Ирина Ельшина
Психологические и педагогические требования к развивающей среде ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические и педагогические требования к развивающей среде ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда – это важная составляющая образовательного процесса.
Публикация «Психологические и педагогические требования к развивающей среде ФГОС ДО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Основные идеи развивающей среды сформулировал российский психолог, доктор психологических наук В. А. Петровский. Совместно с коллегами он вывел концепцию дошкольного воспитания, принципы построения развивающей среды.
Основа развивающей среды в ДОО – это отношения взрослого и ребенка. Задача взрослого – развивать дошкольника как личность. Для этого нужно:
– помочь ребенку чувствовать себя защищенным, доверять окружающим и радоваться жизни;
– сформировать у ребенка базис личной культуры;
– развивать индивидуальность дошкольника.
РППС включает компоненты, которые необходимы для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К примеру, это:
– природная среда и объекты;
– культурные ландшафты;
– физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения;
– предметно-игровая среда;
– детская библиотека;
– игротека и видеотека;
– дизайн-студия;
– музыкально-театральная среда;
– компьютерно-игровой комплекс и др.
Эти компоненты делают детскую деятельность разнообразной и интересной. Дошкольники могут развиваться как коллективно, так и индивидуально.
Взрослые должны давать ребенку свободу, расширять поле для самостоятельных действий, общаться с дошкольником на равных. Поможет в этом правильно организованная развивающая среда. Она обеспечит социально-культурное развитие дошкольника, удовлетворит его творческие потребности, разовьет прочие способности.
Ребенок становится способнее, если может постоянно совершенствовать свои навыки. Развивающая предметно-пространственная среда дает ему материалы для деятельности, моделирует духовный и физический облик. В правильно организованной среде детского сада жизнь ребенка становится разнообразнее.
Пространство детского сада, в котором находится ребенок, должно:
– быть современным и удобным для детской деятельности;
– способствовать, чтобы дети осваивали новые виды деятельности;
– быть соразмерным деятельности и возрасту детей (мебель не крупная, но и не маленькая и т. п.);
– отвечать потребностям детей, соответствовать их текущему и будущему развитию;
– учитывать возрастные особенности дошкольников.
Еще одно психологическое требование к РППС :
Детский сад должен учитывать особенности развития деятельности дошкольников. Помните, что каждая ведущая деятельность возникает в жизни ребенка до того, как становится ведущей. Подбирайте такие предметы и пособия для обучения и воспитания детей, чтобы дошкольники могли регулярно получать новые навыки, осознать свои интересы. Развивающая среда должна быть неисчерпаемой и информативной, чтобы ребенок экспериментировал, удовлетворял свои творческие потребности, стремился к новым знаниям.
Чтобы дошкольник смог успешно себя реализовать в детском саду, ему необходима помощь взрослых – педагогов и воспитателей.
Педагогические требования к развивающей среде детского сада :
- необходима комфортная и безопасная обстановка, которая учитывает санитарно-гигиенические нормы;
- развивающая среда должна соответствовать образовательной программе, по которой работает сад;
-развивающая среда должна учитывать все направления деятельности детей;
-среда должна быть разнообразной. Пространство детского сада нужно рационально использовать;
-развивающая среда должна давать ребенку возможности для исследования и экспериментов;
- в детском саду ребенок должен получать богатые сенсорные впечатления;
-пространство детского сада должно способствовать тому, чтобы ребенок осваивал новые виды деятельности;
-предметы и пособия нужно располагать с учетом возраста детей;
-пространство должно быть организованно так, чтобы его можно было изменить, переделать дизайн.
По правилам ФГОС ДО образовательная программа детского сада должна содержать разделы по пяти областям:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Развивающую среду в ДОО нужно организовать так, чтобы она решала задачи каждой образовательной области, учитывала возрастные особенности детей. Перед педагогами стоит задача создать для дошкольника многокомпонентную образовательную среду.
ДОО разрабатывает проект развивающей среды, определяет этапы его реализации. При подготовке проекта учитывайте, что все помещения нужно оформлять в едином стиле. Заранее продумайте, какое помещение для чего будете использовать, чем и как будете его наполнять. Помните, что все предметы должны сочетаться по масштабу, стилю и назначению, иметь свое место в интерьере. Развивающую среду детского сада нельзя загромождать малофункциональными, разномасштабными и разностильными предметами.
В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Учитывайте, что среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.