Светлана Овчаренко
Психологическая коррекция в адаптации детей с ранним детским аутизмом в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы связана с тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей поступающих в дошкольное образовательное учреждение почти с первых лет жизни. В детских садах открывается все больше групп для детей с ранним детским аутизмом и другими личностными и психическими нарушениями. Адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению остается самой главной проблемой дошкольного воспитания. Процесс адаптации играет огромную роль в развитие психики ребенка, в том числе он влияет и на психологическое и соматическое здоровье ребенка.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Для многих родителей проблема адаптации ребенка становится очень важной. Именно в раннем возрасте этот процесс проходит дольше и труднее, часто сопровождается болезнями. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требует от ребенка значительных усилий, вызывает ряд психологических и педагогических проблем, связанных не только с ребенком, но и окружающими его взрослыми.
Процесс адаптации ребенка с ранним детским аутизмом имеет ряд
особенностей. Всю часть времени ребенок находиться не только под пристальным вниманием воспитателя, но и психолога. Так как у ребенка наблюдаются своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта с окружающим миром, роль воспитателя в формирование навыков общения у ребенка с диагнозом «ранним детским аутизмом» с взрослыми и сверстниками очень важна. Практическая работа требует специальной системы работы с детьми с диагнозом РДА, которая включала бы специфику деятельности с данными детьми, учитывала бы социально – педагогические знания и особенности социальной действительности. В зависимости от сложности психологической адаптации ребенка рассматривается и коррекционная программа по адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
В любом случае на первом этапе работы основными задачами являются
установление контакта с ребенком и формирование учебного поведения. Важно
с самого начала построить стереотип занятия. Первое время должны делать акцент на установление контакта с ребенком, обозначая основные режимные моменты занятия. Если ребенок отказывается от той или иной деятельности, нужно предложить альтернативную активность. Формирование первых занятий должно занимать не более 3 – 5 минут. Остальное время нужно пытаться привлечь ребенка, к каким-либо действиям пытаясь их комментировать и наполнять смыслом. Когда с ребенком установиться теплый контакт нужно начать более целенаправленно работать над формированием учебного поведения, установки на выполнение инструкций взрослого и учебных заданий.
Часто ребенок с ранним детским аутизмом очень избирателен в еде, заставить его есть в данной ситуации невозможно. В рамках эмоционально – коррекционного подхода предполагается предпочитаемую ребенком еду давать ему за столом, а между едой ограничивать доступ между любимыми лакомствами, оставляя на видном месте пищу, от которой он отказывался, и не кормить ребенка самому.
Важным этапом работы является выработка навыков самостоятельного одевания и раздевания. Научить ребенка раздеваться могут многократно повторяющиеся в течение дня ситуации в туалете, при укладывании спать. Управляя руками ребенка, взрослый помогает ему снять необходимую одежду, затем лишь слегка приспускает ее, предоставляя ребенку завершить действие. Очень важно хвалить ребенка за малейшие самостоятельные движения.
Эмоционально – коррекционный подход в отличие от подходов в поведенческой терапии обращает внимание на особую сложность обучения ребенка с диагнозом РДА бытовым навыкам. Но следует помнить о том, что именно вокруг бытовых ситуаций стояться первые контакты с ребенком. Процесс освоения ребенком бытовых навыков требует от взрослых большого терпения и внимания к ребенку. Данная коррекционная работа поможет как воспитателю, так и родителям в подготовке и более безболезненном процессе адаптации к дошкольному образовательному учреждению.