Татьяна Ткаченко
Родительский лекторий как способ повышения педагогической компетенции родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В формировании и становлении личности ребенка с нарушением интеллекта первостепенная роль принадлежит его семье, наличию в ней благоприятного, здорового психологического микроклимата, правильно протекающих процессов взаимопонимания между родителями и детьми. Нарушение межличностных отношений в семье влияет на развитие психического и социального здоровья ребенка. Поэтому, с целью оказания социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, была организована работа Родительского лектория «Мы такие разные», который был направлен на повышение педагогической компетентности родителей.
Темочки:
Помощь детям с нарушением интеллекта заключается, прежде всего, в оказании поддержки их родителям. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение их реальных потребностей, общественное признание, оценку и развитие саморегуляции.
Родители, воспитывающие умственно отсталых детей, страдают от недостатка информации по многим вопросам развития таких детей и их воспитания. Опыт работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, показал, что их родителей интересуют вопросы организации общения ребенка с другими, приспособления к окружающему миру, наиболее эффективна помощь в виде практических советов и рекомендаций.
После изучения выявленных проблем в общении родителей с детьми, было проведено несколько занятий, на которых родители получали рекомендации разных специалистов, по преодолению тех или иных затруднений в воспитании детей-инвалидов. На таких занятиях родители познакомились с индивидуальными и возрастными особенностями развития умственно отсталого ребенка, причинами возникновения интеллектуального недоразвития, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка. А также получили консультации со стороны медиков, специалистов, социального педагога. Результатом разъяснительной работы педагогов-психологов стало знание и понимание ребенка его родителями, принятие его таким, какой он есть. На практических занятиях родители получили представления о различных формах, методах и приёмах взаимодействия со своими детьми, советы по воспитанию навыков самообслуживания и культурно–гигиенических навыков у детей с ОВЗ, что способствует приобретению необходимых навыков для социализации.
Также велась просветительская работа с семьей, которая была направлена на ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Ежемесячно выпускались стендовые консультации с методическими рекомендациями для родителей детей-инвалидов с целью ознакомления с разнообразными формами, методами и приемами работы с детьми. Для них были изданы следующие буклеты: «Учимся, играя», «Инновационные технологии в работе с детьми-инвалидами».
Консультирование проводилось в индивидуальной форме по запросу родителей. Для решения актуальных проблем воспитания и развития детей-инвалидов со сложной структурой дефекта на базе отделения дневного пребывания работала «Горячая линия», которая помогала родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить ряд рекомендаций по выстраиванию благоприятных отношений в семье, решению каких-либо возникающих проблем.
Был проведен круглый стол «Навстречу друг другу», задачей которого являлось повышение знаний родителей в социально-правовых, экономических, медицинских и других вопросах жизнедеятельности семьи, расширение их педагогической компетенции с целью повышения эффективности и качества семейного воспитания. На этом мероприятии родители делились с присутствующими своими проблемами в воспитании детей-инвалидов и общении с ними; также родители отметили, что повышение внимания к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, продуктивная реорганизация режима дня с умственно отсталым ребенком дает свои результаты.
Кроме этого неоднократно проводилось анкетирование семей, с целью выявления методов воспитания, осведомленности в правах и льготах детей-инвалидов и др. Регулярно социальный педагог совместно с педагогом-психологом выезжали на домашнее визитирование. Целью домашнего визитирования является выявление наличия развивающей среды для ребенка-инвалида, организованной в домашних условия, которая необходима для создания в семье оптимальных условий для его развития.
Таким образом, проведенная работа с семьями, имеющими детей-инвалидов и детей с ОВЗ в рамках грантового проекта «Мы вместе», была направлена на повышение педагогической компетентности родителей, и способствовала гармонизация отношений к ребенку со стороны родителей, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. А получение практических рекомендаций в вопросах воспитания и развития, советов по созданию благоприятной психологической атмосферы в семье, обеспечило условия для оптимального процесса его социализации и интеграции в общество.