Приложение МААМ

Конспект занятия «Путешествие в Дымково»

Мария Тимохина
Конспект занятия «Путешествие в Дымково»
▼ Скачать + Заказать документы

Путешествие в Дымково

«Там руки художниц из глины простой

Готовят для нас хоровод золотой»

Цель:

Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве, о дымковской игрушке. Прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров. Развивать интерес к изучению народных промыслов.

Форма работы: Интегрированное занятие (беседа, с элементами игровых, здоровьесберегающих и мультимедийных технологий).

Время проведения:25 минут.

Количество детей: 23 человека.

Задачи: Образовательные:

-Познакомить с историей дымковской глиняной игрушки, приемах изготовления;

-Формировать представления об особенностях дымковской росписи, колорите, основных элементах узора;

-Учить видеть своеобразие, особенности узоров, основные мотивы.

-Учить рассматривать народные игрушки, выделять средства выразительности (кольца, точки, круги, тонкие и широкие линии).

Развивающие:

-Формировать умение замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

-Развивать внимание, фантазию, композиционные умения, интерес к художественно- эстетической деятельности;

-Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;

Развивать глазомер, чувство цвета, ритма в узоре, формы, пропорций.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное и бережное отношение к традиционной русской культуре и истории своей Родины;

2. Воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формирование патриотичных чувств;

3. Вызывать у детей желание расписывать дымковские игрушки.

Пополнение лексического запаса:

Дымковская слобода, народный промысел, дымковская игрушка, свистулька, декоративная роспись, народные мастера, геометрический узор, способ лепки, Вятская ярмарка

Методические приёмы:

1. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности

2. Вводная беседа

3. Художественное слово (стихи).

4. Рассматривание презентации «Путешествие в Дымково»

5. Эвристическая беседа на закрепление полученных знаний о дымковском промысле по презентации «Путешествие в Дымково»

6. Физминутка

7. Музыкальное сопровождение

8. Рефлексия

Предварительная работа

- Рассматривание изображений дымковской игрушки

- Рассматривание альбома «Народная игрушка»

- Чтение стихотворений, потешек о дымковской игрушке

Оборудование и материалы для педагога:

1. Таблицы-иллюстрации с изображением дымковской игрушки

2. Музыкальный ряд: русские народные мелодии

3. Цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки 4. Таблицы с элементами узоров дымковской росписи

5. Ноутбук

6. Мультимедийная презентация «Путешествие в Дымково»

7. Материалы для рассказа о дымковском промысле и вопросы для эвристической беседы

Оборудование и материалы для детей:

1. Столы

2. Стулья.

3. «Ковер-самолет»

4. Жетоны (красный, синий, зеленый) для оценки эмоциональной отзывчивости

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I. Организационный момент. (2 минуты)

- В: Здравствуйте, ребята.

-Д: Здравствуйте.

Проверка готовности к занятию. Рассадить детей полукругом возле стола с игрушками и образцами дымковской росписи. Предлагаю обратить внимание на необычные игрушки. В: У нас сейчас одна забота,

Готовы мы начать работу?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ли на меня глядят?

Мы сегодня побываем,

В удивительной стране.

Много нового узнаем.

Все загадки разгадаем,

И узнаем, что за чудо есть на русской, на земле.

- В: Ребята, скажите, вы любите путешествовать?

- Д: Да.

II.Основная часть. (20 минут)

- В: Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А путешествовать мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот «ковер – самолет». Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).

- В: А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг и догадайтесь, куда вы попали! (Ответы детей).

Презентация " В гости в Дымково".

-В: А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

- В: В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Хотите посмотреть?

- Д: Хотим.

Просмотр презентации «Путешествие в Дымково» сопровождается рассказом педагога о народном промысле Дымково и эвристической беседой (добиваться развернутого ответа, при необходимости повторно смотреть слайды презентации).

Вопросы для эвристической беседы

1. Вопрос-загадка:

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Ответ: Дымковская игрушка.

2. Вопрос: Где появилась дымковская игрушка?

Ответ: В небольшой слободе (микрорайоне) Дымково рядом с городом Хлынов, а ныне городом Киров.

3. Вопрос: Кто делает дымковские игрушки?

Ответ: Дымковские игрушки делают только женщины и передают своё ремесло дочерям и внучкам.

4. Вопрос: С каким весенним праздником связывают возникновение промысла «Дымковская игрушка»? Какими были первые дымковские игрушки?

Ответ: Весенний праздник Вятская свистунья, Свистопляска. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде баранов, коней, козлов, уточек, которые изготавливались зимой и ранней весной к этой ежегодной ярмарке.

5. Вопрос: Из чего и как лепят дымковские игрушки?

Ответ: Из местной ярко – красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Один мастер вручную от лепки до росписи.

Фигурки лепят по частям, затем идёт сборка, недостающие детали прикрепляют, примазывая, используя для связки и заглаживания уже жидкую красную глину. После чего просушивают несколько дней и обжигают в печи.

6. Вопрос: Чем перед росписью покрывают мастерицы, вынутые из печи остывшие игрушки?

Ответ: Ослепительно белым мелом разведённым на снятом молоке.

7. Вопрос: Что объединяет все дымковские игрушки?

Ответ: Все игрушки яркие, праздничные, нарядные.

8. Вопрос: Какие цвета любят дымковские мастера?

Ответ: Красный, жёлтый, оранжевый, зеленый, синий, малиновый.

9. Вопрос: Какие формы имеют узоры?

Ответ: Узоры имеют простые геометрические формы: кружки, кольца, полоски, змейки.

10. Вопрос: Чем мастера расписывают игрушки?

Ответ: Раньше мастерицы делали кисти сами из тряпок, наматывая продёрнутый холщовый лоскут на палочку, также лучинки – для наведения глаз. Торцом ровно срезанного прутика наносили пятна. Сейчас игрушки расписывают кисточками.

11. Вопрос: В каком музее хранится самое большое количество дымковских игрушек?

Ответ: Это музей «Дымковская игрушка» в городе Киров.

III. Физкультминутка

Если б все на свете было

Одинакового цвета, (вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это? (наклоны головы вперед-назад).

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным (Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).

В: Молодцы! Присаживайтесь! Нам пора возвращаться из путешествия. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, возьмитесь за руки и закройте глаза (звучит народная музыка).

IV.Рефлексия (3 минуты)

В: Ребята, вам понравилось путешествие к дымковским мастерам? Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия.

У вас есть цветные жетоны: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый - вам все равно; синий - настроение плохое, путешествие не понравилось. Возьмите жетон соответствующий вашему настроению и скажите, почему выбрали именно жетон этого цвета.

-Дети отражают свое настроение при помощи жетонов. Желающие обосновывают свой выбор.

- В: Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось. На следующем занятии мы познакомимся с дымковскими узорами, будем сами составлять и рисовать их. Занятие окончено. Все молодцы!

Публикации по теме:

Фотоотчет о детском творчестве «Это что за хоровод в селе Дымково живёт»Фотоотчет о детском творчестве «Это что за хоровод в селе Дымково живёт» Доброе время суток, дорогие друзья и уважаемые коллеги! Мы, педагоги, должны расширять у детей знания о народных промыслах России. Среди.

Фотоотчёт к смотру-конкурсу «Огород наш в Дымково», огород на подоконникеФотоотчёт к смотру-конкурсу «Огород наш в Дымково», огород на подоконнике Авторы: Шаповалова Э. Ю., Осипова Н. Н. «Огород наш в Дымково» Наступила весна и вновь в нашем детском саду наступает пора подготовки к.

Конспект НОД в средней группе «Удивительное приключение или путешествие в село Дымково»Конспект НОД в средней группе «Удивительное приключение или путешествие в село Дымково» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Удивительное приключение или путешествие в село Дымково».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в Дымково»
Опубликовано: 15 января 2025 в 23:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие в Дымково»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Тимохина (УИ 128883) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД