Юлия Григоровская
Психологический феномен готовности ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Григоровская Ю. А., Ефремова И. Н.
МБДОУ «Детский сад «Росиночка», Rosinochkads@mail.ru
Публикация «Психологический феномен готовности ребенка к школе» размещена в разделах
Готовность к школе — это не только знания, умения и навыки, не только определенная сформированность психических процессов. А еще и психологическая зрелость (желание учиться, стать первоклассником, а также произвольность поведения (способность контролировать свое поведение, выполнять правила).
Ученые предлагают много способов определить готовность ребенка к школе. Она определяется психическим, физическим развитием ребенка, также состоянием его здоровья, умственным и личностным развитием.
Наиболее полное понятие «готовность к обучению в школе» дано в определении Л. А. Венгера, под которым он понимал определенный выбор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный [5, С. 121].
Л. И. Божович говорила: «Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника» [6, С. 115.].
М. И. Степанова отмечает, что готовность к обучению в школе это наличие у ребенка необходимого уровня развития, который позволит ему без вреда для здоровья, нормального развития справиться с учебой в школе [8, С. 48]. Н. Ф. Виноградова уточняет: «Готовность к школе - это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности». [4, С. 191-216]. Здесь имеется в виду развитие тех специальных форм деятельности дошкольников, которые позволят ему с легкостью адаптироваться к новому этапу в жизни, снятие (или хотя бы существенное снижение) отрицательного сказывается на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие школьника.
Для дошкольника ведущим видом деятельности является игра. У младшего школьника ведущий вид деятельности меняется – им становится учение. Чтобы ребенок успешно адаптировался к школе, необходимо, чтобы он принял новые требования, требования учителя, умел сосредоточиваться, удерживать свое внимание, слушать учителя. Не все дети к этому готовы [ 2, С. 72].
Готовность к школе – это ещё и «возрастное» понятие.
Кризис 6—7 лет затрагивает все сферы жизни ребенка : семья, детский сад, кружки, друзья.
Основные симптомы проявления [1, С. 191] :
1. Манерничание, кривляние. Утрата непосредственности.
В этот период ребенок не просто общается, ходит, а он все время «что-то из себя строит», играет какую-то роль.
2. Беспричинное нарушение режима.
3. Трудновоспитуемость, агрессия.
Нередко в этот период родители сталкиваются с агрессией у ребенка : словесной и физической. Ребенок может стать агрессивным, вспыльчивым, непослушным, грубит взрослым.
4. «Глухота» - т. е. избранное реагирование на просьбы и обращения.
5. Утрата импульсивности.
6. Возросший интерес к интеллектуальным занятиям, общим вопросам.
Ребенок может долго читать книгу, увлекшись сюжетом. Старший дошкольник активно интересуется общими вопросами: политикой, происхождением планет, жизнью на Земле, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами. Эмоции у ребенка, как всегда, зашкаливают, но он в этот период учится ими управлять. Это не всегда получается, но с каждым разом все лучше и лучше.
Представление о мире у ребенка становится приближенным к реальности. Часто старшие дошкольники не верят уже, что Дед Мороз ночью кладет под елку подарки и предательски шепчут брату на ушко: «Это папа!». Они по-прежнему верят в сказки, но уже отличают вымышленных персонажей от реальных. Теперь они сами решают – в кого верить, а в кого нет. Они не верят в Бабу-Ягу, но пишут письмо Деду Морозу.
7. Желание быть самостоятельным.
Одним из самых важных симптомов кризиса является желание быть самостоятельным. Ребенок стремится занять новое, так сказать более взрослое место в жизни. В этот период ребенок начинает активно учиться, не обязательно в школе. Главное, он стремится получать новые знания без игры. Иногда получается парадокс: ребенку не нравится, что к нему относятся как к маленькому, но сам он, порой, капризничает как трехлетний.
В этот период происходит начало процесса разделения внутренней и внешней стороны личности. Появляются новые мотивы поведения, особенно мотивы, побуждающие идти в школу. Ребенок уже способен обобщить переживания, у него меняется отношение к взрослым.
Этот кризис напрямую связан с готовностью к школе. Чем острее проходит этот период, тем лучше пройдет адаптация в школе. Это небольшая тренировка перед школой, в которой знания будут осваиваться преимущественно в учебной деятельности и гораздо меньше в игровой [4, С. 191-216.].
Переживания приобретают смысл, благодаря которым у ребенка возникает новое отношение к себе. Появление кризиса в 6—7 лет говорит о возникновении социальной готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка происходит формирование его внутренней социальной позиции. Возникает произвольная умственная деятельность, роль правила растет, роль образца падает.
Желание научиться читать у ребенка появляется после 5 лет. Ребенок начинает подражать читающим взрослым, начинает интересоваться буквами. Как раз после 5-летнего возраста у ребенка формируется абстрактное мышление, которое и помогает понять, что это буква «Б», а это буква «Д».
Намного важнее умения читать – волевая готовность ребенка, чтобы он легко и быстро адаптировался к условиям школы. Прежде всего – это способность слушать взрослого. Ведь первокласснику надо внимательно слушать учителя и выполнять все его требования. Для этого необходимо, чтобы ребенок умел сосредоточиваться на инструкции взрослого.
Волевую готовность хорошо тренировать на графических диктантах. Т. е. ребенку надо рисовать в определенной последовательности геометрические фигуры под диктовку взрослого. Или рисовать по клеточкам под диктовку (одна клеточка вниз, две клеточки влево, четыре клеточки вверх и т. д.)
Важна и мотивационная готовность к обучению. Желание идти в школу и желание учиться – это разные вещи. И здесь говорят о школьной мотивации у детей. Мотивационная готовность развивается постепенно. Во-первых, это интерес к процессу обучения (ходить в школу, носить портфель, новый пенал, красивые учебники и т. д.). Но этот интерес быстро угасает. И здесь должен появиться интерес к получению новых знаний. Другими словами – познавательная мотивация.
Без мотивационной готовности, как бы хорошо ребенок не умел читать и считать, он не сможет успешно учиться в школе.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в определённом кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Дети должна быть развита любознательность, интерес ко всему новому, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы.
К шести годам ребёнок должен правильно называть город, в котором живет и свой адрес; знать имена и отчества своих родных и близких, место и должность работы родителей; легко ориентироваться во временах года, их последовательности и основные приметы; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.
Таким образом, готовность к школе – это емкое понятие. Оно не имеет привязки именно к возрасту 7 лет. К школе может быть готов и ребенок 6-ти лет, а может не готов даже восьмилетний ребенок. Способность к учению формируется у всех детей по-разному, даже среди ровесников. И дело здесь не только в интеллектуальном развитии ребенка, а еще в желании получать новые знания, в развитии воли у ребенка, в физическом развитии и состоянии здоровья.
Большинство современных детей ходит в детские сады и развивающие центры. Однако подготовка к школе начинается в семье и буквально с первых самостоятельных шагов ребенка. Отметим, что данный подход реализуем и к детям с проблемами в развитии, с поправкой на возраст и особенности конкретного ребенка [3, С. 7-12].
Правильная организация жизни ребенка родителями задолго до школы — лучшая инвестиция в его будущее образование.
Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе. Школьные психологи считают, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которые ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу.
Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого. Как понять, что ребёнок не готов к школе? Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Поскольку родителе уделяют недостаточно внимание ребенку и его развитию, не принимают активного участие в знакомстве с окружающем его миром, не помогают ребенку научиться управлять своими эмоциями и поступками, не могут научить слушаться с первого раза и подчиняться требованиям, у детей вовремя не формируются главные компоненты школьной готовности [8, С. 58].
Кроме того, ребенок может быть просто неподготовленным к школе, не знакомым с ее правилами и распорядком, не обученный долгой работе и обучению. То есть, к концу подготовительного периода у детей, как считают психологи, должна быть сформирована психологическая, физиологическая и социальная готовность к обучению в школе [7, С. 127.].
В заключение стоит отметить, что неподготовленному ребенку сложно адаптироваться к переменам. Поступление в школу, несомненно, является стрессом, ведь меняется привычный жизненный уклад. На фоне восторга, радости и удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь родителей в это время очень важна. Их обязанность – подготовить сынишку или дочку и провести диагностику готовности к школе.
Список литературы:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. СПБ. : Питер, 2008. 398 с.
2. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе. М. : Знание, 1994. 192 с.
3. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. // Начальная школа. № 1. 2000. 9 с.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
5. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе. М. : Педагогика, 2011. 194 с.
6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М. : Изд-воУРАО, 2011. 176 с.
7. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М. : Просвещение. 2013. 127 с.
8. Степанова М. И. Что такое «школьная зрелость»// Справочник для родителей будущего первоклассника. М: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1999. 148 с.