Лифенко Ирина
Психологическая диагностика формирования половозрастной идентификации
▼ Скачать + Заказать документы
Для диагностики формирования половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста был подобран следующий пакет диагностических методик :
1. «Половозрастная идентификация».
Методика исследования детского самосознания Н. Л. Белопольской для диагностики и коррекции особенностей личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Предназначена для детей от 3 до 12 лет
Цель: исследовать половозрастную идентичность ребенка, развитие понимания понятия возраста, социальной позиции и жизненного пути.
Публикация «Психологическая диагностика формирования половозрастной идентификации» размещена в разделах
Стимульный материал: два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости.
Порядок проведения: используются процедуры предпочтения и упорядочения невербального стимульного материала.
Для регистрации хода выполнения методики разработаны бланки, в них размечены позиции правильной половозрастной последовательности, под которыми указывается выбор ребенка, определены и позиции для отметки положительных и отрицательных предпочтений. На этом же бланке регистрируются ответы ребенка на вопросы экспериментатора.
Обработка результатов: в каждой возрастной группе подсчитывалось количество выборов в идентификации своего настоящего статуса или в идентификации своего жизненного пути отдельно у мальчиков и девочек по критериям: женский пол – «соответственно возрасту», «не соответственно возрасту»; мужской пол – «соответственно возрасту», «не соответственно возрасту»; «смешанный выбор» и «понятие не сформировано». Количество выборов по привлекательному и непривлекательному образу подсчитывалось по следующим критериям: «мужской пол», «женский пол» и «понятие не сформировано». Выводы по исследованию заключались в сравнении полученных данных по возрастам (Белопольская Н. Л., 2002).
2. Методика «Лесенка».
Данная методика разработана В. Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой
Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: нарисованная на листе лесенка, фигурка человечка, карандаш (ручка).
Порядок проведения: методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя, и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Для обработки полученных данных была выделена группа вопросов, соответствующая представлениям ребенка о собственной самооценке и, о том, как его оценивают другие: мама, папа и воспитатели.
Подсчитывалось количество положительных и отрицательных оценок, полученных по каждому вопросу отдельно у девочек и мальчиков в каждой возрастной группе (в 3 года, в 4 лет, в 5 лет и в 6 лет) (Данилова Е. Е., 2000).
3. Полустандартизированное интервью.
Цель: определение полоролевых предпочтений и представлений у детей
Порядок проведения: после установления контакта с каждым ребенком проводилось полустандартизированное интервью, включавшее в себя ответы на вопросы:
1. «Ты мальчик или девочка?» – здесь и во всех остальных вопросах первым во избежание эхолалических ответов указывался пол ребенка;
2. «Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей, б) мужем или женой, в) папой или мамой?»;
3. «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: а) дядей или тетей, б) мужем или женой, в) папой или мамой?»;
4. «Может быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой, а утром проснешься девочкой (мальчиком?»;
5. «А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой, а проснуться девочкой (мальчиком?»;
6. «Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек?» Если вопрос был непонятен, задавались уточняющие вопросы: «Мальчики и девочки – это одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?»
Регистрировались ответы и материалы свободного обсуждения.
На первые три вопроса регистрировались следующие ответы детей: «мальчик» или «девочка», «дядей» или «тётей», «мужем» или «женой», «папой» или «мамой». На 4 и 5 вопросы дети давали ответ «да» или «нет».
Для обработки данных исследования подсчитывалось количество полученных ответов и затем проводилось сравнение их по возрастам. Количественному анализу подвергнуты только данные детей 3- 4 лет и 4- 5 лет, так как остальные дети правильно называли свои будущие роли и предпочитали их (Каган В. Е., 2000).
4. Цветовой тест отношений (ЦТО) М. Эткинда.
Методика разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом и базируется на предположении, что существенные компоненты невербальных отношений к самому себе, к значимым людям отражаются в цветовых ассоциациях. ЦТО может применяться в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поскольку выполнение цветового теста воспринимается детьми как игра, в которой они не подозревают возможности как-то выдать свои переживания, методика оказывается надежным способом диагностики эмоциональных отношений.
Цель: изучение характера эмоциональных отношений.
Стимульный материал: используется набор цветных карточек из теста Люшера, обозначаемых цифрами: 0 – серый, 1 – синий, 2 – зеленый, 3 – красный, 4 – желтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый, 7 – черный.
Используется следующий список: 1) моя мама, 2) мой папа, 3) брат или сестра (если они есть у ребенка, 4) моё настроение в детском саду, 5) моё настроение дома, 6) я сам, 7) воспитательница, 8) друг.
Порядок проведения: из восьмицветового набора Люшера ребенок последовательно выбирал по два цвета – для мальчиков и для девочек, так что в итоге по четыре цвета описывали эмоциональное восприятие своего и противоположного пола. После этого предлагалось при помощи всех восьми цветов описать себя. Выборы детей фиксировались в протоколе.
Обработка результатов: при интерпретации учитывались цвета, занимающие первые два места в раскладках «Я сам (а)», «Мальчик», «Девочка». Учитывая достаточно высокую вероятность ошибочных интерпретаций непосредственно по критериям М Люшера в этом возрасте, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета квалифицировались как эмоционально-позитивные (светлые, а темно-синий, темно-коричневый серый и черный – как эмоционально-негативные (темные). Эмоциональное восприятие половых ролей и образа Я оценивалось по количеству позитивных или негативных выборов, сделанных детьми.
Таким образом, обследование в целом давало возможность оценить и сопоставить когнитивные и эмоциональные аспекты восприятия полов и себя как представителя пола (Семаго Н. Я., Семаго М. М., 2000).