Елена Руслановна Хатагова
Исследование жизнестойкости педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
В проживании в современных социально-экономических условиях, в преодолении трудных жизненных ситуаций важным является не просто адаптация к окружающей действительности, но и реализации себя как личности, в связи с чем, такая характеристика личности как жизнестойкость, характеризующая социальную зрелость личности, может прогнозировать ее успешность в разных сферах бытия.
Публикация «Исследование жизнестойкости педагогов» размещена в разделах
Л. И. Анцыферова, при анализе ключевых стратегий совладания с возникающими трудностями, акцентирует внимание на исследованиях С. Мадди и Д. Кошаба, высказавших предположение, что личностные диспозиции субъекта обуславливают высокие резервы сопротивления стрессу – это свойство личности обозначили как «hardiness» – смелый, «крепкий орешек», стойкий. Д. Кошаба пишет: «. личностные диспозиции могут влиять на процессы совладания и быть механизмом, с помощью которого личность оказывает буферное влияние на стрессовые события» [5, с. 12].
С. Мадди определяет предложенную концепцию как вариант модели согласованности, отмечая важность информации и эмоционального опыта (который стимулирует развитие личности, получаемого при взаимодействии с окружающим миром. С этой позиции личность обладает гораздо большей степенью обратной связи от взаимодействия с миром, по сравнению с врожденными свойствами [32 ,с. 245]. Обозначенная теория представляет собой теорию активации, описывая степень согласованности между привычным и реальным уровнями активации (под уровнем активации понимается уровень возбуждения, энергичности). Привычный уровень, то есть испытываемый в течение многих дней. Возможны два вида отклонения, когда актуальный уровень активации:
- выше привычного, проявляется поведение, снижающее воздействие;
- ниже привычного – при этом поведении, характерного повышающее воздействие, что находит проявление в попытках субъекта снизить или повысить интенсивность, значимость или разнообразие стимуляции [2 ,с. 34].
Д. Фиске и С. Р. Мадди считают, что кривая активации человека формируется в результате приобретения жизненного опыта и остается приблизительно одинаковой при обычных обстоятельствах, однако поведение и личностные процессы в действительности должны изменяться, чтобы эта кривая оставалась неизменной. Чем дольше живет человек, тем чаще он должен изменять свои антиципационные техники, т. е. способности личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, предотвращая падение будущих уровней активации на слишком низкие, субъект должен постоянно расширять спектр своей деятельности и интересов[32, с. 214].
Итак, «Hardiness» (жизнестойкость) - особая личностная черта – это система представлений о себе, внешнем мире, взаимоотношениях с другими, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. Она включает три сравнительно автономных компонента: вовлеченность – убежденность в том, что вовлечение в происходящее позволяет личности обрести нечто стоящее и интересное; контроль – проявленная активность, позволяющая оказать влияние на итог происходящего, хотя при этом без гарантий успеха; принятие риска – вера в то, что происходящее способствует развитию возможностей за счет знаний, основанных на прожитом опыте, готовность осуществлять активные действия в отсутствие надежных гарантий успеха, предпочитая риск комфорту и безопасности.
Жизнестойкость объединяет два компонента оценки: 1) влияет на восприятие ситуации, снижая оценку угрозы, ситуация воспринимается субъектом как менее травматичная; 2) способствует активному преодолению трудностей (готовность действовать, активность в стрессовой ситуации, с убеждением в успешности прилагаемых усилий по совладанию с ситуацией.
С. Мадди предупреждает, что понятие жизнестойкости не следует смешивать с близкими по смыслу понятиями, такими как оптимизм, чувство связности, самоэффективность, устойчивость и т. д. [33,с. 91].
В целом ряде исследований было установлено, что показатели жизнестойкости независимы от пола, уровня образования, социального статуса, семейного положения, вероисповедания и других объективных факторов[28, с. 328].
Таким образом, жизнестойкость позволяет субъекту воспринимать жизненные трудности, как представляющие меньшую угрозу и, позволяет реагировать на эти трудности более позитивными эмоциями, оставаться включенным во взаимоотношения.
Представим результаты исследования компонентов жизнестойкости личности в исследуемых выборках. Распределение респондентов по уровням выраженности проиллюстрированы в таблице (Таблица 7).
Таблица 7
Распределение респондентов по уровням выраженности компонентов жизнестойкости
Выборка
Компоненты
жизнестойкости №1 –стаж работы до 10 лет, 16 человек №2 –стаж работы от 10 до 20 лет, 14 человек №3 –стаж работы более 20 лет, 25 человек
вовлеченность Высокий Чел. 5 3 5
% 31,3 21,4 20
Средний Чел. 10 8 20
% 62,5 57,2 80
Низкий Чел. 1 3 0
% 3 21,4 0
контроль Высокий Чел. 1 1 7
% 3 7,1 28
Средний Чел. 13 10 18
% 81,3 71,4 72
Низкий Чел. 2 3 0
% 15,4 21,4 0
Принятие риска Высокий Чел. 8 4 15
% 53,2 28,6 60
Средний Чел. 7 10 10
% 43,8 71,4 40
Низкий Чел. 1 0 0
% 3 0 0
По оценке выраженности компонента жизнестойкости вовлеченности, как убежденности субъекта в том, что погруженность в происходящее дает возможность поиска стоящее и интересного для личности, выявлено, что:
- высокий уровень вовлеченности свойственен для 31,3% педагогов со стажем профессиональной деятельности до 10 лет, у 21,4% их коллег со стажем от 10 до 20 лет и 20% педагогов с более чем 20-ти летним опытом, для них характерна способность получать удовольствие от осуществляемой деятельности, уверенность в себе и своих силах, в благосклонности окружающего мира;
- для подавляющего большинства педагогов характерен средний уровень развития вовлеченности, среди опрошенных это в большей степени педагоги со стажем от 20 лет – 80%, их молодые коллеги со стажем менее 10 лет – 62,5% и 57,2% педагогов со стажем в интервале от 10 до 20 лет; их вовлеченность и погруженность в деятельность не является достаточно устойчивой и может зависеть от влияния внешних факторов;
- низкий уровень развития вовлеченности в большей степени проявлен среди педагогов со стажем деятельности от 10 до 20 лет – это 21,4% и для 3% молодых педагогов со стажем менее 10 лет – данных респондентов характеризует переживание чувства отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни, что порождено неуверенностью в себе и своих силах; что примечательно среди педагогов со стажем деятельности более 20 лет отсутствуют респонденты с низкой степенью вовлеченности, возможно жизненный опыт, в том числе и профессиональный является ресурсом в преодолении напряженности.
По оценке выраженности компонента жизнестойкости контроля, как убежденности субъекта в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, даже без гарантированного успеха:
- высокий уровень контроля свойственен для 28% педагогов со стажем профессиональной деятельности более 20 лет, 7,1% их коллег со стажем от 10 до 20 лет и только для 3% молодых педагогов – эти люди живут с ощущением, что сам выбирают свой жизненный путь и в частности собственную деятельность;
- для подавляющего большинства педагогов характерен средний уровень развития контроля, среди опрошенных это в первую очередь молодые педагоги со стажем профессиональной деятельности до 10 лет – 81,3%, профессионалы со стажем более 20 лет – 72,% и 71,4% их коллег со стажем в интервале от 10 до 20 лет – степень контроля над собственной жизнью у этих респондентов недостаточно устойчива и может зависеть от внешних факторов – например, мнения других, значимых людей, обстоятельств и событий, происходящих в жизни;
- низкий уровень развития контроля в большей степени проявлен среди педагогов со стажем деятельности от 10 до 20 лет – это 21,4% и для 15,4% молодых педагогов со стажем менее 10 лет – этим людям свойственно переживать чувство собственной беспомощности и, они зависимы от внешних обстоятельств; что примечательно среди педагогов со стажем деятельности более 20 лет отсутствуют респонденты с низкой степенью развития контроля, как компонента жизнестойкости не выявлено.
По оценке выраженности компонента жизнестойкости – принятие риска, как убежденности субъекта в том, что все то, что происходит в его жизни, благоприятствует его личностному развитию за счет приобретения новых знаний, извлекаемых из практического опыта, и не столь важно, является ли этот приобретаемый опыт позитивным или негативным. Среди респондентов исследуемых выборок получены следующие результаты в оценке принятия риска:
- высокий уровень принятия риска характеризует для подавляющее большинство педагогов со стажем профессиональной деятельности более 20 лет – это 60% опрошенных, и больше половины их молодых коллег со стажем деятельности менее 10 лет – 53,2% ; и только около трети педагогов со стажем от 10 до 20 лет, а именно 28,6% имеют высокий уровень принятия риска. Эти люди рассматривают собственную жизнь как способ приобретения опыта, отличаются готовностью действовать даже без надежных гарантий успеха, ориентированы на развитие через активное усвоение знаний из приобретаемого жизненного опыта и их последующую реализацию;
- средний уровень развития компонента жизнестойкости – принятие риска – характерен для подавляющего большинства педагогов со стажем профессиональной деятельности от 10 до 20 лет, 43,8% их коллег с профессиональным опытом до 10 лет – 43,8%, и профессионалы со стажем более 20 лет – 40% испытуемых. Готовность рисковать и быть настроенным на приобретение опыта, обуславливающего развитие личности, у этих респондентов не является устойчивой, они тяготеют к комфорту;
- низкий уровень развития готовности рисковать выявлен лишь у 3% молодых педагогов со стажем профессиональной деятельности менее 10 лет, что указывает на стремление пребывать в зоне комфорта в текущем времени, невзирая на то, как это скажется на перспективе, для них характерна низкая способность рисковать и приобретать ценный жизненный опыт; среди педагогов со стажем от 10 и более 20 лет респондентов с низким уровнем принятия риска не выявлено.
Представим результаты исследования сформированности жизнестойкости личности в исследуемых выборках. Распределение респондентов по уровням выраженности проиллюстрированы в таблице (Таблица 8).
Таблица 8
Распределение респондентов по уровням выраженности жизнестойкости
Выборка
Уровни выраженности №1 –стаж работы до 10 лет, 16 человек №2 –стаж работы от 10 до 20 лет, 14 человек №3 –стаж работы более 20 лет, 25 человек
показатель жизнестойкости Высокий Чел. 4 3 6
% 25 21,4 24
Средний Чел. 11 10 19
% 69 71,4 76
Низкий Чел. 1 1 0
% 6 7,2 0
Высокий уровень жизнестойкости, способствующий эффективному преодолению внутреннего напряжения, возникающего в стрессовых ситуациях, определен у 25 педагогов со стажем деятельности до 10 лет и чуть меньше у педагогов со стажем более 20 лет – 24%, а также у 21,4% респондентов со стажем деятельности от 10 до 20 лет.
Средний уровень жизнестойкости, как ресурса в противостоянии стрессу, в том числе и в условиях профессиональной деятельности, свойственен для подавляющего большинства опрошенных педагогов вне зависимости от стажа деятельности – это 69% педагогов со стажем до 10 лет, 71,4% педагогов со стажем от 10 до 20 лет и 76% педагогов с более чем 20 летним опытом.
Низкий уровень жизнестойкости представлен у 6% педагогов со стажем деятельности до 10 лет и у 7,2% их коллег со стажем от 10 до 20 лет, а также вовсе отсутствует у педагогов со стажем профессиональной деятельности от 20 лет.
Усредненные профили показателей выраженности компонентов жизнестойкости представлены на Рисунке 1, усредненные значения показателя жизнестойкости представлены на Рисунке 2.
Рисунок. 1 – Усредненные профили выраженности компонентов жизнестойкости в исследуемых группах
Рисунок. 2 – Усредненные значения показателя жизнестойкости личности в исследуемых группах
Как видно по предложенным иллюстрациям исследуемые показатели имеют некоторые различия. Для оценки степени достоверности различий выраженности, изучаемых показателей в исследуемых выборках, произведен статистический анализ полученных данных.
Показатели описательной статистики: среднее значение и стандартное отклонение показателей жизнестойкости представлены в таблице (Таблица 9).
Таблица 9
Данные расчета среднего арифметического и стандартного отклонения изучаемых показателей жизнестойкости
Шкалы Группа №1 Группа №2 Группа №3
Среднее Ст. откл Среднее Ст. откл Среднее Ст. откл
вовлеченность 40,31 7,6 37,86 8,49 41,68 5,16
контроль 30,13 6,1 29,93 5,38 33,48 5,8
принятие риска 17,19 4,65 15,5 4,27 18,68 4,81
жизнестойкость 87,62 16,88 83,28 16,17 93,84 11,83
Результаты сравнительного анализа параметров эмоционального выгорания представлены в таблице (Таблица 10).
Таблица 10
Результаты сравнительного анализа параметров жизнестойкости в исследуемых выборках
Шкалы Группа №1 и Группа №2 Группа №1 и Группа №3 Группа №2 и Группа №3
tэмп При р tэмп При р tэмп При р
вовлеченность,836 ,410 ,688 ,496 1,754 ,088
контроль,093 ,927 1,771 ,084 1,881 ,068
принятие риска 1,029 ,312 ,981 ,332 2,058 ,047
жизнестойкость,716 ,480 1,388 ,173 2,34 ,025
Среди респондентов с различным стажем профессиональной деятельности не обнаружено значимых различий в оценке таких компонентов жизнестойкости, как вовлеченность – способности получать удовольствие от собственной деятельности и контроля - как возможности влиять на результат происходящего.
По шкале «Принятие риска» определены значимые различия (tэмп=2,058 при р0,047) среди педагогов со стажем профессиональной деятельности от 10 до 20лет и педагогов со стажем деятельности более 20 лет. Таким образом, педагоги с более чем 20 летним стажем профессиональной деятельности в большей степени склонны относиться к событиям, происходящим в жизни как к опыту, отличаются готовностью действовать, в отличии от их коллег, в некоторых ситуация склонных испытывать ощущение собственной беспомощности.
В целом, по оценке уровня жизнестойкости определены различия так же в группах педагогов со стажем деятельности от 10 до 20лет их коллег со стажем более 20 лет (tэмп=2,34 при р0,025, что свидетельствует о большей способности педагогов с многолетним опытом воспринимать существующие стрессоры как менее значимые.
Различий в оценке принятия риска и в целом жизнестойкости у педагогов со стажем менее 10 лет и их коллег не выявлено.
Таким образом, гипотеза исследования, о том, что особенности в выраженности компонентов жизнестойкости в большей степени проявятся у педагогов (на примере учителей и воспитателей) с большим стажем профессиональной деятельности, нашла частичное эмпирическое подтверждение: педагоги со стажем более 20 лет отличаются большей жизнестойкостью и принятием риска по сравнению с коллегами, чей стаж профессиональной деятельности от 10 до 20 лет.
Итак, в ходе эмпирического исследования выявлено :
1. Эмоциональное истощение характерно для 40% педагогов со стажем профессиональной деятельности более 20 лет и 25% респондентов со стажем меньше 10 лет и 14% специалистов со стажем от 10 до 20 лет.
Высокий уровень деперсонализации, проявленный как обезличивание взаимоотношений – находит проявление у 25% молодых педагогов и 42% педагогов со стажем от 10 до 20 лет, среди педагогов с более чем 20 летним стажем – 76% опрошенных.
Редукция профессиональных достижений, в наибольшей степени проявлена у педагогов с более чем 20-ти летним опытом профессиональной деятельности – 48% частников, среди педагогов, чей стаж работы по специальности не превышает 10 лет высокий уровень - это 18,7% специалистов; менее всего высокий уровень редукций достижений характерен для выборки педагогов со стажем от 10- до 20 лет – 7%.
2. Таким образом, очень высокий уровень эмоционального выгорания обнаружен у 18,8% педагогов со стажем профессиональной деятельности до 10 лет и у 44% со стажем более 20 лет. Высокий уровень эмоционального выгорания также определен 18,8% педагогов со стажем деятельности до 10 лет и у 14,3% педагогов со стажем деятельности от 10 до 20 лет и более всего представлен среди педагогов со стажем более 20 лет – 40% участников. Средний уровень выраженности синдрома эмоционального выгорания выявлен у большинства респондентов со стажем профессиональной деятельности в интервале от 10 до 20 лет – 71,4%, у 44% - педагогов со стажем педагогической деятельности до 10 лет и только у 16% опрошенных со стажем профессиональной деяельности более 20 лет. Низкий уровень эмоционального выгорания обнаружен у 18,8% педагогов со стажем профессиональной деятельности до 10 лет и у 14,3% педагогов состаже от 10 до 20 лет; среди педагогов, чей стаж профессиональной деятельности превышает 20 лет, отсутствуют респонденты с низким уровнем синдрома выгорания.
3. На основании произведенных расчетов, заключаем, что значимых различий по оценке симптомов эмоционального выгорания и его выраженности среди педагогов со стажем профессиональной деятельности менее 10 лет и от 10 до 20 лет, не выявлено.
Преобладание эмоционального истощения педагогов с 20-летним стажем по сравнению с их молодыми коллегами. Редукция достижений наиболее характерна для педагогов со стажем от 20 лет, нежели их коллегам с профессиональным опытом от 10 до 20 лет. По оценке деперсонализации, как одного из симптомов эмоционального выгорания, также определены значимые различия. Педагоги с более чем 20-ти летним опытом в большей степени, чем их коллеги подвержены деперсонализации, чем их коллеги.
В целом по оценке интегрального показателя, отражающего уровень эмоционального выгорания педагогов, определены значимые различия: педагоги со стажем профессиональной деятельности более 20 лет в большей степени подвержены выгоранию, чем их коллеги. Среди испытуемых со стажем работы до 10 лет и до 20 лет педагогической деятельности значимых различий не определено.
4. По оценке выраженности компонента жизнестойкости вовлеченности, как убежденности субъекта в том, что погруженность в происходящее дает возможность поиска стоящего и интересного для личности, выявлено, что низкий уровень развития вовлеченности в большей степени проявлен среди педагогов со стажем деятельности от 10 до 20 лет – это 21,4% и для 3% молодых педагогов со стажем менее 10 лет – данных респондентов характеризует переживание чувства отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни, что порождено неуверенностью в себе и своих силах; что примечательно среди педагогов со стажем деятельности более 20 лет отсутствуют респонденты с низкой степенью вовлеченности, возможно жизненный опыт, в том числе и профессиональный является ресурсом в преодолении напряженности.
По оценке выраженности компонента жизнестойкости контроля, как убежденности субъекта в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, даже без гарантированного успеха - низкий уровень развития контроля, в большей степени проявлен среди педагогов со стажем деятельности от 10 до 20 лет – это 21,4% и у 15,4% молодых педагогов со стажем менее 10 лет.
По оценке выраженности компонента жизнестойкости – принятие риска, как убежденности субъекта в том, что все то, что происходит в его жизни, благоприятствует его личностному развитию за счет приобретения новых знаний, извлекаемых из практического опыта, и не столь важно, является ли этот приобретаемый опыт позитивным или негативным. Среди респондентов низкий уровень развития готовности рисковать выявлен лишь у 3% молодых педагогов со стажем профессиональной деятельности менее 10 лет.
5. Высокий уровень жизнестойкости, способствующий эффективному преодолению внутреннего напряжения, возникающего в стрессовых ситуациях, за счет стойкого совладания определен у 25% педагогов со стажем деятельности до 10 лет и чуть меньше у педагогов со стажем более 20 лет – 24%, а также у 21,4% респондентов со стажем деятельности от 10 до 20 лет. Средний уровень у 69% педагогов со стажем от 2 до 10 лет, 71,4% педагогов со стажем от 10 до 20 лет и 76% педагогов с более чем 20 летним опытом. Низкий - у 6% педагогов со стажем деятельности до 10 лет и у их коллег со стажем от 10 до 20 лет, а также вовсе отсутствует у педагогов со стажем профессиональной деятельности от 20 лет.
6. Среди респондентов с различным стажем профессиональной деятельности не обнаружено значимых различий в оценке вовлеченности и контроля. Педагоги с более чем 20 летним стажем профессиональной деятельности отличаются большей жизнестойкостью и принятием риска по сравнению с коллегами, чей стаж профессиональной деятельности от 10 до 20 лет и
склонны воспринимать существующие стрессоры как менее значимые. Различий в оценке принятия риска и в целом жизнестойкости у педагогов со стажем менее 10 лет и их коллег не выявлено.