Юлия Лавриненко
Психологический КВН «Развитие творческого потенциала педагогов».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. Способствовать развитию личности воспитателей: креативности,
творческого мышления, беглости, оригинальности мышления.
2. Совершенствовать компетентность педагогов в теоретическом и практическом аспекте проблемы развития творческого потенциала.
3. Способствовать сплочению педколлектива.
Часть 1. Теоретический аспект
Креативность – это не единичная способность, а комплексное
свойство человеческой психики, включающее в себя несколько
компонентов, важнейшие из которых таковы:
1. Качества интеллекта.
Публикация «Психологический КВН „Развитие творческого потенциала педагогов“,» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- КВН. Сценарии по мотивам игры «Клуб весёлых и находчивых»
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
-Беглость мышления (способность к порождению большого числа идей, ассоциаций,
-Гибкость (разнообразие порождаемых идей) и
-Оригинальность (способность к нахождению неочевидных, редких, но вместе с тем адекватных идей). При творческом мышлении человек сконцентрирован не на критике и отказе от неприемлемых вариантов решения проблем, а на максимальном расширении видения проблемного поля, поиске неочевидных вариантов решений. При этом активно задействуется воображение, ассоциативное мышление, способность к рекомбинации (представление известного в новых, необычных сочетаниях).
2. Качества личности.
Важнейшее из этих качеств – это открытость к новому жизненному опыту. Такой человек готов принимать все то новое, что появляется вокруг, способен к изменению сложившихся представлений, комфортно чувствует себя в ситуациях неопределенности и не испытывает при этом тревоги, смел, любознателен, игрив. Зачастую такие люди внешне напоминают «больших детей». С креативностью слабо совместима излишняя «серьезность», отсутствие спонтанности, желание организовать свою жизнь по раз и навсегда заведенным правилам.
Конечно, вышесказанное не отрицает важность организованности жизни, наличия правил и принципов, однако креативный человек при изменении обстоятельств готов к их пересмотру, а не обладающий этим качеством – продолжает жить «по старинке», упорно не замечая происходящих изменений.
3. Ценностные ориентации.
Такой человек высоко ставит ценности развития, познания, свободы. Он готов активно преобразовывать самого себя и те жизненные обстоятельства, которые его окружают, а не просто пассивно приспосабливаться к ним.
Окружающий мир интересен ему сам по себе, а не только как средство удовлетворения каких-то личных потребностей. Креативный человек сознательно выбирает активную, преобразовательскую жизненную позицию.
Отметим, что перечисленные качества в той или иной степени присущи всем людям, они не являются какой-то уникальной психологической особенностью, «печатью гения». Конечно, степень выраженности этих качеств у разных людей существенно отличается, однако их вполне можно и нужно развивать. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе.
Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.
А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса так: “Трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое – красивым. ” Подумайте над собственными рецептами (возможна организация мини-дискуссии).
Часть 2. Практический аспект
1. Упражнение “Сбор урожая на поле ассоциаций”.
Цель: Создание комфортной творческой атмосферы, знакомство.
Инструкция: Назовите свое имя. Подберите к нему эпитет. Сравните себя с каким- либо объектом, подбирая ассоциации-метафоры.
Далее все участники делятся поровну, работа продолжается в командах.
2. Упражнение “Рассказ из заголовков”. (Автор Э. Де Боно)
Цель: Развитие дивергентного мышления.
Инструкция: Возьмите одну газету. Просмотрите заголовки. Ваша задача – составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Обратите внимание, сколько таких заголовков вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы. Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку (фотографию) из газеты и подобрав к ней заголовок. Это может быть любой заголовок, кроме “родного” (того, который действительно соответствует этой картинке).
Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной (постарайтесь по возможности получить шуточную комбинацию).
Вы можете собирать серию картинок и заголовков, а затем пробовать составлять из них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы.
3. Упражнение «Волшебный платок»
Цель: развитие оригинальности мышления, воображения.
Инструкция: Этот платок на самом деле необычный. Тот, кто его возьмет, может создать любой образ ( превратиться в какого-нибудь героя: сказочного, известного, придуманного - любого)
4. Упражнение «Передай мяч»
Ход: Участники стоят в тесном кругу. Им дается небольшой мячик и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение
в нескольких подгруппах. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по две секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 — 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до одной секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у
каждого, потратив лишь одну секунду на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом, и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!
Смысл упражнения:
1. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней, и как этому препятствуют стереотипы («если надо перекинуть – значит, следует подбросить вверх, а потом поймать»).
2. Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Обсуждение: Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался? Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а, роняя его, и что подтолкнуло к этой идее? Какие ситуации, когда стереотипное виденье мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?
5. Упражнение «Придумай»
Цель: развитие творческого мышления, оригинальности мысли.
Инструкция: Придумайте новое применение предметам:
-альбом для рисования,
-смешавшийся пластилин
-лопнувший воздушный шарик,
-перегоревшая лампочка,
-пустой стержень от ручки.
6. Игра «К счастью. К сожалению.»
Цель: развитие воображения и творческих способностей.
Инструкция: «Вам предстоит сочинить рассказ. Каждое придуманное Вами предложение, обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно). Длина истории не установлена, вы можете ее закончить в любой момент». Возможные варианты:
Вы затерялись на необитаемом острове.
Одиссей попадает на Красную площадь.
Вася и Маша открывают магазин игрушек.
Мальчик влюбился в девочку.
Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.
Резюме: Предлагаемые упражнения направлены на развитие креативности. Большинство из них носит игровой характер и не решает реальных жизненных проблем, однако креативность неспецифична: она не связана напрямую с конкретными ситуациями, и ее тренировка в играх приводит к тому, что возрастают соответствующие возможности и в других видах деятельности.
Креативный человек может:
- продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал;
- ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого. Такие качества далеко не обязательно связаны с видами деятельности, традиционно относимыми к творческой (рисование, игра на сцене и т. п., а востребованы во всех ситуациях, где присутствует неопределенность, нет заранее известных способов действия, требуется изобрести что-то новое.
Придумайте новое применение предметам:
- альбом для рисования, в котором все листы заняты изображением
Придумайте новое применение предметам:
-смешавшийся пластилин
Придумайте новое применение предметам:
-лопнувший воздушный шарик
Придумайте новое применение предметам:
-перегоревшая лампочка
Придумайте новое применение предметам:
-пустой стержень от ручки