Наталья Руденко
Психологическая адаптация ребёнка к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Аннотация. На этапе дошкольного периода у детей происходит активное познание окружающего мира, формирование навыков общения, накопление нового опыта выстраивать отношения в разных сферах. В этот период наиболее значимыми сферами являются семья и детский сад. В данной статье освящаются рекомендации для работников образования, а также для родителей, по преодолению сложного периода адаптации детей, ошибки по воспитанию и развитию ребёнка, диагностика процесса адаптации. Представленный опыт, возможно, пригодится работникам образования дошкольных учреждений и родителям. Материал составлен поэтапно, основываясь на направления работы педагога – психолога.
Публикация «Психологическая адаптация ребёнка к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Ключевые слова: дошкольный возраст, адаптация, психологическая адаптация, дезадаптация, психологическое сопровождение (консультирование, взаимодействие, эмоциональный портрет.
Подготовка семьи к поступлению ребёнка в ДОУ заключается в следующем. В настоящее время даже самые осведомлённые родители могут столкнуться с проблемами, возникающими в процессе привыкания ребёнка к детскому саду, создающие чувства растерянности и беспомощности. В такой момент на помощь родителям должны прийти специалисты и работники ДОУ. Только в сотрудничестве с родителями можно эффективно развивать ребёнка в социально – личностном плане, так как для полноценной социализации ребёнку необходимо общение и с родителями, и со сверстниками, и с другими взрослыми.
Родители, в свою очередь не всегда могут понять, что недостаточное общение с ребёнком, отсутствие эмоционального общения с ним, могут привести к отсутствию понимания, к недоверию и отчуждённости в семье. И когда родителям, достигшим почтенного возраста, потребуется внимание, теплота и забота, то его же ребёнок не сможет ему этого дать, потому что, не приучен дарить душевное тепло своим родным.
Адаптациейявляется умение организма приспосабливаться к новым или к изменившимся условиям жизни или условиям среды.
Согласно определению из психологического словаряпсихологическая адаптация —это приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества [1].
Дезадаптация – этокакое – либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. [3].
Уже давно доказано, что изменение социальной среды оказывает влияние на психо – эмоциональное и физическое здоровье ребёнка.
Особое внимание необходимо уделять детям раннего дошкольного возраста (2 – 3 года, когда малыши впервые выходят из достаточно замкнутого семейного круга в мир обширных социальных отношений. Доказано, что в этот период дети особенно дольше и труднее адаптируются, чаще болеют, происходит нарушение эмоционального фона. А для того, чтобы ребёнок смог благоприятно пройти этот путь, педагоги и специалисты нашего ДОУ предлагают подготовиться родителям к поступлению ребёнка в наш детский сад.
Процесс подготовки родителей включает несколько этапов:
1. Экскурсия по помещениям детского сада: коридоры (рассматривание картин, настенных росписей, оформления, музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната, группа (с приёмной с множеством шкафчиков, игровой комнатой, где расположено много полочек с разнообразием игрушек, спальней с большим количеством кроватей, туалетной комнатой, знакомство с коллективом детского сада (воспитателями и ровесниками). Чтобы облегчить процесс адаптации ребёнку, а также свою работу с детьми, воспитателю необходимо познакомиться с ребёнком заблаговременно : узнать особенности развития и воспитания дома, режим, приём пищи, любимые занятия и игрушки.
2. Даём рекомендации родителям о необходимости смены образа жизни ребёнка, режима дня, приёма пищи и самого рациона. Знакомим с меню детского сада. Если ребёнок днём дома не спит, настаиваем на введении дневного сна, так как переутомление ребёнка сказывается на его нервно – психическом и эмоциональном состоянии, истощению нервной системы. У такого ребёнка чаще возникают трудности в адаптационный период, ухудшается психо – эмоциональное состояние и как следствие ребёнок чаще болеет.
3. Советуем родителям, как можно раньше начать общение ребёнка с детьми разного возраста, например прогулки во дворе, в парках, скверах, походы на дни рождения, вместе с тем наблюдать, как ребёнок ведёт себя, как ладит с другими детьми, как легко находит общий язык, как может постоять за себя, как выходит из конфликтных ситуаций. Это всё необходимо для расширения круга общения. Если ребёнок зациклен только на общении с мамой, ему будет сложно влиться в детский коллектив. Переход к новой форме общения станет залогом успешного привыкания ребёнка к новым условиям и новому окружению. Этот путь зачастую тернист и ребёнку необходима помощь взрослого в этот период.
Если ребёнок не имеет широкого круга общения, то такой ребёнок, как правило, заласкан и разбалован. В детском саду таким детям одиноко, неуютно, они требуют большего внимания, уровень игровой деятельности у них снижен и находится на манипулятивной стадии. Дети дружелюбных, общительных, гостеприимных родителей, а также из многодетных семей или из семей с многочисленными родственниками, напротив очень легко вступают в контакт как с взрослыми, в данном случае – воспитатель и помощник воспитателя, так и сверстниками. У таких детей адаптивный период, как правило, не затягивается и длится несколько дней, такие малыши активны, деятельны, весело играют, со всеми общаются без каких либо препятствий. Детьми – дезадаптантами, зачастую оказываются дети избалованные родительским вниманием, дети которым никогда ничего не запрещается, которые не знают слово «нельзя»
4. Предлагаем заострить внимание родителей на формировании привычек и навыков детей, заметим не только культурно – гигиенических (умении мытья рук и лица, пользовании туалетом, приёма пищи, одевании и раздевании, но и поведенческих (общение с ровесниками, выполнение просьбы взрослого, послушание)
5. Советуем, как можно реже брать ребёнка на руки, чтобы уход и приход родителей не сопровождался истериками и громким плачем.
6. До прихода в ДОУ научить ребёнка действовать с игрушками, так как, впервые попав в детский сад, дети с удовольствием откликаются на призыв поиграть, проявляют интерес к новым игрушкам, ведь для них – это привычное занятие. Такие дети, в случае какого либо конфликта или затруднения, не стесняются обращаться к взрослым за помощью, чтобы вместе решить проблему. Они обращаются к взрослому, если не справляются с предметной задачей: собрать из конструктора что либо, или пирамидку. Характерной особенностью детей – дезадаптантов является неумение действий с предметами, слабая сосредоточенность на игре, не проявляют интереса к игрушкам, любая трудность вызывает слёзы и панику, им трудно налаживать контакты с взрослыми.
7. Даё м родителям рекомендации по закаливающим процедурам: длительные прогулки и сон на свежем воздухе, воздушные ванны, протирания влажным полотенцем и т. д. В новых условиях закалённые дети практически не болеют, так как закаливание является необходимым элементом всей подготовки ребёнка к поступлению в ДОУ.
8. Рекомендуем родителям следить за здоровьем малыша. Делать необходимые прививки, заметим, что прививки должны быть сделаны не позднее, чем за месяц до поступления ребёнка в детский сад
Обычно в детских садах работа по психологическому сопровождению семей с детьми дошкольного возраста, которые поступят в ДОУ в сентябре, начинается в апреле и заканчивается в августе.
Как правило, это происходит в рамках психологического консультирования. Психологическое консультирование – (от англ. consult – советоваться, обращаться за советом) – разновидность психологической помощи, которая в своей основе опирается на психологическое просвещение, сопровождение человека. [4].
Психологическое сопровождение семьи состоит:
1. Один из родителей приглашается на консультацию педагогом – психологом.
Родитель заполняет необходимую анкету, в это время педагог – психолог общается с ребёнком, играет с ним, налаживает контакт, затем к игре подключается родитель. Через определённое время ребёнка оставляют играть самого, а родитель и педагог – психолог беседуют. Родителям разъясняется, от каких критериев зависит адаптация ребёнка, что задача родителей не просто привести ребёнка в детский сад, а подготовить его, психолог отвечает на возникающие вопросы, снимает тревожность родителей. Кроме этого, сопровождение продолжается и группе: педагог – психолог вместе с воспитателем знакомит детей между собой, выстраивают совместную игровую деятельность, беседы, подвижные игры, пальчиковые игры, повышают эмоциональный настрой.
В первые дни посещения ребёнком детского сада родитель активно включен в режимные моменты, затем постепенно становится наблюдателем и через какое то время совсем оставляет ребёнка без внимания. При необходимости педагог – психолог в этот период даёт собственные рекомендации.
В свою очередь мамам тоже нужна помощь педагога – психолога, так как у мамы тоже рвётся сердце за своё дитя, поступление ребёнка в детский сад – это отрыв мамы от ребёнка, а это испытание для обоих, они не понимают, что с ними происходит, часто игнорируя свои эмоции. В помощь маме тоже педагог – психолог.
Подводя итог, заметим, что каждый имеет право на адаптацию. Чтобы этот сложный период для всех участников (ребёнок, родитель, воспитатель) был максимально коротким и лёгким, необходимо научиться входить в положение каждого, научиться понимать друг друга.
Также в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения немало важно взаимодействие с воспитателями ДОУ.
Взаимодействие (в психологии) — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. [5].
Перед многими воспитателями зачастую встаёт вопрос о проблеме адаптации дошкольников к дошкольному учреждению. В частности: Они не понимают и не знают, как вывести ребёнка из стрессового состояния, чтобы престал плакать, начал кушать, перестал обижать других детей, начал общаться с окружающими.
Этапы работы, предлагаемые воспитателям по решению данной проблемы:
1. Выяснить по какой причине у ребёнка отрицательная реакция на ситуацию;
2. Узнать как можно больше о ребёнке и его привычках : как называют ребёнка дома мама и папа; любимое занятие ребёнка; привычки; поведенческие особенности; показатели здоровья;
3. Постепенно приучать ребёнка к детскому саду;
4. Разрешить принести в детский сад любимую игрушку ребёнка;
5. Предоставлять ребёнку возможность в эмоциональной разрядке;
6. Проводить игры и упражнения на предотвращение дезадаптации : игры на знакомство, установление личностного контакта «Давайте познакомимся», «Обведу руку твою и тебе подарю»; игры на сплочение детского коллектива «Угадай, кто позвал», «Раздувайся пузырь». Игра «Телефон», (по правилам игры предложить позвонить маме, но ни в коем случае не допускать обмана, ребёнок должен знать, что это игра); для поддержания положительного психо – эмоционального климата необходимо использовать «Сказкотерапию» Ольги Шороховой; игры с песком и водой (используются для снятия психо – эмоционального и мышечного напряжения)
7. Для обогащения опыта детей общением необходимо: выбрать хорошо ладящего ребёнка и попросить его совместно с застенчивым ребёнком совершить какое-либо действие: собрать игрушки, сложить книги, приготовить спальню к тихому часу, развесить полотенца и т. д. Когда результат совместной деятельности будет успешным, тогда застенчивый ребёнок начнёт проявлять инициативу и присоединяться к групповым игровым действиям. Рекомендуется использование принципа малых групп. Организовать пространственную среду таким образом, чтобы в каждом секторе число игровых мест было не более 4. Можно использовать маркеры игрового пространства. Количество игрового материала ограничить до 2 – 3 комплектов, чтобы одновременно могли играть 2 – 3 ребёнка. Продумать и предложить детям групповые игры для 2 – 3 человек («Распили доску», «Забить гвоздь»)
8. Для развития речи рекомендуются следующие упражнения: предложить ребёнку выполнить определённое действие (принести, показать, положить, поднять и т. д, тем самым побуждая ребёнка к пониманию речи. Не будут лишними всевозможные речевые задания: «Покажи, как жужжит жук», «Как шумит пылесос», «Как течёт водичка», «Как зудит пчела» и др. Предложить ребёнку побеседовать о картинке в книжке – малышке, вовлечь его в описательный рассказ, задавая наводящие вопросы: кто изображён на картинке?;покажи части тела; какого цвета персонаж?; то ещё нарисован рядом с ним?
При поступлении ребёнка в детский сад важно дать характеристику эмоционального портрета личности ребёнка. Что такое эмоциональный портрет? Из каких ключевых показателей он состоит?
Эмоциональный портрет – это характеристика эмоциональной составляющей личности [2]. Показателями эмоционального портрета ребёнка являются : положительные эмоции, отрицательные эмоции, страх, гнев, социальные контакты, социальные навыки, познавательная деятельность, особенности речи, двигательная активность, сон, аппетит.
1. Положительные эмоции. В первые дни адаптации, как правило, они не сильно выражены, либо вовсе не проявляются. Чем легче проходит адаптация, тем быстрее ребёнок начинает проявлять положительные эмоции. Особенно благоприятны радость, смех, улыбка – это главные компоненты помогающие пройти нелёгкий путь адаптационного периода.
2. Отрицательные эмоции. Проявления отрицательных эмоций различны, обычно, от еле уловимых, до депрессии, при ней ребёнок подавлен и безучастен ко всему происходящему вокруг, создаётся такое ощущение, что как будто ребёнок есть и его в тоже время нет. Ребёнок не ест, не пьёт, не спит, сидит погружённый в себя, не разговаривает, может стремительно вырваться из рук воспитателя или помощника воспитателя и мчаться к выходу, по пути конфликтуя со всеми, возле двери замирает, зовёт маму, плачет, порой начинается биться в истерике. Чаще всего из отрицательных эмоций дольше всего продолжается хныканье, им ребёнок выражает свой протест против расставания с родителями.
3. Страхможет испытывать любой ребёнок, ведьпосещение детского сада – это новое событие, а всё новое зачастую ребёнка страшит, пугает. Он боится неизвестных ему взрослых, нового помещения, других детей, а самое главное, что родители оставят его навсегда одного. У каждого страх проявляется по – разному и преследует ребёнка во всём и даже сидит в нём самом.
4. Гневможет проявиться на фоне стресса. Ребёнок может проявлять агрессию по отношению к другому ребёнку, драться, отстаивая свои интересы.
5. Социальные контактыребёнок выбирает себе сам, с кем ему хочется общаться. В три года ребёнок может сам изъявить желание пойти на контакт. Успешным исходом адаптации является коммуникабельность ребёнка. Даже у самого коммуникабельного ребёнка в первые дни посещения детского сада она может исчезнуть, ребёнок становится замкнутым, часто уединяется, но со временем все социальные навыки возвращаются и дети проявляют инициативу в общении с взрослыми, а вскоре и сверстниками.
6. Познавательная деятельностьможет снижаться либо вовсе угасать на фоне стресса. В три года ведущей деятельностью является игровая, поэтому приходя в детский сад, ребёнок зачастую не проявляет интереса к игрушкам, у него нет желания знакомиться и играть с другими детьми, вообще не понимает, что вокруг происходит, зачем он здесь.
7. Социальные навыкимогут исчезнуть вообще из-за стрессовой ситуации, со временем, когда период адаптации будет преодолён, они восстановятся. Ребёнок неожиданно вспоминает всё, что он умел до прихода в детский сад, а также усвоенные новые.
8. Особенности речи. Некоторые малышина фоне стресса изменяют свою речь в сторону регресса. У малыша скудеет словарный запас и в разговоре с родителями он употребляет только облегчённые слова, как младенец. В его речи практически исчезают существительные и прилагательные, преобладают глаголы, предложения становятся односложными. В это время затруднено пополнение словарного запаса. Такие показатели являются показателем тяжёлой адаптации. При лёгкой – речь либо совсем не меняется, либо описанные выше изменения проявляются в малой степени.
9. Двигательная активностьдовольно редко сохраняется в пределах нормы в адаптационный период, ребёнок либо заторможен, либо гиперактивен. Не смотря на это родителям нужно постараться отличить активность ребёнка в период адаптации от активности присущей его темпераменту.
10. Сон может отсутствовать вовсе. Обычно ребёнок начинает плакать показывая свой протест против сна, но по мере привыкания сон налаживается, сначала – это не продолжительный сон с внезапным пробуждением и плачем, как будто его преследуют кошмары. Сон стабилизируется, только когда период адаптации будет преодолён, только тогда ребёнок сможет спать спокойно весь тихий час.
11. Аппетит является показателем благоприятной адаптации. На фоне стресса у ребёнка пропадает аппетит, он не ест, теряет в весе, но преодолев период адаптации, аппетит нормализуется и это тоже является хорошим показателем, как и спокойный сон.
Список литературы:
1. Психологический словарь. 2000
2. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др. ] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
3. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под редакцией К. Игишева, 2008 год. Источник: https://med.niv.ru/doc/dictionary/psycho-psychiatric/index.htm
4. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
5. Краткий психологический словарь — Ростов – на – Дону: «ФЕНИКС» Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998