анна незванова
Психологическая готовность к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе я все чаще сталкиваюсь с пробелами в готовности к обучению в школе. И зачастую это не только недостаточный уровень развития интеллектуальной сферы ребёнка, но и проблемы с волей и мотивацией к обучению.
Давайте теперь обо всем по порядку.
Публикация «Психологическая готовность к школьному обучению» размещена в разделах
Психологическая готовность ребёнка к школе, или школьная зрелость, – это система, комплекс показателей, которые позволяют прогнозировать, насколько успешно будет учиться первоклассник. Это достаточный уровень психологического развития ребёнка (6-7 лет, который будет необходим для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Возраст 7 лет выделяется новым этапом, возникновением личностного новообразования - "внутренней позиции школьника". Она складывается из трех составляющих: интеллектуальной, волевой и личностной готовности к школьному обучению.
Очень часто родители акцентируют своё внимание на интеллектуальной готовности, которая заключается в достаточно развитом уровне познавательной сферы: восприятия, памяти, внимания, воображения, овладение основными мыслительными операциями (анализ, синтез, обобщение и др., различных сторон и функций речи (фонематической, лексической, грамматической, коммуникативной и тд.). Но при этом из их поля зрения выпадает личностный и волевой уровень готовности к обучению. И так уж, к сожалению сложилось, что всё чаще именно на этих уровнях возникают проблемы.
Личностная готовность включает в себя такие составляющие как: мотивация, самооценка, коммуникация и эмоциональная зрелость. Волевая готовность же - это способность к подчинению мотивов, волевому усилию, целеполаганию и контролю поведения (произвольности).
Современный мир - это уже не тот мир, где росли наши родители и мы. Это мир быстрого темпа жизни, мир гаджетов, телевизоров и интернета. Современные дети меньше гуляют, меньше играют, меньше общаются со сверстниками. А ведь именно тогда развивалось произвольность поведения: через игры с правилами, через коммуникации со сверстниками, через проигрывание сюжетно-ролевых игр. Дети загружены кружками и секциями, за них часто решают куда идти и чем заниматься. И в этом опасность. Невротизация детей за счёт развития технической и информационной сторон жизни (ютуб, тик-ток, игры и тп, за счет быстрого темпа жизни и перегрузки от секций и кружков приводит к тому, что в нужное время не развивается произвольность и желание познавать новое через обучение. Нервная система истощается.
Поэтому хотелось бы пожелать родителям здоровых, успешных детей. А для этого нужно организовывать больше игровых форм взаимодействия детей с родителями, со сверстниками, больше прогулок и отдыха, больше похвалы (конечно уместной).
И в конце хотелось бы добавить: «хороший ученик - это хорошо наигравшийся дошкольник».