Ольга Абдуллаева
Психологическая безопасность детей с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение федерального стандарта в дошкольных организациях предполагает инклюзивное образование, то есть, обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников, в том числе детей с ОВЗ.
Специфика ДОУ инклюзивного типа, помимо всего этого, связана еще и с реакцией на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Любой ребенок, в том числе с ОВЗ, осваивая пространство ДОУ, стремится найти свое место в данном сообществе и осознанно или не осознанно строит собственную личность, вырабатывая отношение к себе, к обществу, миру, жизни. Ребенок с ОВЗ в представлении здоровых детей попадает в группу иных, не таких как все. Процесс социализации детей в ДОУ инклюзивного типа протекает в условиях, где нет разделения на группы по принципу с «ОВЗ» и без. Все дети воспитываются вместе. При этом следует отметить, что среди так называемых обычных детей, есть дети гиперактивные, агрессивные, аутичные и др. Дети интегрируются в общую группу, и поэтому формирование толерантности становится задачей первостепенной важности. Создавая условия для успешной социализации, где у ребенка исходно закладываются осознанно уважительное отношение к себе и другим, к своему будущему и к жизни в обществе, ДОУ создает благоприятные условия для развития личности.
Публикация «Психологическая безопасность детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
От того, на какого человека, на какую личность ориентированы мы в будущем, зависят сегодня вклады и действия в данной сфере. По большому счету, от дошкольного образования, которое формирует социальные нормы, ценности и закладывает определенные социальные установки, зависит будущее – будущее страны и потенциал каждой отдельной личности.
Проблема психологической безопасности образовательной среды ДОУ и ее экспертизы является наименее разработанной и вместе с тем весьма актуальной в современной ситуации трансформации образования. Общественная ценность данной задачи, безусловно, связана с особой значимостью дошкольного возраста как непременного условия успешной социализации детей, но и не только с этим, а прежде всего, с изменением отношения к личности, ее роли в обществе. Стремление создать безопасные условия, защитить всех участников данной среды от всех форм насилия является альтернативой агрессивной социальной среде. Для понимания того, что стоит менять или как совершенствовать образовательную среду, необходимо научиться не только выявлять психологические риски и угрозы, но и искать и находить способы предупреждения, решения проблем, мешающих эффективному развитию каждой становящейся личности. Для решения задач в данной области нужно включать детей с особыми потребностями в совместную деятельность с другими воспитанниками группы.
Совместная деятельность предполагает:
1. Совместное участие в режимных моментах;
2. Взаимодействие детей в группе во время игровой деятельности;
3. Взаимодействие детей во время прогулки;
4. Совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми;
5. Участие в непосредственной образовательной деятельности;
6. Активные действия в специально организованной среде;
7. Досуги и мастер-классы с участием родителей;
8. Праздники, конкурсы;
9. Участие в проектной деятельности.
Немало важным в решении проблемы социализации таких детей является взаимодействие специалистов, педагогов и родителей (командный подход).
Родители помогают нам составить полную картину особенностей ребенка. Специалисты обеспечивают консультирование и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Составляют индивидуальный маршрут ребенка, обсуждают его с педагогами и вырабатываю свои рекомендации.
Воспитатели и специалисты работают над тем, чтобы реально включать ребенка в режимные моменты и в процесс обучения, привлекая для этого других детей. Например:
Просим ребенка подойти к другому ребенку и показать ему, как нужно намылить руки.
В некоторых случаях ребенок больше прислушивается к своим сверстникам, чем к педагогу. Известно, что самый сложный этап для ребенка, когда он впервые приходит в детский сад – это период адаптации. В частности, для детей с аутизмом, которые обостренно реагируют на все новое. Поэтому период адаптации у них занимает гораздо больше времени, чем у обычных детей. Большие трудности в период адаптации испытывают дети и с задержкой речи. Если дети с нормальным речевым развитием могут социализироваться, используя речь как средство коммуникации, то дети с выраженным недоразвитием речи не имеют такой возможности. Таких детей часто игнорируют их сверстники и не включают в совместную деятельность. Из выше сказанного можно сделать вывод, что дети с ОВЗ нуждаются в дополнительном внимании помощи педагогов. И для успешной социализации таких детей нужно стараться помочь ребенку понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому необходимо комментировать для него все происходящее. Помогая ребенку налаживать контакт с другими детьми надо стараться вовлекать его в общие игры, предотвращать возможные неадекватные действия, такие как агрессия, уход в себя. Защищенность от психологического насилия во взаимодействие, обеспечивающая саму возможность развития, является одним из основных показателей психологической безопасности образовательной среды ДОУ.
Педагог в инклюзивном ДОУ должен точно определить спектр задач и цели, которые предстоит реализовать. Однако, прежде всего он ориентирован на развитие толерантности у всех детей, причем, в первую очередь, у нормотипичных, а именно:
- способность сочувствия, сопереживания, понимания другого;
- умение устанавливать и поддерживать контакты, взаимодействовать в различных видах и формах общения с окружающими, учитывая возможности другого;
- умение сотрудничать, проявляя устойчивость и гибкость;
- умение вести диалог и действовать конструктивно в конфликтных ситуациях в совместной деятельности. В соответствии с целями возникает необходимость в введении в образовательную среду таких форм работы, как частичная и точечная инклюзия.
Опираясь на детский интерес к творческой деятельности и различный уровень знаний, умений и навыков, работа должна быть построена таким образом, что каждом ребенку была бы предоставлена возможность реализовать в полной мере индивидуальные возможности в тесном сотрудничестве с остальными детьми.
Наиболее важная часть педагогической деятельности – это работа с родителями. Необходимо учить родителей принимать ребенка таким, какой он есть, правильно строить с ним отношения. Важно показать родителям зону ближайшего развития ребенка, чтобы они адекватно оценивали возможности и перспективы его развития.
Для этого нужно приглашать родителей на консультации, проводить с ними мастер-классы, организовывать семейные клубы. И многие родители прислушаются и постараются выполнять данные рекомендации.
Решить проблему психологического насилия может специально разработанная система педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы: диагностика психоэмоциональной среды; консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми; информационно-образовательная работа с детьми; мероприятия, направленные на сплочение сообщества, диагностику состояния проблемы, направленную на просвещение родителей, педагогов, учащихся.
Обеспечение психологически комфортной среды в ДОО осуществляет коллектив педагогов и специалистов под контролем администрации.
1. В группах с детьми с ОВЗ должны работать высококвалифицированные опытные специалисты, прошедшие КПК по работе сданной категорией лиц
2. Специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) оказывают помощь детям с ОВЗ, исходя из их индивидуальных потребностей и рекомендаций ПМПК, находятся в постоянном взаимодействии между собой, педагогами и родителями ребенка с ОВЗ, что позволяет своевременно вносить коррективы в план сопровождения ребенка с ОВЗ.
В соответствии с рекомендациями ПМПК в ДОО создаются специальные адаптированные образовательные программы для каждого ребенка.
Психологическая безопасность образовательной организации – это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе.
Можно выделить 3 основных этапа, влияющих на психологическое здоровье ребенка :
1. Адаптационный период. Основная задача этого этапа – создание у ребенка положительной установки на посещение детского сада и активное включение его в коррекционно-развивающий процесс.
2. Взаимодействие детей в рамках группы, индивидуальная направленность в обучении. На этом этапе ребенок овладевает первоначальными навыками общения, игры.
3. Работа педагогов в тесном контакте с родителями в позитивном ключе. Сюда входят различные рекомендации.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
В дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо знать следующие положения коррекционной работы:
• включать в работу всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу;
• при оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;
• создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;
• корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Индивидуальная направленность образования включает в себя:
гибкий индивидуальный образовательный маршрут, ориентация на ближайшее окружение, формирование речевых и социальных умений, основных навыков познавательной деятельности в соответствии с возрастом.
Комната психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, чтобы находящийся в нем ребенок ощущал покой, комфорт и безопасность. Пребывание в ней снимает стресс, улучшает психофизическое состояние. В таких уголках используется специальное световое оборудование, сухие бассейны, создается уникальная мягкая среда.
Мероприятия способствующие реализации психологической безопасности детей в ДОУ :
1. Непосредственно с детьми: игры на сплочение, театрализация, совместное творчество, игры – релаксации, психогимнастика, групповые арт-терапевтические техники, сказкотерапия,игры с музыкальными инструментами, беседы (педагоги во взаимодействии с психологом, старшим воспитателем)
2. Со взрослыми: проведение психологических тренингов на сплочение коллектива, психологических игр для профилактики эмоционального выгорания, поддержка коллег (беседы, обмен мнениями).
Работа с детьми с ОВЗ – кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды.
Основными принципами обучения являются:
1. Мотивирование к учебному процессу;
2. Психологическая безопасность;
3. Единство совместной деятельности; помощь в приспособлении к окружающим условиям.
Обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка. А правильно организованное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретёт право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми возможностями здоровья, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать их личностные возможности.