МААМ-картинки

Направления консультативной работы психолога по проблеме психологической готовности ребенка к школе

Анна Борисова
Направления консультативной работы психолога по проблеме психологической готовности ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Общие направления рекомендаций, которые консультант может дать клиенту, определяется многими факторами. Это и характер запроса, и содержание жалобы клиента, а также собственно психологическая проблема и результаты, полученные в ходе диагностической работы. На основании этих факторов А. Л. Венгер предлагает классифицировать рекомендации консультанта следующим образом :

Публикация «Направления консультативной работы психолога по проблеме психологической готовности ребенка к школе» размещена в разделах

1) Общевозрастные и общепедагогические рекомендации. Они определяются не столько самой психологической проблемой и психологическими особенностями ребенка, сколько неосведомленностью родителей в той или иной области, недостаточное знакомство взрослых с основными психическими закономерностями развития ребенка. Подобные рекомендации могут относиться как к когнитивным процессам, так и к личностным и поведенческим проявлениям ребенка. В контексте проблемы готовности к школе такие рекомендации будут нести функцию разъяснения родителям особенностей прохождения детьми кризиса 7 лет, характера ведущей деятельности ребенка на этой этапе и предпочтительного стиля поведения взрослого в этот период.

2) «Симптоматические» рекомендации. Эти рекомендации направлены на решение частной психологической проблемы, обозначенной в жалобе клиента. Это могут быть рекомендации по преодолению отдельных поведенческих проявлений (например - агрессивность) или по развитию отдельных когнитивных процессов (например - внимание, память).

3) Индивидуализированные рекомендации. Они определяются специфическими психологическими особенностями ребенка и сложившейся у него системой взаимоотношений с окружающими. Они тоже могут относиться к разным сферам психики и поведения.

4) «Диспетчерские» рекомендации, предполагающие обращение к другим специалистам. Наиболее частые «адреса», по которым необходимо направлять клиента – это врач (психиатр, невропатолог, эндокринолог и др.).

В процессе консультирования эти четыре вида рекомендаций обычно выступают в тех или иных сочетаниях. Так, «симптоматические» рекомендации почти всегда требуют учета индивидуальных психологических особенностей ребенка, то есть должны быть дополнены индивидуализированными рекомендациями. Направляя ребенка на дополнительную консультацию к специалисту (то есть давая «диспетчерские» рекомендации, нужно дать и некоторые советы, относящиеся к области либо обще возрастных, либо индивидуальных психологических особенностей ребенка. [9]

Конкретизируя содержание запроса клиента и соответствующего типа рекомендаций относительно проблемы готовности к школьному обучению, можно получить следующие варианты:

1) Обще возрастные и обще педагогические рекомендации. Варианты запросов: «Как подготовить ребенка к школе; «Какие занятия могут быть полезны 6-7 летнему ребенку; «Что случилось с моим ребенком, он стал совсем непослушный». Во всех случаях, требующих общевозрастных и общепедагогических рекомендаций по умственному развитию ребенка, можно порекомендовать клиенту соответствующую литературу. Полезно также очень кратко описать основные закономерности детского развития в данном возрастном периоде, в частности, познакомить клиента с понятием сензитивных периодов. Нужно объяснить родителю, что у ребенка существует особая чувствительность к тем или иным занятиям, и в разных возрастах эта чувствительность проявляется к разным занятиям.

Главный вклад дошкольного возраста (от трех до шести-семи лет) –это развитие воображения и образных форм мышления. В этот же возрастной период закладываются основы любознательности, познавательных мотивов, активной ориентировки в окружающем. В этом возрасте приходится специально заботиться о развитии тех психологических качеств, которые обеспечат ребенку успешное вхождение в школьную жизнь. Наряду с уже упомянутыми образным мышлением и познавательными мотивами, готовность к школе предполагает также относительно высокий уровень развития произвольности, то есть способности подчинять свое поведение заданным нормам и правилам.

В процессе консультирования часто приходится сталкиваться с ошибочными представлениями родителей о задачах умственного воспитания ребенка-дошкольника. Наиболее распространенное из них – это переоценка роли знаний и навыков школьного типа (умения читать, писать, считать) и недооценка более общих способностей. Также нужно рассказать родителям о том, какой вклад в умственное развитие ребенка вносят специфичные для его возраста виды детской деятельности (в частности - игра, конструирование, рисование, лепка в дошкольном возрасте).

В случаях, когда из рассказа родителей и результатов диагностики становится ясно, что проблема связана с проживанием ребенком кризиса 7 лет, необходимо просветить родителей об особенностях этого времени. Ведь многие родители представляют взросление ребенка как равномерный, плавный процесс, хотя на самом деле это движение от спокойных этапов к кризисным, переломным. Здесь задача консультанта, помочь родителям узнать об особенностях кризисного периода в развитии ребенка и о предпочтительных характеристиках поведения взрослых в этих случаях.

2) Симптоматические рекомендации. Такие рекомендации необходимы в случае, если наличие локальной проблемы выявлено консультантом в ходе диагностики. Консультанту в этих случаях очень важно определить действительное наличие проблемы, т. к. не всегда за конкретными жалобами родителей скрывается именно обозначенная ими проблема. Например, взрослый может жаловаться на плохую память ребенка, а проблема кроется вовсе не в особенностях памяти, а скажем в снижении познавательной мотивации ребенка.

«В подавляющем большинстве случаев «симптоматические» рекомендации должны быть дополнены индивидуализированными, направленными не на отдельные частные проявления, а на стоящие за ними более общие причины» .

Причины жалоб родителей могут быть связаны с особенностями развития таких психических функций как : память, внимание, самоконтроль (так необходимый для успешного вхождения в школьную жизнь, планирование и организация деятельности, темп деятельности. Все эти психические функции в большей или меньшей мере влияют на уровень готовности ребенка к обучению в школе, поэтому консультанту необходимо выстроить соответствующие каждому типу трудностей рекомендации.

Если же локальные проблемы находятся в эмоционально-личностной сфере будущего школьника, то они могут быть представлены следующими вариантами: повышенная тревожность, страхи, снижение настроения, астения, повышенная демонстративность, отсутствие познавательных интересов. Поведенческие же трудности могут иметь следующие формы: гиперактивность, ложь, воровство, агрессия и др. И эмоционально личностные и поведенческие особенности ребенка так же значимы для определения уровня готовности ребенка к школе.

3) Индивидуализированные рекомендации. Индивидуализированные рекомендации всегда основываются на той или иной типологии вариантов психического развития. А. Л. Венгер предлагает следующую наиболее удобную для дачи рекомендаций типологию психического развития. Выготский предложил использовать в качестве единицы психологического анализа не набор отдельных симптомов, а «психологический синдром», представляющий собой совокупность закономерно связанных между собой симптомов, имеющих свою логику развития. Он описал, в частности, ряд синдромов, характерных для аномального развития, в ходе которого первичный дефект приводит к появлению различных вторичных дефектов. «Психологический синдром представляет собой комплекс взаимосвязанных проявлений (симптомов). Он характеризуется определенными условиями своего происхождения, высокой устойчивостью и специфическим направлением развития, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими» .

Одним из таких синдромов является хроническая не успешность. Этот психологический синдром складывает в конце дошкольного или в начале младшего школьного возраста (возраст поступления в школу). Этот синдром порождается межличностной ситуацией развития, при которой ожидания взрослых не совпадают с возможностями ребенка. В результате постоянной негативной оценки, критики и замечаний со стороны взрослых у ребенка возникает и поддерживается высокий уровень тревоги, снижается самооценка. Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Так складывается порочный круг: тревога, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Для психолога важнейшим показателем, свидетельствующим о наличии хронической неуспешности, служит «тревожная» дезорганизация деятельности (т. е. нарушения планирования и самоконтроля, вызываемые повышенным уровнем тревоги). При хронической неуспешности чрезвычайно актуальны все «симптоматические» рекомендации, относящиеся к повышенной тревожности. Однако наряду с ними должны быть даны и дополнительные, более конкретные советы. Главное, что должны сделать взрослые при таком «диагнозе» -это обеспечить ребенку ощущение успеха.

Другим возможным синдромом является уход от деятельности. Уход от деятельности – это уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Ребенок с таким синдромом на уроке будет как бы «отсутствовать», не слышать адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполнять заданий. Гипертрофированное развитие защитного фантазирования составляет основную особенность психологического профиля при этом синдроме. Негативными последствиями ухода от деятельности являются часто встречающиеся пробелы в знаниях, трудности в полной реализации своих возможностей. Уход от деятельности частая причина жалоб учителей и родителей. Последних нередко сильно раздражает «лживость», в действительности всего лишь отражающая детские фантазии. Вместе с тем, прогноз развития ребенка со склонностью к уходу от деятельности, в случае своевременной коррекции, достаточно благоприятен. Ребенок редко попадает в «отстающие». Привычка к интенсивной умственной работе, какой является фантазирование, помогает и в учебных делах удержаться на плаву, несмотря на то, что знания недостаточно систематичны, многое «пропущено мимо ушей» или понято не до конца. Хроническая не успешность в таких случаях, как правило, не развивается.

Основные направления рекомендаций таковы :

Во-первых, активное воображение ребенка надо развернуть во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Во-вторых, в этой реальной продуктивной творческой деятельности ему необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха. Наиболее показаны занятия изобразительным искусством, литературой (сочинительство). Желательно, чтобы они осуществлялись в группе (кружок, студия)

Еще один возможный синдром будущего школьника - это негативное самопредъявление. Его главное проявление состоит в том, что ребенок привлекает к себе внимание окружающих с помощью нарушения социальных норм. В этом и состоит основная особенность его деятельности. Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе. Часто для решения данной проблемы необходимо разъяснить родителям в чем истинная причина поведения ребенка (причина - в недостатке внимания) и предложить им другие способы взаимодействия с ребенком, которые помогут свести данный синдром на нет. При негативном самопредъявлении основной принцип общения с ребенком – это четкое распределение, регуляция внимания к нему по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Встречается и, в некотором смысле, противоположный предыдущему синдром - синдром позитивного самопредъявления. Синдром позитивного самопредъявления близок к синдрому негативного самопредъявления с тем отличием, что в этом случае внимание привлекается не посредством нарушения правил, а, напротив, посредством их подчеркнутого соблюдения. Для младшего школьника с позитивным самопредъявлением характерна позиция «образцового ученика». Вполне возможно (и даже довольно распространено) парадоксальное сочетание у одного и того же ребенка элементов как негативного, так и позитивного самопредъявления. Эти психологические синдромы, несмотря на их внешнюю противоположность, очень близки между собой. Оба они характерны для детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Они полярно различаются по внешним формам поведения, но в их основе лежит один и тот же общий психологический склад.

Социальная дезориентация - синдром, который довольно часто встречается у детей в период поступления в школу. Этот психологический синдром возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Основной особенностью психологического профиля детей с социальной дезориентацией является недостаточная иерархизация социальных норм. Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией – это не сознательное нарушение правил, «хулиганство», а следствие незнания и непонимания этих правил. При социальной дезориентации детей обычно приводят к психологу с поведенческими жалобами. Чаще всего родители или учитель рассказывают о грубых нарушениях социальных норм: вандализме (т. е. уничтожении или повреждении материальных ценностей, мелком воровстве и т. п. При обследовании часто бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребенка с посторонним взрослым. В отличие от детей с уже сформировавшейся антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистическая позиция, враждебность к проверяющему. Предотвращение этого психологического синдрома строится на тех же принципах, что и его коррекция. Главное условие – это естественное соответствие между тяжестью совершаемых ребенком проступков и следующего за ними наказания. Если наказание определяется не степенью вины, а настроением родителей или учителя, то детям трудно разбираться в «устройстве» социальной жизни. Гиперактивный ребенок нередко оказывается в ситуации постоянного наказания, так как не проходит часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения должны оставляться без внимания и уж, во всяком случае, не должны влечь за собой наказания. Социальная дезориентация поддерживается нарушениями общения со сверстниками, поэтому и в этом случае будут полезны «симптоматические» рекомендации по налаживанию такого общения

Интеллектуализм. Этот синдром характеризуется несбалансированностью психических процессов : хорошо развитым логическим мышлением при недоразвитии образных представлений, воображения, восприятия, эмоциональной сферы. Как правило, двигательная сфера тоже развита недостаточно. Обычно интеллектуализм складывается в дошкольном возрасте. Его главная причина недооценка родителями той роли, которую играют в развитии ребенка «детские» занятия: игра, рисование, лепка, конструирование из кубиков, действия с простейшими орудиями (детским совочком, игрушечным молотком и т. п.). В воспитании ребенка делается акцент на развитии логического мышления. Ему с раннего детства предлагаются разнообразные задачи скорее школьного, чем дошкольного типа. Обычно дети такого типа не испытывают проблем в учебе, но это далеко не гарантия гармоничного эмоциоанльно-личностного состояния. Беседуя с родителями, можно ограничиться советом хоть немного «разбавить» интеллектуальные занятия чем-то более эмоционально насыщенным. Надо также постараться «домашними средствами» облегчить поиски друга или подруги (поискать среди детей своих друзей, попробовать отдать ребенка в кружок, где у него будет шанс найти кого-нибудь со сходными интересами и т. п.).

Еще один возможный синдром - вербализм. Этот психологический синдром определяется преобладанием вербального (речевого) развития над развитием других познавательных процессов – в том числе и логического мышления. Вербализм, как и интеллектуализм, обычно формируется уже в раннем возрасте. Многие родители, а еще чаще бабушки и дедушки, считают речь важнейшим и чуть ли не единственным показателем общего психического развития. Они прилагают большие усилия к тому, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить, учат с ним огромное количество стихов. В этом случае остаются «за бортом» не только «дошкольные» занятия, но и «школьные», кроме тех, которые связаны с речью. При вербализме жалобы родителей и учителей весьма разнообразны. Это могут быть жалобы на неожиданно низкую успеваемость, на неорганизованность ребенка, на трудности в общении со сверстниками и/или с учителем, на нарушение правил поведения в школе, связанное с низкой произвольностью и общей инфантильностью ребенка. Общая рекомендация такова: начинать коррекционные занятия с ребенком надо с того места в его развитии, где полезные «детские» занятия прекратили развиваться и начали выхолащиваться в пустые словесные формы. Приходится заполнять те «пустоты» в детском развитии, которые успели накопиться за долгое время. Занимаясь с «вербалистом», приходится все время придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность. [16]

Таким образом, специфика консультативной работы психолога зависит от таких факторов как: характер запроса, содержание жалобы клиента, а также собственно психологическая проблема и результаты, полученные в ходе диагностической работы.

Публикации по теме:

Проблема психологической готовности к обучению в школе «Проблема психологической готовности к обучению в школе» учитель-дефектолог: Князева С. И. Проблемой изучения психологической готовности.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к школе» Показатели готовности ребенка к школе. Готовность ребенка предшкольного возраста к учению прежде всего определяет его мотивационная готовность,.

Планирование консультативной работы учителя-логопеда с педагогическим коллективом Сроки выполнения Неделя Форма проведения Содержание работы Сентябрь 1 Педагогическое совещание «Ознакомление с Годовым планом работы логопедического.

Планирование консультативной работы учителя-логопеда с родителями № п/п Формы работы Содержание Сроки выполнения 1 Общее родительское собрание «Знакомство родителей с целью и задачами коррекционно-развивающей.

Понятие и состав психологической готовности к обучению в школе. Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Программа формирования психологической готовности детей 5–7 лет при подготовке к школьному обучению Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка Отдел образования по Куйбышевскому району г. Новокузнецка муниципальное бюджетное.

Родителям о готовности ребенка к школе Родителям о факторах, влияющих на успешность обучения в школе. Уважаемые родители! Многие из вас стремятся к тому, чтобы при поступлении.

Социо-игровая технология как компонент развития психологической готовности детей к школьному обучению. «Забава, потеха связывается с чем-то очень легким, доступным. А дело – с трудным, напряженным. В игре же сочетается и то и другое, иначе.

Теоретический анализ аспектов психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников в литературе Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы.

Взаимосвязь добрачного и брачного периодов со степенью сформированности психологической готовности юношей к отцовству Взаимосвязь добрачного и брачного периодов со степенью сформированности психологической готовности юношей к отцовству Войтра Мария Сергеевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Направления консультативной работы психолога по проблеме психологической готовности ребенка к школе
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 07:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Направления консультативной работы психолога по проблеме психологической готовности ребенка к школе» (включая файлы) размещена пользователем Анна Борисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД