Светлана Аврамова
Психологическое самочувствие в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Творение человека – высшее напряжение всех ваших духовных сил, - писал, обращаясь к воспитателям и родителям, Сухомлинский В. А. – Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство. Дети не только и не столько источник счастья. Дети – это счастье, созданное вашим трудом».
Психологическое здоровье – у большинства людей такое словосочетание ассоциируется с душевной гармонией, спокойствием и уверенностью в себе. Простыми словами, психологическое здоровье — это сочетание душевного равновесия и физического комфорта. А психологи под этим термином понимают совокупность способностей и качеств ребенка, которые позволяют безболезненно адаптироваться в социуме.
Публикация «Психологическое самочувствие в детском саду» размещена в разделах
Для того чтобы понять состояние психологического здоровья существуют критерии оценки — уровни состояния.
1. Креативный (высокий). Характерен детям с устойчивой адаптацией к социальной среде. У них присутствует резерв сил для преодоления стрессов, активное отношение к действительности. Представители данной категории не нуждаются в психологической помощи.
2. Адаптивный (средний). Адаптированы к социуму, но уровень тревожности повышен.
3. Дезадаптивный (низкий). Это дети, чей стиль поведения характеризуется стремлением приспосабливаться к окружающим в ущерб своим возможностям и желаниям. Может быть и наоборот. Дети с дезадаптивным уровнем психологического здоровья подчиняют окружение своим потребностям. Часто используют наступательную позицию, не идут на компромиссы. Такие дети нуждаются в помощи психолога.
Одной из главных задач раннего детства является забота о психологическое здоровье малыша. В первую очередь это задача родителей, и у них для этого есть главное – любовь к ребенку. Именно любовь создает в душе малыша чувство защищенности, собственной значимости и важности. Разумеется, семейное воспитание и воспитание в детском саду имеют свою специфику. И главное здесь в том, что в семье естественным образом создаются условия для доверительного общения, в связи с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка. Хорошо зная их, родители могут целенаправленно и наиболее безболезненно направлять действия и поступки малыша в русло воспитания у него социально важных качеств. В свою очередь, воспитатели детского сада, организуя работу по воспитанию ребенка. Не должны забывать о специфике особой сферы – сферы эмоций и чувств, в которой, как нигде, необходим индивидуальный подход. В обыденной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой. Однако среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается высокий процент неврозов. Социальные факторы :
- дисгармония семейных отношений и семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений, неполные семьи.
- ускорение темпа современной жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Следствием этого является невротизация родителей, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутри- и межличностных конфликтов и о возможной психологической помощи. Затрудняют общение взрослых с ребенком и многие достижения цивилизации: дополнительные телевизоры в семье, компьютеры и видеомагнитофоны.
- неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей. Современная жизнь приводит к тому, что мы все более отдаляемся от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, углубляя изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого. Эти обстоятельства идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности между членами семьи, мешают родителям заботиться о своих детях. Воспитывать их в атмосфере радости, тесного общения, совместного досуга.
У педагогов, которые работают с детьми в детском саду, главными инструментами являются их профессиональные знания, умения, навыки.
На всем протяжении развития детей семья и педагоги должны действовать в комплексе. Не стоит родителям перекладывать обязанности морального воспитания своих чад на школу и детсад. Основа душевного благополучия закладывается именно в семье, эту основу нельзя заменить даже самым лучшим воспитательным учреждением. Задача родителей — устранять факторы, которые оказывают неблагоприятное воздействие на развитие их малыша. Воспитатели и родители должны научить маленького человека жить в коллективе, раскрывая при этом лучшие стороны его души.
Приходя впервые в детский сад ребенок проходит период адаптации. Адаптация - реакция организма и психики на изменяющиеся условия среды. Для успешной адаптации имеют значение:
1. Функциональное состояние организма- работоспособность.
2. Состояние иммунной системы.
3. Тип темперамента.
4. Психологическое состояние ребенка.
Если ребенок в повседневной жизни изолирован от адаптации к меняющимся условиям, то в детском саду обязательно возникнут трудности в адаптационный период.
В свою очередь в детском саду должны соблюдаться психогигиенические требования к содержанию активности ребенка в ДОУ:
1. Организация сенсомоторных впечатлений, двигательной активности.
2. Организация предметно-манипулятивной деятельности.
3. Стимуляция речевой активности.
4. Организация разнообразных форм сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
5. Стимулирование новых социальных потребностей.
6. Формирование адекватных представлений о себе.
Папа и мама должны понимать, что низкий уровень адаптации детей-дошкольников может негативно сказаться на дальнейшем развитии малыша, повлиять на его психическое здоровье. Поддержать его помогают в детском саду такие технологии :
1. Сказкотерапия. Метод предполагает ценностное развитие, ведь в ходе новой сказки педагог может предлагать детям самостоятельно искать путь решения проблем, с которыми сталкиваются главные герои. Таким образом у детей формируется умение находить выход из критической ситуации, помогать близким.
2. Проведение бесед и тестов. Воспитатель в их ходе замечает спад эмоционального напряжения, диагностирует личностные качества ребенка, что помогает найти с ним общий язык.
3. Игры-драматизации. Они позволяют обогатить эмоциональную сферу, учат выражать эмоции.
4. Совместные подвижные игры, формирующие командный дух, умение действовать в коллективе. Они воспитывают волю, стремление к победе.
Сегодня в детских садах воспитателям помогают психологи. Они индивидуально работают с детьми, которые нуждаются в помощи, с их родителями. Порой ценные советы таких специалистов помогают родителям устранять проблемы воспитания, конфликты, восстанавливать душевное равновесие своих детей.
Профессиональная деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей дошкольного возраста. Целью является профилактика эмоционального
неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки.
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффективных реакций детей. Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование дают массу положительных эмоций, душевное равновесие.