Маргарита Черныховская
Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях на дошкольной ступени образования существенно возрастает необходимость повышения эмоциональной компетентности детей как необходимое условие формирования адаптационных способностей, познавательной активности, инициативности, способствующих продуктивному взаимодействию ребенка с субъектами социальной среды.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии до-школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Публикация «Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников,» размещена в разделах
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника : радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу, заражения эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных состояний и процессов общения. Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития.
Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном воз-расте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. Исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Поэтому я предлагаю Психодиагностические методики исследования эмоциональной сферы.
Подбор методик осуществлялся исходя из положения о том, что эмоциональные состояния – это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности ребенка и определяют направленность его поведения. Поэтому подбираются методики, позволяющие наблюдать за деятельностью ребенка.
Методика 1. «Оценки эмоциональных проявлений дошкольников» (Г. Степанова).
По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребен-ка, наблюдая за ним.
Страх
1 балл - спокоен, нерешителен, малоактивен,
2 балла - таращится, пялит глаза, уклоняется,
3 балла - хмурит брови, возбужден, напряжен,
4 балла отказывается смотреть, убегает, плачет,
5 баллов - хватается за близкого, замирает, визжит
Гнев
1 балл - спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо;
2 балла - надувает губы, корчит рожи, сдерживает слезы,
3 балла - убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки;
4 балла - все отвергает, плачет, дерется,
5 баллов - орет, визжит, кидается чем- либо, набрасывается
Радость.
1 балл - расслаблен, слегка улыбается,
2 балла - напевает, глаза сияют, «щебечет»,
3 балла - обнимается, активно играет, широко улыбается,
4 балла - размахивает руками, прыгает, хвастается;
5 баллов - хохочет, дурачится, восторженно кричит.
Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, детский психолог может составить карту эмоционального состояния детей группы.
Методика 2. «Паровозик» (Г. Степанова).
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка : нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально. Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Красный Желтый Зеленый Коричневый
Синий Фиолетовый Серый Черный
Методика 3. «Тревожность» (Г. Степанова).
Признаки тревожности ребенка
№ РЕБЕНОК ДА НЕТ
1 Не может долго работать не уставая
2 Ему трудно сосредоточиться на чем-то
3 Любое задание вызывает излишнее беспокойство
4 Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
5 Смущается чаще других
6 Часто говорит о возможных неприятностях
7 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
8 Жалуется, что сняться страшные сны
9 Руки обычно холодные и влажные
10 Нередко бывает расстройство стула
11 Сильно потеет, когда волнуется
12 Не обладает хорошим аппетитом
13 Спит беспокойно, засыпает с трудом
14 Пуглив, многое вызывает у него страх
15 Обычно беспокоен, легко расстраивается
16 Часто не может сдержать слезы
17 Плохо переносит ожидание
18 Не любит браться за новое дело
19 Не уверен в себе, в своих силах
20 Боится сталкиваться с трудностями
Признаки тревожности ребенка определяются в процессе наблюдения за ним и на основе наблюдений заполняется таблица.
При этом учитывается, что признаками тревожности ребенка являются: утомляемость; смущения; трудности сосредоточения на занятии; наличие вегетативных реакций: покраснение, побледнение, потливость и т. п.
За каждый ответ «да» начисляется 1 балл и на основании этого делают вывод об уровне тревожности ребенка: высокая тревожность – 15–20 баллов; средняя тревожность – 7–14 баллов; низкая тревожность – 1–6 баллов.
Методика 4. Проективная методика «Пиктограммы» (Н. Л. Кряжева)
Цель: выявление эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: информационные карты на каждого ребенка, листы бумаги, карандаши.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека.
Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
Инструкция.
«Перед тобой информационная карта, на которой представлены эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с детьми можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).
А теперь на первом листе нарисуй 3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в детском саду».
Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.
В результате выявляются:
- какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
- как он себя чувствует в детском саду и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний).
При групповом обследовании определяется, какие эмоциональные состояния преобладают у детей.
Методика 5. «Кактус» графическая методика М. А. Панфиловой.
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.
Обработка результатов и интерпретация.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответ-ствующие всем графическим методам, а именно:
- пространственное положение
- размер рисунка
- характеристики линий
- сила нажима на карандаш
Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре лис-та
Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, не-обычность форм
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии
Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов
Интровертированность - изображен только один кактус
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.