Валерия Скачкова
Психологическое занятие для учащихся 8 класса «Конфликт»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Сформировать представление о конфликте.
Задачи:
• Овладеть умением распознавать конфликтную ситуацию.
• Расширить знания о стратегиях разрешения конфликта.
• Отработать навык идти на компромисс.
Ход занятия:
1. Упражнение «Приветствие».
Цель упражнения: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Публикация «Психологическое занятие для учащихся 8 класса „Конфликт“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход упражнения: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку.
2. Работа по теме. Вводная беседа.
Цель: сформировать представления о конфликте.
Что такое конфликт? Как вы понимаете это слово? (ответы детей)
Конфликт несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели.
Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Целью нашего сегодняшнего занятия будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше.
Конфликты являются естественной частью нашей жизни.
Теперь давайте поговорим о стратегиях разрешения конфликта. Все нижеперечисленные действия являются формами стратегии избегания (ухода) :
молчание;
демонстративное удаление;
обиженный уход;
затаенный гнев;
депрессия;
игнорирование обидчика;
едкие замечания по “их” поводу за “их” спиной;
переход на “чисто деловые отношения”;
полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.
Педагог-психолог : Насколько эффективна эта стратегия? (Ответы детей)
Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в следующем:
вы делаете вид, что все в порядке;
продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;
миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;
ругаете себя за вашу раздражительность;
пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;
молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;
подавляете все ваши негативные эмоции.
Педагог-психолог : Насколько эффективна эта стратегия? (Ответы детей)
Педагог-психолог : Примеры реализации стратегии соперничества (конкуренции) :
вы стремитесь доказать, что другой человек не прав?
дуетесь, пока они не передумают;
перекрикиваете других;
применяете физическое насилие;
не принимаете явного отказа;
требуете безоговорочного послушания;
призываете на помощь союзников для поддержки;
требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.
Педагог-психолог Как вы относитесь к этой стратегии?
Педагог-психолог : Стратегию компромисса. Вы реализуете стратегию компромисса, если:
поддерживаете дружеские отношения;
ищете справедливого решения;
делите предмет желаний поровну;
избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;
получаете что-то и для себя;
избегаете столкновения в лоб;
уступаете немного ради поддержания отношений.
Мало, кто из вас реализует в своей жизни стратегию сотрудничества.
Давайте посмотрим серию мини-сериала «Смешарики. Азбука доброжелательности» -«Кто кому?»
Как зовут героев этой серии? Что за история произошла с героями этого мультфильма? Где они встретились? Могли они пройти через мост так, чтобы не помешать друг другу? Что делал Карыч? А как поступили Бараш и Копатыч? Как вы понимаете последние слова в этой серии «Чтобы договориться – главное не слышать, а услышать другого». А разве бывают ситуации, когда мы слышим, но не можем услышать другого?
3. Упражнение «Поломанный телефон».
Психолог сообщает слово одному из детей и предлагает передать это слово другому ребенку шепотом. Последний участник сообщает услышанное им слово.
4. Можно ли прожить вообще без конфликтов? Привести примеры наиболее часто встречающихся в школе конфликтов. А у вас бывают конфликты? Как вы поступаете?
Что становится причиной конфликтов? Какую роль играют в этом обидные слова?
5 Упражнение «Разрешение конфликтной ситуации»
Цель: Овладение способностью идти на компромисс.
Процедура проведения. Учащимся рассказывается история Андрея и Тони (при желании ее можно разыграть). История заканчивается в точке конфликта. Организуется совместное обсуждение по вопросам. Далее ребятам предлагается, объединившись в группы, придумать решение данной конфликтной ситуации. Затем от каждой группы выступает один из ее участников, озвучивая выбранное решение.
История Андрея и Тони. Андрей и Тоня были счастливы, потому что родители купили им обоим замечательные подарки. Тоня получила барабан, и так обрадовалась, что сразу же начала играть на нем. Андрей также был очень рад, потому что получил свисток, в который стал немедленно свистеть. Сначала они были очень довольны, потому что оба получили подарки, оба могли одновременно играть, но через некоторое время увидели, что не могут сконцентрироваться, если играют одновременно. Прекратив играть, Андрей попросил Тоню сделать то же самое и дать возможность поиграть одному. Тоня сказала, что свист ее не беспокоит и что она будет продолжать играть на барабане. Ее ответ так рассердил Андрея, что он начал свистеть очень громко, и тогда Таня стала играть еще громче. Они состязались друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.
Вопросы для обсуждения.
• Как возник конфликт? Почему он произошел?
• Что чувствовали действующие лица?
• Счастливый ли был конец?
• Как этот конфликт мог бы быть предотвращен?
Психолог предлагает детям разбиться на пары и дает каждой паре какую-либо конфликтную ситуацию, лучше из жизни (те, которые ведущий наблюдал у этих детей). Далее ребята в парах обсуждают и пробуют, затем показывают всем остальным, какие достойные способы выхода из конфликтных ситуаций они нашли.
Ребята, когда человеку плохо или грустно, возникает возможность оказать ему помощь и важно понять, что конкретно для этого можно сделать.
• Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?
• Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (Улыбка, добрый ласковый голос, вежливые слова, контакт глаз, умение слушать).
• Почему эти средства понимания мы можем назвать «волшебными»?
• Можем ли мы с вами применять эти «волшебные» средства, когда?
6. Рефлексия.
Как теперь вы понимайте слово «конфликт»? Как можно разрешить конфликт?
И в заключении давайте посмотрим философский мультик «Бараш и Кролень».