Варюхина Татьяна
Психологическая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Что нужно знать.
В жизни Вашего ребенка и всей Вашей семьи наступает очень важный период – начало школьного обучения. Вероятнее всего, Вы уже давно задумывались о будущей школьной жизни ребенка, старались подготовить его к школе, рассказывали ребенку о своей школе. И вот скоро этот ответственный момент наступит. Начнутся школьные будни, а вместе с ними – процесс приспособления ребенка и всей семьи к новой жизни.
Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах
В момент поступления в школу ребенок переходит в другую социальную категорию, становится школьником, учеником. Для него этот переход связан с резкой перестройкой всего образа жизни, изменением характера деятельности, системы отношений.
Интенсивность новых событий для первоклассника в этот период необыкновенно высока: ребенку необходимо каждый день приходить в новое для него место и оставаться среди новых людей, нужно освоить целую систему правил поведения, которые соответствуют роли ученика, научиться вслушиваться в слова учителя, когда он обращается ко всему классу, а не к нему персонально, необходимо приспособиться к одноклассникам. И самое главное – необходимо усваивать программу обучения.
Большое значение для успешного вхождения в школьную жизнь имеет своевременная поддержка ребенка, когда взрослые стараются предотвратить серьезные проблемы, помогая формировать у ребенка новые стереотипы поведения, стиль учебной деятельности, позволяющие достигать желаемого успеха.
Поступление ребенка в школу – это всегда вхождение в новую ситуацию, столкновение с новыми требованиями, освоение новых способов поведения. При встрече с новыми обстоятельствами должна произойти подстройка под них. Этот процесс называется адаптацией. В такие моменты у человека активизируются особые механизмы приспособления -адаптационные ресурсы, которые должны через изменение работы всех систем организма, перестройку поведения, как осознанную, так и неосознанную, а происходящую «на автомате», обеспечить выживание в новых условиях.
Для того, чтобы в процессе обучения ребенка в школе не возникало проблем, необходимо, чтобы ребенок был психологически готов к началу регулярного обучения в школе. Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к школе :
учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения;);
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, признает авторитет взрослых);
умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций :
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти ( способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?
В книгах Л. Ф. Тихомировой, А. В. Басова "Развитие логического мышления детей". Ярославль, 1996, Л. А. Венгер, А. Л. Венгер "Готов ли Ваш ребенок к школе". Москва, 1994 представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе.
Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе?
1. Развитие мелких мышц руки:
работа с конструкторами разного типа;
работа с ножницами, пластилином;
рисование в альбомах (карандишами, красками).
2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
Работать с этим Вам помогут слудующие книги:
книга "Подготовка к школе". (О. И. Тушканова. Подготовка руки к письму. Волгоград, 1993 г.);
Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. "Развитие логического мышления детей". Ярославль, 1996 г. ;
Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?" (Мышление, моторика);
Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?" (Окружающий мир)
Л. Ф. Тихомирова. "Развитие познавательных способностей детей". Ярославль, 1996 г. ;
Серия "Книги для талантливых детей и заботливых родителей";
Л. В. Черелюшкина. "Развитие памяти детей". Ярославль, 1996 г. ;
Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. "Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться". Москва, 1994 г.
При выборе типа образовательного учреждения руководствуйтесь прежде всего интересами Вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интелектуальные способности и состояние его здоровья.