Каринэ Хоботова
Психологическая безопасность ребенка в семье
▼ Скачать +Заказ
"Семья- важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течении всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи. " (Болотова Н. П.)
Вопросы безопасности на сегодняшний день – это проблематика, требующая детально разработки, позволяющей построить эффективные подходы к ее практическому решению. Высокая их значимость обусловлена изменениями, происходящими в мире и порождающими переживания неопределенности, незащищенности и уязвимости на личностном уровне. Ситуация усугубляется совершенствованием телекоммуникационных технологий, обладающих небывалыми доселе средствами нагнетания тревожности и истерии в результате трансляции и пристрастной интерпретации происходящих по всему миру техногенных и антропогенных трагедий, террористических актов и природных катаклизмов. Очевидно, что психика человека нуждается в защите, позволяющей ей справиться с различными детерминантами нарушения психологической безопасности личности.
Публикация «Психологическая безопасность ребенка в семье» размещена в разделах
Семья, выступая основой социальной структуры, рассматривается нами в качестве ведущего фактора, способного повлиять на уровень безопасности каждого своего члена. В наибольшей степени это утверждение относится к воспитывающимся в ней детям. Требуется выявление условий создания в семьях такого окружения, которое позволит не только обеспечить текущий уровень психологической безопасности ребенка, но и заложит ос- новы ее сохранения в его взрослой, самостоятельной жизни.
Вопросы психологической безопасности в настоящее время приобрели значительную актуальность не только в философии, социологии, политологии, культурологи, но, в первую очередь, в дисциплинах психолого-педагогического цикла. Наряду с разработкой социально-психологических аспектов безопасности, интенсивному изучению подвергаются вопросы психологической безопасности личности. Под влиянием широко- масштабных исследований, реализованных на базе педагогической, социальной, экстремальной, политической и других разделов психологического знания произошло оформление категориального аппарата относительно нового исследовательского направления. Под психологической безопасностью рассматривается особое субъектное образование, являющееся результатом проекции определенных средовых факторов на психические структуры личности. Его отличительной особенностью обозначается определяющая роль в обеспечении целостности переживания субъектом чувства защищенности и возможности реализации раз- вития в направлении значимой для личности цели жизни. Ведущим механизмом обеспечения психологической безопасности позиционируется подконтрольность субъекту факторов, значимых для поддержания его защищенности и неснижающейся во времени способности к развитию. Исследования в области психологической безопасности в настоящее время получили достаточно детальную проработку на уровне свойственных им закономерностей, уровней, стратегий, ресурсной базы, личностных оснований и т. д. Это позволяет рассматривать проблему психологической безопасности в широком социальном контексте, в частности, применительно к семейному окружению ребенка.
Психологическая безопасность в семье – это, прежде всего, защита ребенка от угроз, психологического насилия и унижения, от того, что человека заставляют делать то, против его желания, от пренебрежения, заброшенности и недоброжелательного обращения.
Традиционно семья рассматривается как самое безопасное место для ребенка. Между тем, нередко встречаются семьи, где происходит разрушение психологической безопасности ребенка. В семьях, которые могут показаться на первый взгляд нормальными, зачастую происходят вещи, которые глубоко ранят психику ребенка. Над ним жестоко шутят, относятся как к игрушке, разрешают видеть и слышать то, с чем детская неокрепшая психи- ка не должна соприкасаться. Сцены насилия и жестокости, увиденные деть- ми не только на экране, но в жизни, могут оставить серьезный психологический шрам и существенно нарушить благополучие их нервной системы. Это связано с тем, что дети, как никакая другая возрастная группа, склонны отождествлять себя с происходящим, а значит подвергаться сильному шоку. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения, связанные с приемами пищи, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, проблемы в общество, много конфликтов, различные негативные зависимости (телевизионной, компьютерной и др.). Нарушения психоэмоциональной сферы ребенка, зачастую, порождают детскую преступность и суицид.
Здоровая психика у детей закладывается в семье, там закладывается ее основной фундамент. Будущий характер ребенка, его мировосприятие, чувство защищенности, его отношения с людьми будут зависеть только от его особенностей психики, сформировавшихся в семье. В силу этого, обозначим комплекс ценностей, культивирование которых в семье влияет на становление психики и характера ребенка в будущем.
Прежде всего, это похвала ребенка в семье. Поощрение, это определенного рода, искусство воспитания. Но оно имеет, как положительные, так и отрицательные стороны. Например, преувеличенная похвала, имеет, скажем так, отрицательную сторону, не нужно разбрасываться незаслуженной по- хвалой направо и налево, стремясь этим расположить ребенка.
Следующим пунктом можно выделить подбадривание ребенка, тем самым он будет уверен в себе, и в своих силах.
Существенным для психологической безопасности личности нами рассматривается стиль и объем критика ребенка. Следует отказаться от практики, построенной на резких выражениях и постоянных указаниях недостатков воспитывающегося в семье ребенка. Непрерывная и завышено эмоциональная критика его личности представляется «супер» непродуктивным.
Столь же противопоказанной для ребенка является утвердившаяся в семье вражда. Под влиянием враждебной обстановки, которая царит в доме, ребенок становится очень агрессивным и непослушным, стремится противоречить родителям и любым способом отстаивать свою точку зрения.
Насмешки над ребенком, ребенок после этого становится очень замкнутым, и неуверенным в себе.
В семье, ориентированной на сохранение психологической безопасности личности, приоритетна справедливость.
В качестве ведущего фактора, продуцирующего в семье обстановку психологической безопасности личности, нами рассматривается комплекс, утвердившейся между ее членами любви, взаимопонимания и дружбы. Благодаря этим качествам, ребенок будет видеть чаще хорошее в людях, нежели плохое.
Итак, отметим, что каждый взрослый понимает, что детей травмируют скандалы, ссоры между родителями, но далеко не все знают о более тонких нюансах этой проблемы, просто иногда просто несдержанная реакция мамы на какой-то проступок или необдуманное высказывание раздраженной воспитательницы в детском саду может нанести детской психике серьезную рану. И чем меньше ребенок, тем сильнее будет его восприятие и тем глубже будет проблема.