МААМ-картинки

Психологическая помощь семье с особым ребёнком раннего возраста в реабилитационном центре

Павлова Ольга Александровна
Психологическая помощь семье с особым ребёнком раннего возраста в реабилитационном центре
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто называют «особым ребенком», «ребенком с особыми нуждами». Это свидетельствует о том, что такого ребенка воспринимают как человека, которому с детства пришлось столкнуться с труднейшими проблемами и который нуждается в особой поддержке и помощи. Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, это то, с чего начинается жизнь, где закладываются основы будущей взрослой жизни. А для ребенка с ограниченными возможностями это особенно верно : такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи (преимущественно с мамой, причем круг этот достаточно узкий и замкнутый.

Публикация «Психологическая помощь семье с особым ребёнком раннего возраста в реабилитационном центре» размещена в разделах

Большинство семей, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать и развивать ребенка с физическими или психическими ограничениями. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, переживают неуверенность, страх, пессимистичные взгляды на будущее ребенка, нередко впадают в отчаяние.

Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед ребёнком, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития; а также дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития.

Психологическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.

Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми потребностями в Службе ранней помощи центра «Фламинго» основано на принципе раннего вмешательства, т. е. на психолого-педагогической помощи детям-инвалидам первых трех лет жизни.

Психологическое сопровождение направлено на решение следующих задач:

- оптимизация детско-родительских взаимоотношений;

- коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

- обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;

- формирование у родителей активной жизненной позиции;

- формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;

- обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

Содержание психологического сопровождения реализуется через основные направления, включающие диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Диагностическая работа является первым необходимым и важным шагом в процессе ранней помощи. Диагностика включает в себя предварительную беседу с родителем. Собирается вся необходимая информация о развитии, социальном статусе, особенностях здоровья ребенка, выясняются особенности пренатального и раннего развития, эмоционального развития, сферы общения со взрослыми и сверстниками, основные проблемы в воспитании, обучении, а также интересы и увлечения ребенка; выявляются основные жалобы со стороны родителя. Беседа позволяет оценить понимание родителями проблем развития ребенка, выявить личные переживания членов семьи, в той или иной мере затрудняющие жизнь семьи в целом. В ходе беседы определяется состояние родителей: растерянность, жалобы и отрицание, планирование дальнейшей жизни, поиск способов решения возникших проблем. Сбор анамнеза помогает учесть высказывания, пожелания родителя при разработке и реализации индивидуальной домашней программы. Специалист также предлагает заполнить анкеты, опросники. Вопросы анкет позволяют определить тип позиции родителей по отношению к ребенку, умение наблюдать за ним, выявить партнеров по общению, предпочитаемых ребенком (среди детей и близких взрослых, уверенность родителей в собственных педагогических способностях.

В работе психологами используются авторские методики:

- Экспресс-диагностика семейного состояния Р. В. Овчаровой;

- Диагностика родительской тревожности Прихожан А. М. ;

- Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) –авторы В. Юстицкий и Э. Г. Эйдемиллер:

- Опросник «Сенсорные предпочтения» Н. Л. Васильевой.

Для определения актуального уровня развития ребенка и его способности к дальнейшему продвижению используются развивающий тест В. Штрасмайера и программа Каролина для детей раннего возраста с особыми потребностями. С помощью данных методик можно узнать, каковы в настоящее время навыки ребенка в разных областях развития и каким может быть высший уровень его достижений. Навыки развивающего характера разделены на важнейшие функциональные составляющие: социальное развитие; мелкая (тонкая) моторика; общая моторика; язык (речь); мышление (познание) и восприятие. Результаты методик наглядно регистрируются на бланках, которые показывают профиль развития ребенка. По ним можно увидеть насколько отстает ребенок в разных областях развития. Исходя из нашего опыта, дети чаще всего отстают в сферах общей и мелкой моторики, речи. Данные методики имеют диагностическую и развивающую направленность, показывает зону ближайшего развития, помогают уточнить цели и дают информацию о том, каким образом можно развивать ребенка; помогают специалистам ориентироваться в системе развивающих упражнений при овладении определенными навыками. На основе данных методик строится целенаправленная коррекционная работа, составляются практические рекомендации родителям по развитию ребенка, по выполнению домашних заданий.

Психокоррекционная работа с семьёй направлена на формирование у неё позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка. Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. При коррекционной и психотерапевтической работе психологи используют сенсорную комнату для проведения сеансов релаксации. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у родителей. На занятиях у родителей создается ощущение погружения в иной мир, где по иному течет время, все объекты видятся иначе, меняется угол зрения в видении собственных проблем, отношений с близкими, со своим ребенком. Меняется также настроение, возникает чувство покоя и релаксации, радости и удовлетворения, меняется отношение к себе.

Индивидуальные консультации проводятся после каждого обследования ребенка, а также по запросу родителей. На основе результатов психодиагностики родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки уровня психического развития детей, возможности их обучения; даются рекомендации по построению благоприятных отношений в семье, организации дальнейших условий воспитания ребенка. В ходе первичной консультации мы обращаем свое внимание на позицию мамы по отношению к своему ребенку и его особенностям, учитываем состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы, поиск путей решения проблем).

У родителей детей с нарушениями имеется больше эмоциональных проблем, чем у родителей нормально развивающихся детей. Эмоциональные реакции родителей на наличие нарушения у ребенка включают такие эмоции как отрицание, тревогу, гнев, депрессию и фрустрацию. Если эти эмоции очень сильны, родители не могут слышать новую информацию о ребенке, не могут принимать рекомендации специалистов и действовать на ее основе. Поэтому на консультациях родители чаще всего нуждаются в эмоциональной поддержке.

Первым шагом психологами нашего центра в предоставлении эмоциональной поддержки семье является установление позитивных отношений, проявление эмпатии к родителям, умение слушать и говорить на «понятном» языке, обращаясь к родителям.

Вторым шагом в предоставлении эмоциональной поддержки является развитие доверия. Доверие помогает родителям принимать информацию от специалистов и действовать на основе этой информации, которая будет способствовать развитию ребенка.

Многие родители с детьми с нарушениями бывают сильно озабочены тем, что их ребенок отличается от других, и перестают воспринимать его как ребенка, а воспринимают только как инвалида. Они концентрируются на решении проблем ребенка и забывают обычные способы заботы и общения с ребенком.

Важно показать родителям, что любовь, забота и общение с ребенком формируют основу для его дальнейшего развития, являются фундаментом его развития. Важно, чтобы родители, общаясь с ребенком, смотрели на него, устанавливали контакт глаза в глаза, брали на руки, держали его, разговаривали, улыбались. Улыбка формирует основу последующего социального поведения.

Общение с другими людьми, их внимание и чувство безопасности позволяет ребенку исследовать окружающее его пространство, изучать его и приобретать опыт.

Положительным результатом считаются те ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность получения реальной поддержки, самостоятельно возвращаются на повторную консультацию, где прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций.

В ходе консультации и после проведённой диагностики вырабатывается индивидуальная программа развития ребёнка дома, которая включает в себя упражнения, игры, приёмы, способствующие развитию ребёнка с учетом ближайшей зоны развития; закреплению имеющихся умений и навыков.

Домашняя развивающая программа направлена на:

- развитие зрительных ориентировочных реакций;

- слуховых ориентировочных реакций;

- эмоционально-положительных реакций;

- развитие предпосылок к эмоциональному общению;

- развитие движений руки и действий с предметами, общих движений;

- нормализацию дыхания, состояния и функционирования органов артикуляции;

- развитие предпосылок активной речи и понимания речи.

Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы:

– демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком;

– конспектирование родителями упражнений, игр, занятий;

– выполнение домашних заданий со своим ребёнком;

– самостоятельное чтение родителями литературы, специально подобранной и рекомендованной специалистами для решения конкретного вопроса.

Информационно-просветительская работа ведётся в родительском клубе. Основной целью клуба выступает психологическое просвещение родителей, создание психологического комфорта, актуализация проблемных тем в развитии детей с различными нарушениями и мотивирование родителей на решение возникающих вопросов. Тематика встреч и структура проведения может также зависеть от запросов родителей. Наиболее актуальные темы касаются особенностей заболевания, здоровья, трудностей обучения, развития и воспитания ребенка инвалида. Семьи с особыми детьми приобретают не только знания от специалистов, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, это придает родителям спокойствие, снимает напряжение, даёт возможность поделиться личным опытом и обсудить различные вопросы воспитания и обучения детей.

В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть особое значение психологического сопровождения семьи ребенка с особыми нуждами. Начинать работу с семьей необходимо с самого начала — с рождения ребенка, когда негативные изменения еще не стали стойкими и поддаются коррекции. Специалисты должны помогать родителям правильно понимать и оценивать возможности своего ребенка; их надо специально обучать заниматься с собственным ребенком. Родители должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.

Благодаря психологическому сопровождению родители смогут

• наладить контакт со своим ребенком;

• проявляются заинтересованность и самостоятельность в его воспитании;

• сумеют наблюдать за ребенком и делать выводы из своих наблюдений;

• умеют создать ситуацию делового сотрудничества;

• подобрать ему игрушку, обыграть ее, вовлечь ребенка в игру в соответствии с его возможностями.

Своевременное оказание необходимой психологической помощи семье в ранний период позволяет позитивно оценивать ребенка, улучшить его развитие, и находить способы адекватной компенсации имеющихся нарушений психического развития.

Публикации по теме:

Большая психологическая игра для детей старшего дошкольного возраста в летний периодБольшая психологическая игра для детей старшего дошкольного возраста в летний период h3]Большая психологическая игра «На Поля ке»[/h3] Цель: повышение интереса у детей к проявлению познавательной активности, развития мотивации.

Фотоотчет «День семьи в реабилитационном центре»Фотоотчет «День семьи в реабилитационном центре» Международный День семьи — 15 мая Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно.

Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.

Кулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениямиКулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениями Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию кулинарный мастер- класс, проведённый мною в социально- реабилитационном центре.

Очерк о неделе «Этот загадочный космос» в реабилитационном центреОчерк о неделе «Этот загадочный космос» в реабилитационном центре Цель: Знакомство детей с космическим миром и людьми,побывавшими там. Способствовать развитию познавательных интересов у детей. Пополнить.

План-конспект занятия во второй группе раннего возраста «Путешествие по Санкт-Петербургу» (в помощь воспитателю) План-конспект занятия Вторая группа раннего возраста Познавательное развитие Воспитатель Фогельзанг Алсу Салихзановна ГБДОУ 87 Центрального.

Фотоотчет «Праздник «День семьи, любви и верности» в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних»Фотоотчет «Праздник «День семьи, любви и верности» в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» 8 июля, в отделении социальной реабилитации прошло праздничное мероприятие по случаю Дня семьи, любви и верности. Дети познакомились с.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Сценарий выпускного в реабилитационном центре для детей и подростков с ОВЗ «Прощай любимый детский сад» Сценарий выпускного бала в Реабилитационном Центре 0 Эрик «Прощай любимый детский сад» 1 Фанфары. ВОТ НАСТАЛ.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая помощь семье с особым ребёнком раннего возраста в реабилитационном центре
Опубликовано: 15 августа 2021 в 15:36
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая помощь семье с особым ребёнком раннего возраста в реабилитационном центре» (включая файлы) размещена пользователем Павлова Ольга Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД