Кретинина Юлия
Психологический тренинг как средство психодиагностики одаренного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Современный уровень диагностики не исключает случаев потенциала ребенка, т. е. ошибок, свяанных, в частности, с тем, что отрицательные результаты испытаний могут зависеть от временных факторов, маскирующих подлинные возможности. В этой связи принципиальное значение имеет разработка методов выявления "скрытой" одаренности. Для того, чтобы снять психологические преграды, мешающие проявлению и развитию одаренности можно использовать различные групповые методы; методы групповой психокоррекции и психотерапии, развивающие психологические тренинги. Исследования показали, что проявления креативности зависят от многих внешних условий и под влиянием различных факторов могут существенно усиливаться или ослабляться. Позитивно влияет на продуктивность творческой и интеллектуальной деятельности отсутствие стресса, критики, оценок. В связи с этим рекомендуется использовать ролевые игры. Групповая работа представляет собой тесное переплетение методов и приемов груповой психокоррекции, позволяющих ребенку ослабить или преодолеть негативное влияние преград, маскирующих его одаренность. На этапе отбора проводится психодиагностическое обследование каждого ребенка, направленное на выявление индивидульных особенностей его интеллектуального, творческого и личностного равития, тех конкретных психологических факторов, которые сдерживают развитие его способностей. В таком предварительном обследовании используются традиционные психодиагностические методики, беседы с родителями, педагогами, воспитателями и с самими детьми. В тех случаях,когда это возможно, организуется наблюдение з ребенком в группе занятий с дошкольниками. Общепризнано, что особенности самооценки и характер ее изменений играет важную роль в психическом рзвитии одаренного ребенка. Исследования ряда авторов показывают, что у одаренных детей самооценка и социальная уверенность часто бывают ниже, чем у их "ординарных" сверстников. Отмечаются также резкие изменения в самооценке одаренных детей в ответ на малейшие неудачи. Для лучшей адаптации одаренного ребенка в детском коллективе рекомендуется провести упражнение "знакомство". Дополнительный диагностический материал дают связанные между собой упражнения "роли" и "придумай сказку". Эти упражнения не только служат для диагностики личностных особенностей детей, но и стимулируют развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков. В упражнении "роли" ведущий предлагает детям задние:" Иногда нам хочется стать кем-то другим, одному героем любимой книжки, другому животным или птицей, третьему известным человеком. " Представьте себе свою мечту и нарисуйте кем вы хотели бы стать. По ходу выполнения задания ведущий выясняет мотивацию выбора ребенка, как ребенок воспринимает выбранную роль и как этот персонаж взаимодействует с окружающими. В игре "две феи" к детям приходят две волшебницы : одна может сделать любого человека гениальным, но к сожалению, не гарантирует житейские блага и известность, а другая,наоборот, предлагает выполнить любые желания, но не может наградить талантами. Как показывает практика в большинстве случаев дети отвергают дар гениальности, предпочитая гарантированные житейские блага. Просьбы детей к феям, а также пояснения, которые при этом даются детьми, представляют собой богатейший материал для диагностики их личностных особенностей.