Инна Капланова
Формирование эмоционально-волевой готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок при интеллектуальной готовности к школе бывает не готов к ней эмоционально. Родители ориентируются только на развитие интеллекта и настаивают на поступление ребенка в школу. В итоге у школьника проявляются тревожность, социальные страхи, нежелание преодолевать школьные трудности.
Показатели эмоционально - волевой готовности к школе.
Публикация «Формирование эмоционально-волевой готовности к школе» размещена в разделах
У ребенка развита эмоционально - волевая готовность, если он умеет осознавать свои чувства и проявлять их адекватно ситуации, преодолевать трудную ситуацию, понимать обучающий характер и не бояться их.
Ребенка с детства приучают к тому, что обижаться, злиться, бояться стыдно и недопустимо. Он вынужден постоянно подавлять негативные чувства. По мнению американского психолога Леонарда Берковица, подавление эмоций ставит ребенка в ситуацию сильной эмоциональной депривации, которая заставляет искать "удобную мишень" для того, чтобы проявить свои чувства.
ВАЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НЕ БОЯТЬСЯ ОШИБОК И ПОНИМАТЬ, ЧТО НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ, ЧТО ТРУДНОСТИ БУДУТ С НИМИ НУЖНО УМЕТЬ СПРАВЛЯТЬСЯ.
Страх ошибок снижает качество обучения. У ребенка формируется мотивация избегать неудачи вместо мотивации достигать цель. Он предпочитает ничего не делать, только чтобы не совершать ошибок.
Важно научить ребенка не бояться ошибок и понимать, что на ошибках учатся. Например, ошибся, потому что торопился, - в следующий раз буду писать медленнее.
Чтобы сформировать у дошкольника эмоционально - волевую готовность к школе, можно использовать рабочую тетрадь. Можно взять альбом формата А4. На первой странице нарисовать гору "Радости знаний". После каждого занятия приклеивать на нее "кирпичики", заранее подготовленные. На следующих страницах оформлять задания.
Занятия разбиваются на две части.
Первая часть. Задания формирующие умения преодолевать трудности, учиться на ошибках, слушать других, а не только ответить самому.
Вторая часть. Знакомство с эмоциями : радость, страх, гнев, обида; учатся осознавать и конструктивно проявлять свои эмоции.
Задания, которые могут использоваться в рабочей тетради.
- Задание вопрос.
Задания такого типа побуждают детей к активной мыслительной деятельности.
Пример: "Повезло, в стране психологических умений школьника тебя сразу пригласили в цирк. Школьник учится управлять собой так же, как дрессировщик львами. Что это значит "управлять собой?" Зачем это необходимо школьнику?" (рабочая тетрадь "Тропинка к своему Я". О. Хухлаева. 1-й класс. 5-е изд. М: Генезис, 2016.)
- Задание выбор. Показывают картинки, необходимо выбрать нужную и отметить галочкой.
- Интеллектуальные задачи. Развитие внимания и мышления. Например, найди отличия, исключение предметов, тест Пьерона - Рузера.
- Задания - действия. Произвольное и волевое развитие ребенка.
- Задание - рисование. Раскрашивают или рисуют по сказки героев или придумывают свои.