Оксана Аникина
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Как развивать стрессоустойчивость»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Как развивать стрессоустойчивость»
Цель:
• Повысить уровень стрессоустойчивости: развитие навыков саморегулиции и самопомощи.
• Формирование положительного эмоционального состояния.
• Обучение способам здоровьесберегающих технологий.
• Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения.
Ход практического семинара:
План:
1. Приветствие.
2. Правила работы
3. Теоретическая часть
4. Практические упражнения.
Публикация «Психологический тренинг для педагогов ДОУ „Как развивать стрессоустойчивость“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
-Упражнение «Аплодисменты»
- Упражнение «Хвост Бабы-яги»
-«Проективная методика «Волшебная страна в нас»
- Игровой массаж шишками «Маляр»
5. Рефлексия. Заполнение анкеты-обратной связи.
1. Приветствие.
Добрый день уважаемые коллеги, я рада вас приветствовать, рада, что вы нашли время и смогли посетить наше сегодняшнее мероприятие.
2. Правила работы
Принцип «здесь и теперь» –говорим о том, что чувствуем и думаем в настоящий момент, и обсуждаем то, что происходит с членами группы.
Высказывания от своего лица.
Искренность в общении – говорим то, что чувствуем, если нет желания говорить о чем-то, то не говорим.
Конфиденциальность – все, что происходит во время занятий, не выносим за пределы.
Недопустимость оценок другого человека.
Обсуждение какого-либо вопроса участников группы должно занимать не более 3-х мин., ведущий и группа имеют право прервать выступающего.
Давайте начнем наш тренинг с ритуала-приветствия.
Ритуал «Желаем добра»
Участники делятся на две группы. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.
Педагог-психолог:
Внутренний круг пусть остается на месте. Внешний круг передвигается вокруг них по часовой стрелке. Нужно произносить приветствие и выполнять действия, которые я вам подскажу.
Здравствуй, друг! Здороваются за руку.
Как ты тут! Хлопают друг друга по плечу.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришел! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
3. Теоретическая часть
Тема тренинга «Как развить стрессоустойчивость». И сегодня я предлагаю это сделать с помощью телесно-ориентированной терапии.
В течение всей жизни желания, чувства, запреты «кодируются» телом человека, создавая блоки и броню. Телесный контакт играет в жизни человека огромную роль с самого рождения, когда прикосновения матери открывают ребёнку мир ещё до того, как он начнёт осознавать себя. Исследования психологами знаков физического контакта между людьми показали, что, если ребенок обделен прикосновениями человеческих рук и тела, его развитие протекает замедленно и в социальном, и в эмоциональном, и в физическом планах.
Основой телесно-ориентированного подхода является принцип единства телесных и психических проявлений. Нет таких эмоций, которые не отражались бы в теле. Телесно-ориентированная практика - это вид терапии, при котором понять свои чувства и мысли помогают движения и физические упражнения. Её отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. Некоторые упражнения можно выполнять с детьми, нашими воспитанниками. Включение игр и упражнений с телесно-ориентированным подходом (далее ТОП) в коррекционно-развивающую работу существенно расширяет возможности положительного воздействия на развитие ребенка.
Основателем телесной психотерапии является австрийский психолог Вильгельм Райх. В своих работах Райх описал, как в ответ на стрессовые ситуации у человека возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц - «мышечных зажимах». Он считал, что, воздействуя на тело, можно освободиться от «мышечного панциря», добиться восстановления душевного равновесия и удовлетворенности, вернуть человека к гармонии с окружающим миром.
Телесно – ориентированный подход– это комплекс методов, позволяющих решать психологические проблемы посредством телесного контакта.
Цель данного подхода заключается в активизации развития всех высших психических функций (ВПФ) через воздействие на сенсомоторный уровень.
Задачи ТОП:
Снятие психологического напряжения, возбужденности;
снятие заторможенности, скованности;
обучение саморегуляции, осознанию своего тела, его возможностей;
повышение сенсорной чувствительности;
развитие зрительного анализатора;
развитие эмоциональной сферы, навыков общения и моделирование эмоций.
Спектр проблем, которые можно решить при помощи телесно – ориентированного подхода: тревожность, возбудимость, плаксивость, агрессивность, страхи и фобии, трудности с общением, стеснительность, зажатость, замкнутость.
Методы телесно-ориентированной терапии:
дыхательные упражнения;
упражнения на расслабление и напряжение;
глазодвигательные упражнения;
коммуникативные игры и упражнения с использованием ТОП;
самомассаж.
Таким образом, применяя на себе и в коррекционной работе игры и упражнения телесно-ориентированной терапии мы можем помочь себе и нашим воспитанникам чувствовать себя более уверенно, спокойно.
Мы познакомимся с элементами ТОТ.
4. Практические упражнения.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: повысить настроение и самооценку, активизировать участников группы.
Педагог-психолог:
Сейчас предлагаю вам отдохнуть. Снять усталость и расслабиться нам помогут упражнения телесно-ориентированной терапии. Эти же упражнения вы можете использовать в работе с детьми. Итак, поднимите правую руку, кто любит посещать театр и кино.
Участники, которые не подняли руку, аплодируют. Так же они должны поступать при каждом следующем задании, которое дает педагог-психолог.
Педагог-психолог:
Поднимите левую руку, кто любит детей. Разведите руки в стороны, у кого дома есть домашнее животное. Закиньте руки за голову, кто по утрам любит поспать. Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом. Закройте руками глаза, кому не хочется брать работу домой. Наклонитесь вправо, кто любит читать книги. Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета. Опустите голову вниз, кто любит конфеты. Похлопайте в ладоши, у кого хорошее настроение.
Упражнение «Хвост Бабы-яги»
Цель: создать положительный эмоциональный фон.
Игра базируется на легкой и запоминающейся речевке, которую произносит педагог-психолог, а затем и участники хором. Это рифмованный текст: «Я – Яга, Яга, Яга, я лечу, лечу, лечу! Хочешь быть моим хвостом? – Да, конечно же, хочу». После этих слов педагога-психолога или ведущего игрока участники по очереди начинают цепляться за Бабу-ягу – одного из участников – и друг за друга паровозиком. Речевка повторяется много раз, чтобы все смогли побывать в роли Яги.
Здесь можно упомянуть такие известные всем игры «Сосулька», «Мороженое», «Лимон», «Насос и мяч», «Оловянный солдатик-тряпичная кукла» и многие другие.
Проективная методика «Волшебная страна в нас»
Допматериалы: Карта тела – «Волшебной страны»
Педагог-психолог:
Раскрасьте домики на карте страны в красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный цвета. Затем заселите их «жителями»: это радость, удовольствие, страх, вина, обида, грусть, разочарование, интерес. Домики с жителями – это подсказки. Ориентируйтесь на них и раскрасьте карту – силуэт человека. Какие чувства в какой части тела находятся, как вы думаете?
Участники выполняют задание. Затем педагог-психолог помогает им интерпретировать результаты.
Педагог-психолог:
Когда мы исследуем карту, то узнаем, например, как чувства, которые живут в голове, окрашивают мысли. Когда в голове живет страх, думать будет непросто. В руках живут чувства, которые мы испытываем при контактах с окружающим миром. Получается, что в разных частях тела живут разные чувства, и каждое по-своему окрашивает жизнь. Посмотрите, как вы раскрасили карту тела чувствами. Голова и шея символизируют мышление, туловище до линии талии, кроме рук, – эмоции; руки до плеч – коммуникацию, тазобедренная область – сексуальные и творческие переживания, ноги – чувство опоры, уверенность, а также ощущение «заземления» негативных переживаний. А теперь давайте посмотрим, как при помощи массажа уйти от неприятных чувств.
Игровой массаж шишками «Маляр»
Цели: снять напряжение, развить коммуникативные навыки, умения согласовывать свои действия с действиями других.
Участники делятся на три группы. Педагог-психолог становится позади одного из участников и объясняет правила, массируя шишками спину тому, кто стоит впереди. Зачем участники тренируются друг на друге.
Педагог-психолог:
Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать. Ритмично водить шишками по спине вверх-вниз.
Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берем, ребята, и будем помогать. На слова «метлой», «любит», «метлу», «будем» – «метем» спину сверху вниз.
Портной все шьет иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмем иголки и будем помогать. Слегка ударяем по спине шишками.
Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать. Круговые движения по спине.
Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать, Пилу берем, ребята, и будем помогать. Ритмично водить шишками по спине вверх-вниз
Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать. Водить шишками по спине слева-направо
А пианист играет, не любит отдыхать,
И мы на пианино решили поиграть. Слегка ударяем по спине шишками
Завершение
Педагог-психолог:
Упражнения и задания, которые вы сегодня узнали, помогут вам снимать напряжение у детей, работать с трудностями.
5. Рефлексия. Заполнение анкеты-обратной связи.