять психическое напряжение, могут производиться как с подгруппой, так и индивидуально).
-Элементы арттерапии (рисование, лепка). Ребёнку можно предложить нарисовать своё настроение и рассказать как оно изменилось.
-Песочная терапия.
-Психогимнастические игры и этюды.
-Театр и театральная деятельность
-Чтение художественной литературы.
-Общение с природой.
А главное взрослый – образец для ребенка: чуткий, добрый, приветливый, веселый, находящий время для общения с каждым ребенком, оптимист.