Альфия Габдрахманова
Психогимнастика для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с неврозами и неврозоподобными состояниями. Современное поколение отличается обширной, но бессистемной информированностью, неопределенным ощущением своего «Я» в мире, недоверчивым отношением к словам и поступкам взрослых, непринятием критики и неумением проигрывать. Наблюдается рост количества малышей, не посещающих детские дошкольные учреждения; дефицит общения родителей с детьми из-за загруженности родителей; замена компьютером коллективных «дворовых» игр. Как следствие – дети не обладают навыками общения, имеют нарушения эмоционально - волевой сферы.
Публикация «Психогимнастика для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Мы убедились на практике, что очень полезным инвентарем для решения этих проблем является психогимнастика, в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей. Опираясь на источники авторов Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой мы совместно с педагогом-психологом составили комплекс психогимнастических игр для раннего возраста, которые применяем у себя на работе с детьми. Это игры направлены на сплочение («Снежинки», «Жмурки», «Передай колокольчик», на установление контакта с детьми («Хоровод», «Прячем Мишку», «Собирание сокровищ», на снятия напряжения («Улыбка», «Потягушечки», «Малышам всем спать пора», на развитие речи и успешной адаптации детей к детскому саду.
Что такое психогимнастика?
Психогимнастика – этот термин попал в дошкольную педагогику благодаря И. М. Чистяковой в ее одноименной книге («Психогимнастика в детском саду», М., Просвещение, 1990). Психогимнастика, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми во время прохождении адаптации.
Кто является автором термина, нам не известно. Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание, но цель методики одна:
- приобретение навыков ауторелаксации;
- обучение всем элементам техники необходимых выразительных движений;
- тренировка психомоторных функций;
- использование всех выразительных движений в воспитании высших чувств и эмоций;
- коррекция поведения ребенка с помощью ролевых игр;
- тренировка узнавания эмоций с помощью внешних сигналов;
- формирование моральных представлений у детей;
- понижение эмоционального напряжения.
Большинство психогимнастических заданий построено на имитации определенных чувств и эмоциональных состояний человека. Остальные предусматривают воссоздание детьми действий и поступков мнимых героев. Все занятия строятся только на воображаемом материале, без использования атрибутики. Овладение выразительными движениями дает возможность малышам не только изучить свои эмоции и научиться ими владеть, но и улучшить общение с окружающими людьми, тоньше понимать чувства других. В специальных этюдах и играх дети тренируют свое внимание, память, наблюдательность, выдержку, а также овладевают языковым компонентом соответствующих психических состояний (внимание, сосредоточенность, расслабленность, гнев и тому подобное).
Основная цель использования психогимнастики в нашей работе - научить ребенка справляться с жизненными трудностями, осознавать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому мы учим детей не бояться отрицательных эмоций, потому что в жизни неизбежны неудачи, ошибки и срывы.
Мы наблюдаем, как дети, немного замкнутые, ничем не заинтересованные по прошествии нескольких занятий сами включаются в игру и начинают импровизировать этюды, чутко улавливая связь между поведением, чувствами и мыслями, достигая настоящих творческих прорывов. Таким образом, детям, прошедшие такие занятия, быстрее проходят адаптацию, им становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, у них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Помимо этого, изживаются невротические проявления (страхи, неуверенность).
Где и как использовать психогимнастику?
1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.
2 В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной).
3 В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить в ткань беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.)
4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Включение в развитие ребенка психогимнастики поможет его эмоциональному здоровью только укрепиться.
Комплекс психогимнастических игр
«Снежинки»
Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочения коллектива.
Ход игры: Дети встали в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носочки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыбаются.
«Жмурки»
Цель: разрушение межличностных барьеров, сплочение группы.
Ход игры: С завязанными глазами необходимо поймать участника группы и назвать имя ребенка, которого он поймал.
«Солнечные зайчики»
Цель: Позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в среде сверстников.
Ход игры: Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегают к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
«Передай колокольчик»
Цель: Вызвать интерес к сверстникам. Позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в среде сверстников.
Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка.
«Хоровод»
Цель: Установление эмоционального контакта педагога с детьми.
Ход игры. Проводится в группе из 3-4 человек. Педагог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому из них руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто находится в центре круга. Поочередно в центре круга должны побывать все дети, чтобы группа их поприветствовала.
«Прячем мишку»
Цель: Установление эмоционального контакта педагога с детьми.
Ход игры: Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (медведя) так, чтобы она была немного видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!». Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
«Собирание сокровищ»
Цель: Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ход игры: На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес. Затем называет какое-либо «сокровище» и просить достать его из корзины воспитателя.
«Улыбка»
Цель: Снятие напряжения мышц лица.
Ход игры: Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком.
Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться по шире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
«Потягушечки»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Ход игры: Ведущий предлагает всем поспать, отдохнуть. Дети собираются вкруг, садятся на корточки, закрывают глаза. Ведущий (через несколько секунд) : «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз.
«Малышам всем спать пора»
Цель: подготовить ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.
Ход игры: Все ребята лежат в кроватях, педагог нежным голосом начинает напевать, сопровождая поглаживаниями слова колыбельной. Повторяет несколько раз:
Нашим пальчикам спать пора,
Нашим ручкам спать пора,
Нашим глазкам спать пора,
И волосикам спать пора.
Нашим ножкам спать пора,
И животику спать пора,
Спинке тоже спать пора,
Малышам всем спать пора!
Литература:
1. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. М., 2009
2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996.
3. Чистякова М. И., Психогимнастика. М., 1990