Мария Тимохина
Конспект занятия «Путешествие в Дымково»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в Дымково
«Там руки художниц из глины простой
Готовят для нас хоровод золотой»
Цель:
Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве, о дымковской игрушке. Прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров. Развивать интерес к изучению народных промыслов.
Форма работы: Интегрированное занятие (беседа, с элементами игровых, здоровьесберегающих и мультимедийных технологий).
Время проведения:25 минут.
Количество детей: 23 человека.
Задачи: Образовательные:
-Познакомить с историей дымковской глиняной игрушки, приемах изготовления;
-Формировать представления об особенностях дымковской росписи, колорите, основных элементах узора;
-Учить видеть своеобразие, особенности узоров, основные мотивы.
-Учить рассматривать народные игрушки, выделять средства выразительности (кольца, точки, круги, тонкие и широкие линии).
Развивающие:
-Формировать умение замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;
-Развивать внимание, фантазию, композиционные умения, интерес к художественно- эстетической деятельности;
-Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;
Развивать глазомер, чувство цвета, ритма в узоре, формы, пропорций.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное и бережное отношение к традиционной русской культуре и истории своей Родины;
2. Воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формирование патриотичных чувств;
3. Вызывать у детей желание расписывать дымковские игрушки.
Пополнение лексического запаса:
Дымковская слобода, народный промысел, дымковская игрушка, свистулька, декоративная роспись, народные мастера, геометрический узор, способ лепки, Вятская ярмарка
Методические приёмы:
1. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности
2. Вводная беседа
3. Художественное слово (стихи).
4. Рассматривание презентации «Путешествие в Дымково»
5. Эвристическая беседа на закрепление полученных знаний о дымковском промысле по презентации «Путешествие в Дымково»
6. Физминутка
7. Музыкальное сопровождение
8. Рефлексия
Предварительная работа
- Рассматривание изображений дымковской игрушки
- Рассматривание альбома «Народная игрушка»
- Чтение стихотворений, потешек о дымковской игрушке
Оборудование и материалы для педагога:
1. Таблицы-иллюстрации с изображением дымковской игрушки
2. Музыкальный ряд: русские народные мелодии
3. Цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки 4. Таблицы с элементами узоров дымковской росписи
5. Ноутбук
6. Мультимедийная презентация «Путешествие в Дымково»
7. Материалы для рассказа о дымковском промысле и вопросы для эвристической беседы
Оборудование и материалы для детей:
1. Столы
2. Стулья.
3. «Ковер-самолет»
4. Жетоны (красный, синий, зеленый) для оценки эмоциональной отзывчивости
Ход непосредственной образовательной деятельности:
I. Организационный момент. (2 минуты)
- В: Здравствуйте, ребята.
-Д: Здравствуйте.
Проверка готовности к занятию. Рассадить детей полукругом возле стола с игрушками и образцами дымковской росписи. Предлагаю обратить внимание на необычные игрушки. В: У нас сейчас одна забота,
Готовы мы начать работу?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ли на меня глядят?
Мы сегодня побываем,
В удивительной стране.
Много нового узнаем.
Все загадки разгадаем,
И узнаем, что за чудо есть на русской, на земле.
- В: Ребята, скажите, вы любите путешествовать?
- Д: Да.
II.Основная часть. (20 минут)
- В: Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А путешествовать мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот «ковер – самолет». Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).
- В: А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг и догадайтесь, куда вы попали! (Ответы детей).
Презентация " В гости в Дымково".
-В: А попали мы в село Дымково!
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
- В: В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Хотите посмотреть?
- Д: Хотим.
Просмотр презентации «Путешествие в Дымково» сопровождается рассказом педагога о народном промысле Дымково и эвристической беседой (добиваться развернутого ответа, при необходимости повторно смотреть слайды презентации).
Вопросы для эвристической беседы
1. Вопрос-загадка:
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Ответ: Дымковская игрушка.
2. Вопрос: Где появилась дымковская игрушка?
Ответ: В небольшой слободе (микрорайоне) Дымково рядом с городом Хлынов, а ныне городом Киров.
3. Вопрос: Кто делает дымковские игрушки?
Ответ: Дымковские игрушки делают только женщины и передают своё ремесло дочерям и внучкам.
4. Вопрос: С каким весенним праздником связывают возникновение промысла «Дымковская игрушка»? Какими были первые дымковские игрушки?
Ответ: Весенний праздник Вятская свистунья, Свистопляска. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде баранов, коней, козлов, уточек, которые изготавливались зимой и ранней весной к этой ежегодной ярмарке.
5. Вопрос: Из чего и как лепят дымковские игрушки?
Ответ: Из местной ярко – красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Один мастер вручную от лепки до росписи.
Фигурки лепят по частям, затем идёт сборка, недостающие детали прикрепляют, примазывая, используя для связки и заглаживания уже жидкую красную глину. После чего просушивают несколько дней и обжигают в печи.
6. Вопрос: Чем перед росписью покрывают мастерицы, вынутые из печи остывшие игрушки?
Ответ: Ослепительно белым мелом разведённым на снятом молоке.
7. Вопрос: Что объединяет все дымковские игрушки?
Ответ: Все игрушки яркие, праздничные, нарядные.
8. Вопрос: Какие цвета любят дымковские мастера?
Ответ: Красный, жёлтый, оранжевый, зеленый, синий, малиновый.
9. Вопрос: Какие формы имеют узоры?
Ответ: Узоры имеют простые геометрические формы: кружки, кольца, полоски, змейки.
10. Вопрос: Чем мастера расписывают игрушки?
Ответ: Раньше мастерицы делали кисти сами из тряпок, наматывая продёрнутый холщовый лоскут на палочку, также лучинки – для наведения глаз. Торцом ровно срезанного прутика наносили пятна. Сейчас игрушки расписывают кисточками.
11. Вопрос: В каком музее хранится самое большое количество дымковских игрушек?
Ответ: Это музей «Дымковская игрушка» в городе Киров.
III. Физкультминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета, (вращательные движения головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это? (наклоны головы вперед-назад).
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным (Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).
В: Молодцы! Присаживайтесь! Нам пора возвращаться из путешествия. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, возьмитесь за руки и закройте глаза (звучит народная музыка).
IV.Рефлексия (3 минуты)
В: Ребята, вам понравилось путешествие к дымковским мастерам? Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия.
У вас есть цветные жетоны: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый - вам все равно; синий - настроение плохое, путешествие не понравилось. Возьмите жетон соответствующий вашему настроению и скажите, почему выбрали именно жетон этого цвета.
-Дети отражают свое настроение при помощи жетонов. Желающие обосновывают свой выбор.
- В: Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось. На следующем занятии мы познакомимся с дымковскими узорами, будем сами составлять и рисовать их. Занятие окончено. Все молодцы!