ОЛЬГА СУНЦОВА
Роль семьи в воспитании здорового ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Жан – Жак Руссо.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т. к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Публикация «Роль семьи в воспитании здорового ребенка» размещена в разделах
Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.
Чтобы сделать родителей союзниками в решении этого вопроса, перед собой мы поставили следующие цели:
1. Помочь родителям осознать приоритетность семьи в воспитании здорового ребенка.
2. Привлечь родителей в процесс воспитания здорового ребенка совместно с дошкольным отделением.
4. Распространить положительный семейный опыт по воспитанию здорового ребенка.
Первым нашим шагом, стало анкетирование родителей по этому вопросу.
Анкета «Здоровый ребенок - в здоровой семье»
1. Знакомы ли Вы с режимом дня детского сада?
2. Соблюдает ли Ваш ребёнок режим дня в вечернее время и в выходные дни?
3. Какова продолжительность дневного и ночного сна Вашего ребёнка?
Нет ли проблем с засыпанием?
4. Какую еду предпочитает Ваш ребёнок? Нет ли проблем с кормлением?
5. Какие гигиенические навыки уже есть у Вашего ребёнка?
6. Закаливаете ли Вы своего ребёнка? Какими методами?
7. Есть ли отклонения в здоровье у Вашего ребёнка? Какие медицинские
рекомендации следует выполнять в детском саду?
Все родители приняли активное участие в анкетировании. Их ответы позволили нам сделать вывод о том, в большинстве семей режим дня выполняется, что в семьях есть достаточное количество спортивного инвентаря. То есть можно сделать вывод, что вопрос здоровьесбережения решается достаточно успешно. Однако анализируя анкеты, мы поняли, что недостаточное внимание во многих семьях уделяется пребыванию детей на воздухе, есть дефицит ночного сна. Из-за длительного нахождения детей у телевизора и компьютера выявляется проблема малой двигательной активности. Во многих семьях дети не гуляют или мало гуляют в выходные и праздничные дни. Данные анкетного опроса большинства родителей (57%) свидетельствуют о том, что в праздничные и выходные дни детей днём не укладывают спать. Это создаёт предпосылки для перенапряжения нервной системы ребёнка, наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования, и затрудняет его засыпание днём в детском саду.
На основании результатов анкетирования, мы решили, что каждый родитель должен знать следующие принципы:
Здоровый ребенок – спортивный ребенок.
Здоровый ребенок – успешный ребенок.
Здоровый ребенок – творческий ребенок.
Здоровый ребенок – активный ребенок.
Все родители были согласны.
В соответствии с поставленными целями, по воспитанию здорового ребенка в семье, мы продолжили работу.
Для родителей были выпущены рекомендации по режиму дня в семье, воспитатели провели консультации «Совместный активный отдых в семье в теплое и холодное время года». Старшая медицинская сестра и повар провели семинар – практикум «Питание – это важно!».
Совместные мероприятия детей и родителей очень эффективны. Такой круг общения создает широкую среду развития, помогает каждому ребенку стать полноценным членом сообщества. Такие мероприятия не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т. е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.
Чтобы показать родителям значимость для ребенка совместных мероприятий, мы привлекли семьи к организации и к проведении прогулок в природу, за пределы дошкольного отделения. Радость и гордость детей за своих родителей трудно переоценить. (слайд)
Понимая, что полноценная двигательная активность детей во время прогулок в зимой не мыслима без использования снежных построек, родители каждый год приходят нам на помощь целыми семьями. (слайд)
Понятие «здоровье» многогранно и осознавая это, мы привлекаем наших союзников - родителей к разбивке цветников, клумб и огорода, а дети трудясь и созерцая красоту цветущих растений понимают, что их папы, мамы активные участники жизни дошкольного отделения. (слайд)
Ежегодно, в школе проходит забег посвященный Дню Победы. Воспитанники дошкольного отделения вместе с родителями тоже являются участниками этого спортивно - патриотического мероприятия. (слайд)
Чтобы разнообразить работу по воспитанию здорового ребенка и заинтересовать детей, мы решили использовать нетрадиционное физкультурное оборудование. Родители охотно откликнулись на наше предложение. Семьями воспитанников было изготовлено нетрадиционное физкультурное оборудование для совершенствования основных видов движений у детей. (слайд). Опыт изготовления и применения оборудования нашел отражение и при проведении методического объединения для воспитателей города. Родители были активными участниками этого праздника здоровья и спорта. (слайд)Увидев заинтересованность детей, многие семьи изготовили некоторые виды оборудования для использования дома.
В рамках тематической недели «Мы тоже олимпийцы», опять же вместе с нашими помощниками – родителями прошел спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья». (слайды) Прекрасное настроение, сплоченность семей и педагогов дошкольного отделения, понимание значимости спорта в воспитании здорового ребенка – это фон всего спортивного мероприятия.
Чтобы привлечь, как можно больше семей в процесс воспитания здорового ребенка, мы изучили и распространили опыт семей Косинцевой Наташи (слайд) иЛогиновой Вари. (слайд)Родители девочек рассказали о своих спортивных традициях и личном примере, а самое главное реальном снижении заболеваемости у девочек.
Я рассказала лишь о некоторых примерах семейного воспитания здорового ребенка в нашем дошкольном отделении.
В заключении, хочется отметить, что лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Только в условиях сотрудничества, возможно, обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии здорового ребенка.
Совместная работа с семьей по вопросам оздоровления дает положительные результаты. Родители стали не зрителями и наблюдателями, а активными участниками различных оздоровительных мероприятий. Формируется созидательная позиция по отношению не только к здоровью ребенка, но и своему.
Спасибо за внимание!