ТАТЬЯНА СТЕПАНЯН
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
У ребенка дошкольного возраста происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок обдуманно изучает предметы,
Публикация «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
выделяя их основные признаки. Дети-дошкольники способны дарить первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Развивается фантазерство, преобладает конкретное мышление, т. е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности.
Спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития, в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется систем, а взаимоотношений со сверстниками, так и с взрослыми. В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте : «Я сам». Ребенок пытается самоутвердиться. Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», тот у него могут сформироваться чувство вины и зависимости.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе формирования самооценки, отношения к самому себе, своим качествам. Дошкольники все ещё остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу экспансивный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.
Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что более того ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели, которой и способствует метод проектов. Необходимо чаще изрекать ребенку, что он
«может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится полагаться себе. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте рождается ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится осуществлять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого.
Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребенка дошкольного возраста :
1. Формируется первое схематичное цельно детское мировоззрение.
2. Возникают первые этические нормы: «Что есть добро и что есть зло?»
3. Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставит перед собой цели.
К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, понимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящему занятию.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями, а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от не произвольного, к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7.
В возрасте 6-7 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т. д.
Расширяются и углубляются представления о форме, цвете, величине, фактуре и весе предметов. Умеет уловить варьирование типовой формы при изменении пропорций и размещения предмета в пространстве. Умеет целенаправленно обследовать предметы; выделяя наиболее выраженные их свойства, подробно описывает дополнительные признаки. Воспринимает формы. Величины, расстояния между ними, их взаимное расположение, удаленность и направление, в котором они находятся. Владеет приемом перцептивного моделирования, который предполагает соотнесение свойства обследуемого предмета не с одним эталоном, а с несколькими, построение его «эталонной модели». Воспринимает время как последовательность явлений, которая складывается на сочетании восприятия длительности явлений и восприятия темпа и ритма.
Обладает устойчивым непроизвольным вниманием: сосредоточенно занимается 25-30 минут; значительно меньше отвлекается, может распределять внимание между двумя видами деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т. д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение.