Кристина Федорова
Психологические особенности детей 2–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности детей 2-3 лет
Эмоциональное развитие
Эмоциональную сферу ребёнка 2-3 лет характеризует:
• высокая эмоциональность;
• непостоянство эмоций;
• лёгкая переключаемость с одного состояние на другое;
• импульсивность;
• зависимость чувств и желаний от ситуации;
• заразительность эмоциональным состоянием сверстников;
• появление чувства гордости и стыда.
Публикация «Психологические особенности детей 2–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
У детей формируются элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребёнок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Коммуникативное развитие
Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. В этом возрасте ребёнок подражает всему, что делает взрослый. Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Развитие психических процессов
Внимание и память ребёнка носят непроизвольный характер. Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трёх предметов по форме, величине и цвету. Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учёта величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психологические особенности детей 3-4 лет
Эмоциональное развитие
Эмоциональную сферу ребёнка 3-4 лет характеризует:
• высокая эмоциональность;
• резкие перепады настроения;
• импульсивность;
• зависимость чувств от физического комфорта.
На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
Коммуникативное развитие
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. Ребёнок охотно играет вместе со взрослыми и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. В играх ребёнок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями.
Развитие психических процессов
Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
На основе наглядно-действенного мышления к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Ребёнок хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте).
Психологические особенности детей 4-5 лет
Эмоциональное развитие
В 4 года начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства ребёнка становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоции — чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно – чувство долга.
Коммуникативное развитие
У ребёнка появляется большой интерес к ровесникам. Отношения со сверстниками в этом возрасте носят чётко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, даётся на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу.
Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребёнка, всё более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Ребёнок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Развитие психических процессов
Устойчивость внимания увеличивается. Ребёнок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнении некоторых действий он может удержать в памяти несложную инструкцию.
К 5 годам объём его памяти постепенно возрастает и это даёт возможность более чёткого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.
В этом возрасте у ребёнка начинает развиваться образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты).
Также развивается такое свойство, как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.
Психологические особенности детей 5-6 лет
Развитие психических процессов
Внимание и память
Устойчивость внимания растёт, развивается способность к распределению и переключению. То есть, ребёнок способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Память ребёнка носит произвольный характер. То есть ребёнок способен самостоятельно при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов или слов.
Мышление
Совершенствуется образное мышление. Ребёнок может решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Важным в развитии мышления становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров.
Воображение
Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребёнок увлечён.
Эмоциональное развитие
Дети 5-6 лет в целом имеют спокойный эмоциональный фон восприятия. Их чувства все ещё непроизвольны и переменчивы, но восприятие уже не столь аффективно окрашено, как у малышей.
Они способны предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют предугадывать оценку взрослых — похвалу или неодобрение — и переживают по этому поводу. Детям удаётся успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение.
Некоторые трудности возникают при идентификации грусти, и ещё тяжелее дается им распознавание испуга и удивления. При распознавании эмоций они руководствуются в основном выражением лица собеседника, не придавая особого значения позе и жестикуляции.
Коммуникативное развитие
Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.).
Общение детей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас, но и о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Психологические особенности детей 6-7 лет
Развитие психических процессов
Внимание и память
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания (20-25 минут, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. В 6-7 лет происходит процесс перехода от непроизвольной памяти к произвольной. Теперь ребёнок может запоминать необходимую информацию по желанию.
Мышление
Основным остается наглядно-образное мышление — представление о предмете в образе словесного описания, но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Ребёнок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» — «что стало» — «что будет потом»).
Воображение
Этот период жизни ребёнка характеризуется особенной активностью воображения. Он связан с появлением творческого воображения, которое способно создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.
Эмоциональное развитие
Эмоциональный мир ребёнка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.
Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций (взгляды, улыбки, жесты, позы, движения). Кроме того, ребёнок осваивает выражение чувств с помощью интонации, мимики, что помогает ему понять переживания другого человека.
Для детей данного возраста становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями.
Коммуникативное развитие
Шестой год — время активного построения социальных связей между детьми. У них появляются друзья, с которыми они общаются охотно, и недруги. Девочки и мальчики создают свои отдельные компании, которые часто враждебно или пренебрежительно настроены друг к другу. Просматриваются чёткие половые различия в особенностях игры, дети начинают осознавать свои роли в обществе. В 6 лет малыш уже не так привязан к родителям. Он может долго заниматься своими делами, не требует постоянного внимания, как раньше.