Инна Черкасова
Психологическое и физическое насилие в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема поощрения и наказания ребенка трудна и спорна. Противники наказаний утверждают, что детей следует воспитывать так, чтобы потребность в наказаниях не возникала. Они считают, что наказывать детей несправедливо, поскольку в поступках ребенка в большинстве случаев повинны родители, как неверно воспитывающие, так и имеющие сами недостатки, которые проявляются в поведении ребенка. Необходимость в наказаниях вытекает из ошибок воспитания, чаще всего – в отношении нравственности, и проступки ребенка высветляют именно эти ошибки.
Публикация «Психологическое и физическое насилие в семье» размещена в разделах
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
Одна из опасностей наказаний заключается в том, что ими нередко подавляется натура ребенка, его индивидуальность. Чувство достоинства врожденно и прямо связано с натурой человека. Подавляя наказаниями чувство достоинства, родители тем самым воспитывают в ребенке приспособленчество и склонность к низким поступкам.
В XXI веке обострилась проблема агрессивного поведения людей как в общественной жизни, так и в семейной. Возросло число семей, где присутствует притеснение, как физическое, так и моральное. Участились факты побега детей из дома из-за физического насилия, травматизм. Притеснение в семье имеет характер массовости. Большинство убийств в стране, не считая военных действий, совершается в семье.
Бездумные, бездушные наказания порождают в ребенке страх, а с ним – хитрость и лживость. Возникает замкнутый круг, в котором само наказание подготавливает почву для совершения новых, еще более худших поступков.
Противники наказаний справедливо утверждают, что проступки ребенка следует предупреждать. Если ребенок привык к порядку, многие его поступки будут предупреждены.
Однако в реальной жизни наказывать детей все-таки приходится. Табу на многие желания и влечения ребенка, на то, что «нельзя», - необходимы, и утверждать такую необходимость следует самым решительным образом. За неосторожность, нерадивость, неумелость и глупость наказывает сама жизнь – огонь, вода, скала, дерево, собака и т. д. Такие наказания формируют бесценный личный опыт, без которого не стать человеком.
С малых лет ребенок усваивает правила поведения, принятые в обществе. Нарушить табу на запретное – значит быть наказанным. Но наказание должно быть разумным, взвешенным, не подавлять решительность, не унижать, не порождать страх и пессимизм.
Наказания и поощрения сопровождаются бурей эмоций. В наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка.
Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, не чувство униженности или ожесточенность несправедливостью и жестокостью. В проблеме наказания есть еще некоторые аспекты. Совершив проступок, ребенок сам ждет наказания, реакцию родителей. И если наказания не последовало, ребенок дезориентирован.
Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива, наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.
Определенная роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию. Ребенок, не понимающий смысла требования, не испытывающий потребности в добрых поступках, не может обрести привычки нравственного поведения. Стремление во что бы то ни стало добиться (иногда буквально) послушания вызывает в ребенке внутреннее сопротивления, а затем и активный протест.
Взрослые чаще всего виновниками конфликтных взаимоотношений считают детей, исходя из убеждения, что воспитатель всегда прав, все, что он делает, говорят, - справедливо, верно, так как «направлено на пользу ребенка», и если бы дети им бесприкословно подчинялись и выполняли их требования, не было бы ссор, конфликтов, трудностей. Смыслом действий взрослых становится достижение послушания, а не забота о развитии ребенка как личности. Наказание обнажает не только воспитательное бессилие родителей, но и их неуважение к ребенку, неверие в его стремления стать лучше. Унижая наказаниями достоинство детей, подавляя их потребность в самовыражении, в свободе волеизъявления, родители, не желая этого, растят людей с рабской психологией, то есть действуют вопреки интересам ребенка, стреляя в его будущее.
Наказания может носить воспитательный характер, а может и приобретать форму притеснения. Причем не только использование традиционного телесного наказания в виде ремня, а и психологическое притеснение, моральное давление.