МААМ-картинки

Педагогическая находка По закаливанию детей в ДОУ

Журавлева Мария Размиковна
Педагогическая находка По закаливанию детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги. Я очень благодарна, что сейчас поделюсь с вами своей педагогической находкой.

Я думаю, вы со мной согласитесь, нас педагогов много и каждый педагог — это тоже индивидуальность. Каждый педагог идёт своей творческой, педагогической дорогой.

Главной своей задачей в работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации дошкольников, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать ситуацию успеха.

«Здоровье детей — здоровье нации!».

Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровье сберегающих технологий в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.

Повышенное внимание к детям дошкольного возраста обусловлено тем, что заболеваемость из года в год увеличивается. Это происходит несмотря на все достижения современной медицины. При этом многие воспитанники детских садов страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата, у них есть проблемы с осанкой.

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающие культуры, навыков здорового образа жизни.

Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи; применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

При использовании здоровье сберегающих технологий поставила цели:

-сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;

-укрепление психического и физического здоровья дошкольников;

-обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание оздоровительной культуры;

-осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

-содействие становлению культуры здоровья и просвещению родителей.

Задачи:

- формировать представление дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;

-формировать устойчивую мотивацию дошкольников к здоровьесбережению;

-развивать осознанное отношение к своему здоровью, навыкам личной гигиены и самоконтроля за их выполнением;

- повышать компетентность педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе образовательной деятельности здоровье сберегающих технологий;

- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни.

Новизна моей педагогической находки заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно - оздоровительной деятельности:

- внедрение новых здоровье сберегающих технологий в деятельность ДОУ;

- использование приемов для мотивации к здоровому образу жизни.

Основная проблема, которая встала передо мною - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. Анкетирование родителей, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр.

Поэтому, я приняла решение о необходимости в разработке целостной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями, на основе современных здоровье сберегающих технологиях и методиках. Основная проблема, в том, что программы и технологии, используемые в детском саду, реализуются в полном объёме, но в них недостаточно отражается работа по закаливанию детей. В разных видах деятельности дома, родители предпочтение отдают пассивному отдыху, а занятия спортом ставят на последнее место. Анкетирование показало, что 80% родителей считают, что приобщение детей к здоровому образу жизни - это забота детского сада и лишь 20% считают, что это забота семьи.

При анализе развивающей среды в группе было выявлено, что недостаточно нетрадиционного оборудования для закаливания: нет массажных ковриков, стаканчиков для полоскания рта и горла, методических разработок по проведению дыхательных и корригирующих гимнастик, степ плотформ.

Ознакомившись с методической литературой, статьями в газетах, журналах, в интернете решила начать осторожный и систематический подход к комплексному закаливанию с ноября 2020 года.

На первом этапе организовала полоскание рта и горла кипячёной водой комнатной температуры после еды, перед сном, постепенно снижая температуру воды на 1*С, доводя до 18*С. Дети, с удовольствием поласкают горло в специальных стаканчиках. Это самый приемлемый и простой способ закаливания в детском саду, является частью профилактики в заболевании горла.

Проводим сквозное проветривание в отсутствие детей. Во время проведения прогулок происходит закаливание воздухом. В зимнее время прогулки разрешены при температуре выше -15* при безветренной погоде. Следим, чтобы дети были одеты по погоде. Были даны родителям рекомендации «Как одевать детей осенью (зимой) на прогулке» Так как теплая одежда нарушает теплообмен, затрудняет движения, и в результате – очередная простуда. Во избежание переохлаждения организуем на прогулке подвижные, спортивные игры, игровые упражнения. На протяжении дня дети находятся в группе в облегчённой одежде при комфортных значениях температуры. Обязательно открываем фрамугу, через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, и за 30 минут до пробуждения закрываем её. Дети, проснувшись, перебегают из спальни (с менее низкой температурой воздуха) в группу (с более высокой температурой воздуха). Спальная детей находится рядом, поэтому такие воздушные ванны у нас проходят без всяких дополнительных условий. Большое внимание уделяем закаливанию босохождением. Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Так как сейчас холодное время года, мы практикуем босо хождение по массажным коврикам с, хождение босиком по влажной тряпке после сна.

Еще считаю, одним из действенным методом в комплексе закаливающих процедур после дневного сна - это умывание прохладной водой, мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой шеи. Учим с детьми следующий алгоритм: открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз». Смочить обе ладошки и умыть лицо. Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Через некоторое время длительность процедуры планируем увеличить, а именно: каждую руку, а так же шею дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.

Температура воды для детей старше 4-х лет постепенно должна понижаться с 28-32*С до 18-20. В январе месяце будем учить детей влажному обтиранию верхних и нижних конечностей от пальцев к туловищу, мягким полотенцем до появления лёгкой красноты кожи. Ребёнок получит «сухой массаж», который улучшает кровоснабжение организма, мышечный тонус.

В группе «Радуга» ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания и двигательной деятельности детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, я, в своей работе, меняю последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры.

В тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр. Оптимальной формой для реализации своих двигательных потребностей служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры.

Атрибуты для игры «Цапля», с ходьбой и бегом изготовила самостоятельно.

Цель: укрепить мышцы стопы, профилактика плоскостопия.

Атрибуты: конусы с ленточками.

Правила игры: по периметру площадки (группы) разложены обручи-это домики для цапли. В центре рассыпаны конусы с ленточками «лягушки». Цапли по сигналу бегут к ленточкам, захватывают их пальцами левой ноги и несут в домик, прыгая на правой.

Здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, оно определяется гармоничным соответствующим возрасту развитием ребенка и его правильным закаливанием. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание в дошкольном возрасте нужно рассматривать как важную составляющую часть физического воспитания детей. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням.

Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Таким образом, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий способствовал укреплению и сохранению здоровья воспитанников, дал позитивную динамику оздоровления детского организма, позволил достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию. На данный момент мои воспитанники умеют заботиться о своем теле, ухаживать за зубами, знают, какая пища полезна для здоровья, научились выполнять физкультурные движения осознанно, ловко, красиво.

Публикации по теме:

«Моя педагогическая находка» Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания«Моя педагогическая находка» Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания .

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Лэпбук — моя педагогическая находкаЛэпбук — моя педагогическая находка МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ДЕЛЬФИН» с. НОВОКИЕВСКИЙ УВАЛ (наименование организации) «Моя.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая находка По закаливанию детей в ДОУ
Опубликовано: 15 января 2025 в 23:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая находка По закаливанию детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Журавлева Мария Размиковна (УИ 1274375) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД