Дарья Курочкина
Психологические и возрастные особенности поведения детей на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические и возрастные особенности детей поведения на дороге.
Не за горами то время, когда ваши дети будут ходить без сопровождения взрослых. И именно сейчас важно научить их правильно переходить дорогу. Многие родители делают грубейшие ошибки. Для того чтобы грамотно рассказать детям о правилах дорожного движения необходимо знать психофизиологические особенности детей.
Публикация «Психологические и возрастные особенности поведения детей на дороге» размещена в разделах
Улица и транспорт - это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценивать мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. В отличие от взрослых, у детей снижено чувство собственной безопасности.
Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение. Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов: характера, физического состояния, цели и срочности передвижения, адаптации поведения к условиям движения.
Внимание у детей непроизвольное, восприятие непосредственно. Ребенка интересуют только то, что эмоционально окрашено. Поэтому на дорогах его привлекают не те машины, которые несут опасность, а яркие и привлекательные.
У дошкольников органы зрения находятся на стадии формирования. Они часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение». Ребенок может неожиданно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180°, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу. В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в сторону, а это, в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает опасно чреватыми последствиями, в особенности при езде на велосипеде. В 5 лет дети лучше ориентируются на расстоянии 5 метров - им трудно заметить и оценить обстановку, которая разворачивается на расстоянии более 5 метров. В 6-7 лет, благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера, у ребенка увеличиваются возможности отследить события в 10 метровой зоне. Надежная ориентация приобретается не раньше, чем в 7-летнем возрасте.
Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.
Рост ребенка — серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет — около 110 см, но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.
В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.
Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие. Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему-либо, которые заставляют забыть о возможной опасности.
Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.
Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую надо проявить ему сообразительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решения и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребенку же требуется 3-4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 сек., а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Кроме этого, надо иметь в виду, что шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.
Дети этого возраста не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, он может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для него гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
Восприятие безопасности дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием одновременности восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер машины, чем значительнее отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение.
Таким образом, предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Каким образом родители могут помочь своим детям научиться безопасному поведению на дорогах? Прежде всего, родители должны являться для них примером – самим никогда не нарушать ПДД, объяснять детям поведение в различных дорожных ситуациях. Можно вместе читать книжки, использовать различные настольные и компьютерные игры по ПДД, которых немало появилось в магазинах. И главное – это практические занятия с детьми на улицах города, наблюдение за дорожными ситуациями, совместный переход проезжей части.
1. Вначале найди безопасное место для перехода.
Комментарий: именно «найди»! Главное – не только «в установленном месте» (не всегда рядом есть «зебра» или знак, но место с хорошим обзором. Не у поворотов, из-за которых могут выскочить машины. Как можно дальше от стоящих машин и других помех обзора. В таком месте, где и водитель легко заранее может заметить пешехода.
2. Остановись на тротуаре возле проезжей части дороги.
Комментарий: обязательно «стой!». Всегда нужна остановка, пауза для наблюдения и оценки обстановки. Никогда не выходите, не выбегайте «с ходу»!
3. Осмотрись и прислушайся - нет ли машин.
Комментарий: «осмотрись» - значит с поворотом головы и вправо и влево. «Прислушайся» - значит выбрось из головы посторонние мысли и помни, что машина может быть СКРЫТА.
4. Если видишь приближающуюся машину, дай ей проехать. Снова посмотри по сторонам.
Комментарий: ВСЕГДА ДАЙ ПРОЕХАТЬ – потому, что если даже машина едет медленно, за ней может быть скрыта другая. Снова посмотри по сторонам – потому, что проехавшая машина может скрывать за собой встречную – и потому, что, пока проезжала одна, могли появиться другие.
5. Если поблизости нет машин – переходи дорогу по прямой.
Комментарий: нет поблизости – значит, нет приближающихся, проехавших, стоящих машин. НИЧТО НЕ МЕШАЕТ ОБЗОРУ И НЕ УГРОЖАЕТ.
6. Если что что-то мешает обзору и отойти сложно (например, на пешеходном переходе стоит неисправная машина, то, помни, что обзор ограничен, надо осторожно подойти к дороге и ОСТОРОЖНО ВЫГЛЯНУТЬ (в начале приостановившись, «что там за?». Осматривать дорогу так, чтобы, если нужно, если едет машина, спокойно отойти назад.
7. При переходе продолжай внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдёшь дорогу.
Комментарий: смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка может измениться: машина, едущая прямо – повернуть и т. д.
Привитие навыков безопасного поведения детей на дороге – долг каждого родителя!
Педагог психолог МАДОУ д. с. «Родничок»
Дарья Курочкина