МААМ-картинки

«Роль матери и отца в воспитании ребенка». Консультация для педагогов

Марина Яцкина
«Роль матери и отца в воспитании ребенка». Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

на тему:

«Роль матери и отца в воспитании ребенка

ПОДГОТОВИЛ :

Воспитатель ЯЦКИНА МАРИНА ГРИГОРЬЕВНА

Публикация «„Роль матери и отца в воспитании ребенка“, Консультация для педагогов» размещена в разделах

В современном обществе происходит ломка традиционной системы половой стратификации, которая приводит к изменению гендерных ролей, в том числе и родительских, и проблемы семьи как социального института и как социальной системы, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка и взрослого, социализирующей функции семьи становятся все более актуальными.

Семья является главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Роль семьи оказывает большое влияние на развитие ребенка дошкольного возраста, на становление его личностных качеств. От положения ребенка в семье, от влияния на него членов семьи, во многом зависит развитие и становление его личностных характеристик. На развитие ребенка дошкольного возраста особое влияние оказывает семья, её авторитет часто непререкаем и то, как поведет себя в том или ином случае, тот или иной семьи зачастую является образцом поведения для ребенка.

Одна из наиболее существенных проблем развития общения ребенка-дошкольника связана с его семьей. Можно без преувеличения сказать, что личность ребенка-дошкольника формируется в семье, в семейных отношениях. С одной стороны, данное утверждение не представляет собой никакой новости или проблемы. У большинства детей дошкольного возраста есть семьи, где их любят. Но вот с другой стороны, как указывают многие исследователи семейных отношений, современная семья находится в кризисе и ей самой часто необходима помощь со стороны.

Проблемы семьи сказываются на развитии ребенка. В последние годы возникла даже новая отрасль психологической науки — семейная психотерапия. При этом в нашей стране, в отличие от большинства западных стран, основной целью психологической работы является ребенок.

Итак, полноценное развитие ребенка-дошкольника происходит в хорошей семье. Однако возникает вопрос: а что такое хорошая семья?

Довольно длительное время благополучной считали семью, где присутствуют все ее члены (папа и мама, которые ведут нормальный образ жизни (не пьют, не гуляют на стороне) и хорошо относятся к своему ребенку (заботятся о нем и физически не истязают его). Однако, как показывает практика, выделенных характеристик хорошей семьи явно недостаточно. У ребенка могут быть не только мама и папа, но два дедушки и две бабушки. Эта семья может даже относиться к так называемому «высшему обществу». Ребенок имеет все, что он пожелает, и даже то, что не всякий и представить себе может. Но для него лучшее времяпрепровождение — у соседского мальчика, которого воспитывают только мама и бабушка и которые часто на ужин едят пустую картошку. Но какая она оказывается вкусная по сравнению с икрой и другими деликатесами, которыми дома потчуют ребенка!

Так что же такое хорошая семья? Ответить на этот вопрос очень трудно, тем более что, как оказалось, для каждого психологического возраста есть своя хорошая и своя плохая семья.

Для дошкольника «хорошая» семья совсем не то, что хорошая семья для подростка. Дошкольник в качестве семьи воспринимает то, что находится с ним под одной крышей, то, что входит в «поле» его общения. Так, дошкольник в качестве членов семьи может нарисовать кошку, собаку, любимую игрушку. Даже видеомагнитофон, если этому предмету в доме оказывают особое «уважение». Он может нарисовать бабушку, которая с ним не живет, но в обществе которой он проводит много времени, и не нарисовать отца, поскольку отец, как Дед Мороз, появляется дома только в выходные, хотя и с подарками.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Причем, ребенок, потерявший мать, как замечено, страдает больше, чем ребенок, потерявший отца.

В отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. Это подтверждено примером, когда девочка, воспитывающийся с отцом, выбирает типично мужскую профессию, а мальчик, воспитывающийся с матерью, выбирает типично женскую профессии.

Подтверждено, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную готовность, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей.

Нами подтверждено, что дети, выросшие без отца, имеют пониженный уровень притязаний; у них, выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы. Мальчики в неполных семьях с трудом общаются со сверстниками.

Таким образом, наличие мужчины в доме – важный фактор воспитания. Независимо от характера отца (разумеется, в пределах нормы) его присутствие как бы вносит гармонию в семейную структуру. В хорошей благополучной семье детское воображение может отчасти восполнить недостающие отцу качества. Не случайно, например, даже весьма либеральные отцы кажутся подросткам более строгими, чем матери.

Ребенок, растущий без отца, лишен важного мужского примера, который особенно значителен для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок без отца страдает также, как правило, от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом.

Ребенок, растущий, главным образом, без отцовского авторитета, бывает часто недисциплинированным, несоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

Однако, мать не менее важна в воспитании ребенка, а возможно и более важна, чем отец. Без матери ребенок вырастает менее общительным, более болезненным, замкнутым, ребенок имеет недостаточно бытовых и социальных навыков для жизни. Мать является ядром семейного воспитания.

Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер:

«Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: «Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования».

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г. С. Абрамова выделяет некоторые из них.

— Ловушка простой цели — отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).

— Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»).

— Ловушка нормальности, или «все как у людей» — отказ от понимания и принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.

— Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» — ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.

— Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»).

— Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») — игнорирование личностного общения.

— Ловушка превосходства пола — отказ от других, отличных от мужских способов решения жизненных задач.

— Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.

— Ловушка ревности к детям — нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.

Идеальный вариант — когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты — мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец — такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников.

Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения.

Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты.

Ребенок — не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок — воспитатель себя.

— Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.

— На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей — в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания — авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат — дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем — пассивны и зависимы, мальчики

— неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируются поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Индифферентный стиль — с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Демократический стиль - родители ориентированы на предоставление возможности выбора ребенку, понимают и чувствуют, чего хочет ребенок (поддержка автономности, чем больше они уделяют ему внимания и ребенок занимает важное место в их жизни (вовлеченность, а также, чем более четко описывают свои требования, сдерживают обещания (структурированность отношений, тем более психологически благополучен ребенок (Клюева Н. В.)

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье :

— выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

— ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

— уверенность в своих силах и самодостаточность;

— умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

— способность разграничить ошибку и свою личность.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее полное и гармоничное развитие, хорошее воспитание получит лишь ребенок, воспитывающийся в полной и благополучной семье, где благоприятная атмосфера в семье.

Публикации по теме:

Роль семьи в воспитании ребенка. Консультация для родителей Все начинается с семьи. Что же ребенок должен знать о понятии «семья»,и какова роль семьи в воспитании ребенка? Семья- это дом, где.

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Роль отца в воспитании ребёнка» Ребенок учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему. Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб - пусть помнит,.

Консультация для родителей «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» "Роль семьи в физическом воспитании ребенка"/b]Дорогие мамы и папы! Хотим обратить Ваше внимание на то, что большое значение для правильного.

Консультация для родителей «Роль матери в воспитании ребенка» Женщина – «сердце» семьи, ее эмоциональный лидер. Она созидает добрые отношения между всеми членами семьи, хранит ее единство и сплоченность.

Консультация для родителей «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый.

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Завгородняя Светлана «воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание.

Родительское собрание «Роль отца в воспитании детей в семье» Ведущий. Здравствуйте, дорогие папы! Мы рады видеть вас сегодня в стенах нашего учреждения. Нам очень приятно, что в вашем занятом графике.

Роль и обязанности отца в воспитании детей Роль отца в воспитании детей В современном мире такое понятие как семья у большинства людей ассоциируется в большей степени с матерью, а.

Роль отца в нравственном воспитании ребенка Издревле на Руси отец считался защитником, кормильцем и показателем духовного состояния семьи. Сегодня, в силу сложных экономических условий,.

Заседание клуба для родителей «Роль матери и отца в развитии ребенка раннего возраста» 1. Дискуссия «Роль матери и отца в эмоциональном развитии ребенка» Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Роль матери и отца в воспитании ребенка». Консультация для педагогов
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 23:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Роль матери и отца в воспитании ребенка». Консультация для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Марина Яцкина (УИ 961914) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД