Людмила Ермишина
Психологическая готовность детей к школьному обучению
Проблема психологической готовности ребёнка к школе очень актуальна.
Традиционно выделяется интеллектуальная, мотивационная, личностно-социальная, эмоциональная и волевая готовность к обучению.
Когда речь идёт об интеллектуальной готовности, то здесь говорят о развитии мышления (ребенок должен иметь широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности);
Публикация «Психологическая готовность детей к школьному обучению» размещена в разделах
Мотивационная готовность связана с кризисом 7 лет и "феноменом горькой конфеты", который свидетельствует о том, что к концу дошкольного возраста на первый план начинает выступать социальный мотив, который необходим для успешного обучения в группе сверстников в школе. Ребёнок стремится занять позицию ученика. Изменяется его "внутренняя позиция". Он стремится к выполнению учебной деятельности, пытается войти в новую систему взаимоотношений со взрослыми. У ребёнка появляется произвольность. В связи с этим обращают внимание на мотивы, которые наблюдаются у ребёнка. В качестве адекватных мотивов выступают учебный и познавательный; к неадекватным мотивам при поступлении в школу относят игровой мотив, мотив общения со сверстниками, мотив ориентации на внешние признаки учебной деятельности (портфель, пенал, форма и т. д.)
Если говорить о личностно-социальной готовности, то ребенок должен уметь взаимодействовать и общаться с окружающими сверстниками и взрослыми;
Под эмоционально-волевой готовностью понимают то, что ребенок должен уметь контролировать эмоции и поведение;
Под волевой готовностью понимают способность действовать в соответствии с правилом. Д. Б. Эльконин отмечал, что для успешного школьного обучения необходимы следующие умения: сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
Необходимые общие навыки и умения:
-дни недели, месяцы, времена года;
-звери, птицы, домашние животные;
-овощи, фрукты, растения, кустарники, деревья;
-все о себе и родителях;
-полный адрес проживания;
-названия профессий;
-погодные, природные явления;
-праздники;
-свои увлечения;
-интересы семьи;
-понятия "лево-право;
-цвета и оттенки;
-желание учиться, понимание, что дети делают в школе.