Ася Кузьмина
Психологический лекторий для родителей «Вина и ответственность в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Наверное, каждый человек хотя бы однажды испытывал чувство вины. Чувство вины - это «эмоциональное осуждение себя за что-то». В зависимости от степени интенсивности это чувство может доставлять человеку мимолетные неудобства или сделать жизнь невыносимой, проявляясь, например, в виде бесконечных самоупреков.
Чувство вины формируется у ребенка родителями:
• Вербально (словесно), например, прямым обвинением («Ты плохой мальчик, если не хочешь чистить зубки») или укором («Ну, что же ты… мы думали, что ты не жадная девочка… а ты не даешь Маше свои игрушки»). То есть, личностные качества ребенка связывают с его поведением.
Публикация «Психологический лекторий для родителей „Вина и ответственность в воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
• Передачей ответственности за свои чувства («Ты разрываешь мне сердце!», «Ты меня в могилу сведешь!», «Хорошие дети родителей не расстраивают»). То есть, поведение ребенка объявляется причиной плохого папиного настроения или слез мамы.
• Атмосферой сравнения, оценки и осуждения. Например, если родители озабочены мнением окружающих и им важна оценка со стороны, то они будут изо всех сил стараться, чтобы их ребенок был самым лучшим (самым умным, самым красивым, самым-самым). То есть, ребенка принуждают делать то, что он, в общем-то, и не обязан делать, но из любви к родителю ребенок старается соответствовать «идеальному» образу. Но в большинстве случаев этот «идеальный» образ очень далек от настоящего ребенка с его недостатками и достоинствами, что и вызывает чувство вины.
Какую выгоду несет чувство вины родителю? Эти способы воздействия на ребенка прекрасно работают, в том смысле, что они позволяют добиться того поведения, которое нужно взрослому. Но при этом данные способы воспитания наносят психологический вред ребенку и делает из него подверженного манипуляциям человека. Поэтому, вместо того чтобы изводить ребенка претензиями, приводящими к чувству вины, лучше извлеките из ситуации урок на будущее и научите этому своего ребенка.
Ответственность за свои поступки – это правильный способ построения отношений с собой, другими людьми и миром. Ответственность – это:
• не вина, а уверенность в себе,
• осознание взаимосвязи между личными действиями и результатом,
• способность в будущем избежать возникновения аналогичной (негативной) ситуации.
То есть, при воспитании необходимо разъяснить ребенку, что если он сделал ошибку, (поступил плохо), то у него всегда есть ее шанс ее исправить. При данном психологически верном подходе воспитания, у него не возникает глубокого чувства вины (виноват - исправлю). Поэтому чувство вины должно проходить после устранения ошибки. Но если родитель (а в последствии и ребенок) воспринимает вину как подтверждение плохости (виноват - плохой), то формируется психологическая установка, что нужно угождать, подстраиваться под других, быть «хорошим». При этом может формироваться патологически длительное ощущение вины, ее постоянство даже после извинений, исправлений неправильного действия.
Подведем итог: вина - очень деструктивное чувство. Это то, что заменяет исправление ошибок. Учите ребенка ответственности, не навязывая чувство вины.
Рекомендации психолога:
1. Сообщения не должны содержать оценки самого ребенка: «Ты плохой! Ты неряшливый!». Оценивайте не ребенка, а его поступки: «Не самый лучший поступок. Ты можешь выглядеть лучше».
2. Отделяйте свои чувства от действий ребенка. Не «Ты позоришь меня!», а «Я чувствую себя некомфортно, появляется чувство неловкости». Не «Ты меня расстраиваешь!», а «Я расстраиваюсь, когда…».
3. Не анализируйте проступки ребенка при свидетелях. Иначе формируется чувство стыда, а не ответственность.
4. Не приучайте формально просить прощения, а направляйте мысль ребенка в русло «Как теперь исправить ситуацию?» Нет ничего плохого в том, чтобы просить прощения. Плохо, когда этим все и ограничивается, без исправления ошибок.
5. Всегда помогайте ребенку понять взаимосвязь между его действиями и результатом. Акцентируйте внимание не на ошибках, а на возможностях их исправить (вариантах, альтернативах поведения и поступков).
6. Учите личным примером. Избавьтесь от своего чувства вины. Исправляйте свои ошибки и будьте ответственными.