Елена Фролова
Познавательно-информационный проект «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-информационный проект
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников».
Воспитатель МБДОУ детского сада №7 им. Ю. А. Гагарина
города Пятигорска
Фролова Елена Вениаминовна
Обоснование проекта :
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Публикация «Познавательно-информационный проект „Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Основная цель проекта :
Формирование у детей осмысленного отношения к здоровому образу жизни человека.
Задачи:
- способствовать развитию познавательного интереса к своему организму и его возможностям
- воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
- совершенствовать практические навыки здорового образа жизни, прививать навыки профилактики и личной гигиены
Пути реализации проекта :
- тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
- мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);
- экскурсии;
- спортивные соревнования;
- беседы;
- игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
- консультации для родителей;
- выставки детского творчества;
Ожидаемый результат:
- повышение интереса детей и родителей к здоровому образу жизни
- повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении детей
- создание единого воспитательно – образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Вид проекта :
По продолжительности: 1 год
По количеству участников: фронтальный
Этапы реализации проекта
Задачи Мероприятия Ожидаемый результат Сроки
I этап Аналитический
Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к ЗОЖ. Изучение литературы, диагностика, беседа, анкетирование. Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей, сформированности представлений о ЗОЖ.
сентябрь 2017г.
II этап Организационный
Планирование и прогнозирование работы Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами по приобщению к ЗОЖ. Наличие планов:
- спортивных досугов и развлечений.
- консультаций для родителей и педагогов. Октябрь 2017г.
Разработка содержания развлечений и досугов Конспекты спортивных развлечений и досугов Октябрь-май 2017-18
Подбор дидактического материала, литературы. Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни. октябрь 2017г.
Обогащение предметной развивающей среды. Подбор и изготовление нестандартного оборудования. Наличие нестандартного оборудования физкультурном зале и группах.
ноябрь 2017г.
III этап Практический
Просвещение родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям. Проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогами. Картотека подвижных игр. Выставка детских работ: “Мы здоровью скажем “Да!”
Оформление «Книги Здоровья»
Конкурс плакатов среди родителей «Мы - здоровая семья»
Спортивный праздник “Мама,папа, я – спортивная семья”
Оформление буклетов для родителей «Здоровячок»
Ноябрь 2017-май 2018
Подведение итогов
Распространить опыт
в сфере здоровьесбережения Оформление выставки “Мы здоровью скажем “Да”
Презентация проекта “Мы за здоровый образ жизни”
Неделя здоровья в детском саду “ Здоровым будь!” Апрель
Май
Апрель
2018
В ходе реализации проекта в нашем детском саду используются следующие здоровьесберегающие технологии :
Виды Место в режиме дня Ответственный
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
«Минутки
шалости» Не раньше, чем через 30 мин после приема пищи ежедневно Музыкальный руководитель,
воспитатели
Динамические паузы В перерывах между непосредственно образовательной деятельностью
5 – 7 мин Воспитатели
Релаксация В зависимости от состояния детей и целей Все педагоги
Пальчиковая гимнастика Индивидуально, либо с подгруппой ежедневно Воспитатели
Гимнастика для глаз Ежедневно 3 – 5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки Все педагоги
Дыхательная гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Все педагоги
Бодрящая гимнастика Ежедневно после дневного сна 5 – 7 мин Воспитатели
Корригирующая гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Инструктор по физической культуре
“Гимнастика маленьких волшебников” на физкультурных занятиях, после дневного сна Инструктор по физической культуре, воспитатели
Технологии обучения здоровому образу жизни
Игротерапия В свободное время во второй половине дня. Время проведения зависит от задач, поставленных педагогом Воспитатели
Самомассаж В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Воспитатели, инструктор по физической культуре
Точечный массаж Проводится в любое удобное для педагога время Воспитатели
Игровой массаж На физкультурных занятиях и во время динамических пауз Инструктор по физической культуре, воспитатели
Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю 25 – 30 мин Воспитатели
Используя рекомендации ученых: И. В. Никитиной, Т. Н. Дороновой, Ю. Ф. Змановского, работающих в области здоровьесбережения, мы создали в группе такую развивающую среду, которая содействует реализации программы, условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей. Физкультурный уголок оснащен физкультурным оборудованием, это: нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, “набивные мешочки”, мячи разных размеров и т. д.). Дети могут в самостоятельной деятельности использовать любое оборудование, при их помощи организовывать игры различной подвижности.
В начале работы над проектом мы составили план по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми и их родителями.
Большая работа была проделана со специалистами детского сада: совместно со старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре были подобраны и разработаны комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, релаксации, подобрана и изучена методическая литература. В течение года проведены: практический семинар «Быть здоровым – мое право», консультации для воспитателей по теме, знакомство с программой «Гимнастика маленьких волшебников», открытые интегрированные занятия.
Деятельность детей и взрослых в рамках проекта – это : совместный поиск информации по теме, подбор тематических иллюстраций, литературы, организация НОД, оформление папок, плакатов, изготовление атрибутов для игр, представление результатов проекта в форме досуга.
Работу с детьми мы проводили по двум направлениям. Познавательный аспект работы над проектом включал в себя : НОД «Добрый доктор Айболит», «В стране Здоровья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Дружим с физкультурой»; - беседы на темы: детский организм, здоровые зубы, правильная осанка, о пище полезной и вкусной, личная гигиена, о закаливании и т. д. – изодеятельность на темы: «Зимние виды спорта», «Мы здоровью скажем –да», «Летний отпуск».
В рамках Недели здоровья «Здоровым будь!» организованы соревнования «Веселые старты», встреча со спортсменами- выпускниками детского сада, викторина «О спорте», туристический поход «За здоровьем», спортивные игры – забавы.
Оздоровительный аспект работы содержит нетрадиционные методы оздоровления детей : - корригирующая гимнастика, - дыхательная гимнастика, - фитотерапия (2 раза в год, - массаж биологически активных точек, ушных раковин, кистей рук, стоп, - закаливающие мероприятия - обливание рук до локтей холодной водой, умывание холодной водой, Рижский метод закаливания, контрастно-воздушные ванны, босохождение - бодрящее и успокаивающее.
Совместно с родителями проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей, мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования, оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей, организовывались праздники и соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья","Веселые старты". Проведены: круглый стол «Правильные привычки с детства», собрание «Здоровый образ жизни семьи» по обмену опытом о здоровых традициях в семье и выставка плакатов по теме. Родителям предложен наглядный материал, памятки и рекомендации «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», проведено анкетирование: «Здоровый ребенок в здоровой семье».
Наш проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада.
В проекте мы апробировали инновационные методики здоровьесбережения :
- “Минутки шалости”,
- “Минутки тишины”,
- “Гимнастика маленьких волшебников”.
Благодаря совместной проектной деятельности мы смогли:
- расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни;
- усовершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;
- повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме здоровый образ жизни;
- создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Сценарий спортивного праздника
«Папа, мама, я – спортивная семья»
в подготовительной группе
Воспитатель МБДОУ №2 «Кораблик» г. Пятигорска
Казменко Ольга Анатольевна
Цель : Продолжать укреплять здоровье детей, приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни. Развивать физические качества – быстроту, ловкость, выносливость. Совершенствовать равновесие, координацию движений. Воспитывать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении цели, организованность. Способствовать сплачиванию семьи, воспитывать уважение к своим родителям, гордость за них.
Оборудование: Большие надувные мячи, обручи, 2 одеяла, 2 мешка для прыжков, воздушные шарики, клоунские штаны, 2 корзины для бумаг, канат, модули, матерчатые тоннели, дуги, кубы, гимнастические палки, матерчатые мячи, кегли
Ход праздника:
Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычный спортивный праздник. Вместе с детьми будут соревноваться их мамы и папы. Мы благодарим родителей за то, что нашли время прийти сегодня и посмотреть, поболеть за наши команды. Но особенная благодарность тем отважным мамам и папам, которые осмелились принять непосредственное участие в наших «жестоких» играх.
1 ребенок: Посмотрите-ка, на нас
Здесь ребята просто класс,
А напротив - папы, мамы.
Папы бросили диваны,
Мамы бросили кастрюли
И костюмы натянули.
2 ребенок Все хотят соревноваться
Пошутить и посмеяться, Силу, ловкость показать
И сноровку доказать.
Ведущий: Приветствуем участников! В зал приглашается команда «Хищников» В зал приглашается команда «Травоядных».
Ведущий: Родители – такой народ,
На занятость спешат сослаться,
И спортом только бы не заниматься!
Но чтобы стройными оставаться
И о болезнях забывать,
Над взрослыми в вопросах спорта,
Решили дети шефство взять!
Ведущий: Представляем участников команд.
Ведущий: Как и на любых больших соревнованиях, у нас есть объективное жюри. А, сейчас команды поприветствуйте друг друга.
Приветствия команд.
Приветствие команды «Хищники»
В джунглях мы сильны и ловки, нас боятся даже волки,
У нас в команде лев и рысь, «Травоядные» - ДЕРЖИСЬ!
Приветствие команды «Травоядные»
Как обезьяны мы ловки, сильны, могучи, как слоны.
Как кенгуру прыгучи, и «Хищников» мы - КРУЧЕ!
Конкурсы :
1. «Эстафета на больших мячах» Участники команд по одному прыгают на больших мячах до ориентира, и, обогнув его, возвращаются назад.
2. «Перенеси ребенка на одеяле». Ребенок садится на одеяло, родители берут одеяло за уголки и тащат ребенка до ориентира и обратно. Предав эстафету, сажают на одеяло следующего ребенка.
3. «Метание мячей в корзину». Самый высокий папа встает на куб, берет в руки корзину для бумаг и ловит мячики, которые по очереди бросают дети.
Конкурсы:
4. «Волейбол шарами». На середину площадки на пол кладется канат. На каждую сторону высыпается шары, по 10 штук. Команды по сигналу выкидывают шары со своей площадки на сторону соперников. По сигналу игра останавливается и идет подсчет шаров. Выигрывает та команда, на чьей стороне осталось меньше шаров.
5. «Облако в штанах» Участвуют по одному ребенку от каждой команды. Им надеваются большие штаны, в которые после сигнала дети запихивают шарики. Выигрывает участник, который набрал больше шаров.
6. «Бег в мешках». Играют все участники. Каждой команде дается по одному мешку, который члены команды передают после прохождения этапа.
Конкурсы:
7. «Перенеси мяч на палках». Участники парами выстраиваются на линии старта. В руках две палки, изображающие носилки. На палки кладется мяч. Спортсмены должны быстро пробежать дистанцию, не уронив мяч.
8. «Большая заключительная эстафета». Участники по очереди пробегают через «туннель», перепрыгивают модуль, пролезают в воротца, обогнув ориентир, возвращаются к команде, передают эстафету по хлопку.
Подведение итогов. Награждение команд.
Список литературы
1. Асташина М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников : Учеб. -метод. пособие /М. П. Асташина. – Омск, 2002.
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2 - С. 21 – 28.
3. Воротникина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М. : Энас, 2006
4. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
5. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья – М., ТЦ Сфера, 2007
6. Картушина М. Ю. «Быть здоровыми хотим». Оздоровительные и познавательные занятия для детей детского сада. Москва 2003.
7. Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры. –Волгоград. : Учитель, 2007
8. Оверчук Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М. : Просвещение, 2004
9. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. :АРКТИ, 1999.