Ирина Кудрявцева
Проект «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зимушка – зима»
(подготовительная группа №7)
Актуальность: Проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 6-7 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Вид проекта : Познавательно – творческий
Публикация «Проект „Зимушка-зима“» размещена в разделах
Срок реализации: среднесрочный (Декабрь – январь – февраль)
Цель:сформировать в сознании детей целостных представлений о характерных особенностях зимы, зимних явлениях, зимних развлечений через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
- конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений); об особенностях жизни диких животных и птиц в зимний период;
- укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных;
- способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.
- содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
Участники проекта : Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, педагог по физической культуре.
Ожидаемые результаты:
-Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период;
-Повышение познавательной активности;
-Вызвать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу;
-Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию;
-Оформление группы «Новый год»;
-Проведение новогоднего праздника;
-Участие в новогодней выставке поделок.
1 этап – Подготовительный
-Планирование проекта
-Анализ предметно-развивающей среды в группе
-Подбор методической литературы
-Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно – печатные игры)
-Подбор репродукций картин, открыток, фотографий
-Подбор материала на тему: «Новый год»
Работа с родителями
-Консультации для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Как сделать прогулку приятной и полезной», «Одежда ребенка на зимней прогулке».
-Конкурс семейных новогодних поделок «Зимняя композиция», «Кружева»
-Организация выставок детских работ.
-Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц.
-Папки-передвижки «Зимняя прогулка», «Новый год для детей», «Как устроить праздник», «Зимние приметы».
-Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы»
-Информационный стенд в родительском уголке о проекте
-Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ
2 этап – Основной
Декабрь
Образовательная область «Физическое развитие» :
1. Игровая ситуация: «Не идется и не едется, потому что гололедица»,
2. Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»
3. П/и «Зайцы и волк», «Снежинки и ветер»,
4. Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой»,
5. Спортивное развлечение: «Зимние радости»,
Образовательная область «Познавательно развитие» :
1. Наблюдения:
- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
-за красотой и богатством зимних красок
- за птицами
- за деревьями, растущими на территории детского сада
1. Дидактические игры: «Найди ошибки», «Кто что делает зимой» «Найди по следу» «Найди такую же снежинку»
2. Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «12 месяцев», «Математические пазлы».
3. Рассматривание картин: Н. Крылов «Зимний вечер», И. Шишкин «Зима».
4. Исследовательская деятельность:
Опыт - «Превращение в воду»
5. Трудовая деятельность:
• Наблюдение за трудом дворника;
• Заготовка корма для птиц
• Подкармливание птиц.
• «Окучивание» снегом деревьев.
• Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
• С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
• Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
• На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков.
• Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек
• Постройка из снега
• Лепка различных форм из снега.
Образовательная область «Социально-коммуникативное» :
1. Беседы-рассуждения «Пришел мороз-береги ухо и нос»,
2. Беседа по ОБЖ: «Осторожно, гололед».
3. Изготовления книжек по календарю.
4. Дидактические игры: «Разложи картинки», «Времена года».
5. Сюжетно-ролевая игра: «Устроим концерт для ёлочки»,
6. Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Двенадцать месяцев»,
Образовательная область «Речевое развитие» :
1. Беседы с использованием мультимедийных презентаций:«Как звери в лесу зимуют», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Откуда идёт снег», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой»
2. Чтение художественной литературы:
• В. Бианки «Лес зимой»,«Синичкин календарь» М. Пришвин «Этажи леса», Э. Успенский «Проказы старухи зимы»,
• Е. Трутнева «Первый снег»,
• Русские народные сказки: «Зимовье зверей»,
• Сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев»,
• Зарубежная сказка: «Снежная королева»,
3. Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима».
4. Дидактические игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко»,
5. Рассказывание из личного опыта «Игры зимой».
6. Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
1. Выставка книг о зиме.
2. Загадки о зимних явлениях в природе
3. Пословицы и поговорки о зиме.
4. Рисование: «Деревья в инее», «Снежная семья», «Зима»,
5. Аппликация: «Как мы играем зимой», изготовление новогодней открытки.
6. Лепка: коллективная работа по теме «Зимняя забава»,
7. Конструирование: «Снеговик из бумажных полосок»,
8. Свободное творчество- лепка зимнего леса и его обитателей.
9. Народные хороводные игры «Золотые ворота»,
10. Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем.
11. Разучивание стихотворений «Белая береза»С. Есенина,
12. Развлечение «В гостях у снежной королевы»
13. Слушание музыкальных произведений «Времена года» П. И. Чайковского,
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Одежда ребенка на зимней прогулке».
2. Конкурс семейных новогодних поделок «Зимняя композиция».
3. Подборка стихов для разучивания с детьми дома.
4. Организация выставок детских работ.
5. Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц.
6. Предложить принести корм для подкормки птиц.
7. Папки-передвижки «Зима»,«Новый год для детей», «Как устроить праздник»,
8. Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы»
9. Строительство снежных построек
Январь.
Образовательная область «Физическое развитие» :
1. Игровая ситуация: «Как на тоненький ледок».
2. Дыхательная гимнастика «Ветерок»
3. П/ и:«Зайка» «Два мороза», «Мороз красный нос»,
4. Игры и эстафеты:«Кто быстрее украсит елочку»
5. Народные хороводные игры «Что нам нравиться зимой»
Образовательная область «Познавательно развитие» :
1. Наблюдения:
- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
-за красотой и богатством зимних красок
- за птицами
- за деревьями, растущими на территории детского сада
2. Дидактические игры: «Разведчики», «Угадай, на что похожи?»(узоры на окнах) «Кто что делает зимой» «Найди такую же снежинку»
3. Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «12 месяцев», «Математические пазлы».
4. Рассматривание картин: Н. Крылов «Зимний вечер», К. Юон «Зима в лесу»
5. Исследовательская деятельность:
Опыт – «Лед – твердая вода»
6. Трудовая деятельность:
• Наблюдение за трудом дворника;
• Заготовка корма для птиц
• Подкармливание птиц.
• «Окучивание» снегом деревьев.
• Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
• С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
• Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
• На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков.
• Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек
• Постройка из снега
• Лепка различных форм из снега.
Образовательная область «Социально-коммуникативное» :
1. Беседы-рассуждения «Если хочешь быть здоров-закаляйся»
2. Беседапо ОБЖ: «Первая помощь при обморожении»,
3. Дидактические игры: «Что напутал Буратино», «Узнай по описанию»
4. Сюжетно-ролевая игра: «Мы путешественники», «Прощание с елочкой до следующего года»
5. Просмотр сказки Бр. Гримм «Госпожа Метелица».
6. Просмотр мультфильмов «Зимние сказки», «Таежная сказка».
Образовательная область «Речевое развитие» :
7. Беседы с использованием мультимедийных презентаций:«Жизнь диких животных зимой», «Зачем зимой снег», «Помоги птицам», «Отчего снег скрипит», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит».
8. Чтение художественной литературы:
• В. Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью», Н. Носов «На горке»,
• С. Иванов «Каким бывает снег»,
• Русские народные сказки: «Заяц-хваста»,
• Сказки: «Мороз Иванович»,
• Зарубежная сказка: «Снежная королева»,
• К. Ушинский «Четыре желания»
• Дж. Крюс «Снеговик на маскараде»
9. Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима».
10. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кокой,какая,какие?»,
11. Рассказывание по теме «Мои зимние каникулы»
12. Творческое рассказывание
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
1. Презентация «Снежинка»
2. Выставка книг о зиме.
3. Загадки о зимних явлениях в природе
4. Пословицы и поговорки о зиме.
5. Рисование: «Зимняя ночь»,
6. Аппликация: «Узор на зимней шапке»,
7. Лепка: «Снегири и синички»
8. Конструирование: «Елочки».
9. Свободное творчество- рисование по замыслу по теме «зима».
10. Народные хороводные игры «Метелица»,
11. Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем.
12. Разучивание стихотворений «Первый снег» Е. Трутнева,
13. Слушание музыкальных произведений «Вальс белых хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей: «Как сделать прогулку приятной и полезной»,
2. В беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.
3. Конкурс семейных новогодних поделок «Кружева».
4. Организация выставок детских работ.
5. Папки-передвижки «Зимняя прогулка», «Зимние подвижные игры»
Февраль.
Образовательная область «Физическое развитие» :
1. П/ и: «Заморожу», «Снежки».
2. Дыхательная гимнастика «Дует ветер»
3. Народные хороводные игры «Метелица»
4. Зимний спортивный праздник.
Образовательная область «Познавательно развитие» :
1. Наблюдения:
- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
-за красотой и богатством зимних красок
- за птицами
- за деревьями, растущими на территории детского сада
2. Дидактические игры: «Найди по следу»,«Разведчики», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Что сначала, что потом».
3. Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «Математические пазлы», «С какой ветки детки»
4. Рассматривание картинК. Юон «Русская зима», И. Грабарь «Февральская лазурь».
5. Исследовательская деятельность:
Опыт – «Лед легче воды»
6. Трудовая деятельность:
• Наблюдение за трудом дворника;
• Заготовка корма для птиц
• Подкармливание птиц.
• «Окучивание» снегом деревьев.
• Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
• С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
• Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
• На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков.
• Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек
• Постройка из снега
• Лепка различных форм из снега.
Образовательная область «Социально-коммуникативное» :
1. Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник»
2. Беседа по ОБЖ: «Что делать, чтобы не замерзнуть».
3. Дидактические игры: «Где снежинки», «Четвертый лишний».
4. Сюжетно-ролевая игра: «У нас гости», «Цирк»
5. Просмотр мультфильмов «Щелкунчик».
Образовательная область «Речевое развитие» :
13. Беседы с использованием мультимедийных презентаций:«Отчего снег скрипит», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит».
14. Чтение художественной литературы:
• Г. Снегирев «Про птиц», В. Зотов «О птицах»
• В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?»
• Н. Носов «На горке», Г. Скребицкий «На лесной полянке»,
• Русские народные сказки:«Два мороза».
• Сказки: «Снегурочка».
• Зарубежная сказка: «Щелкунчик».
• В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»
• К. Ушинский «Проказы старухи –зимы»
15. Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима».
16. Дидактические игры: «Из чего-какой»(горка из снега-снежная и т. д, «Скажи наоборот».
17. Рассказывание из личного опыта «Игры зимой».
18. Творческое рассказывание
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
1. Выставка книг о зиме.
2. Загадки о зимних явлениях в природе
3. Пословицы и поговорки о зиме.
4. Рисование: «Снежинки-балеринки», «Весело качусь я под гору в сугроб», «Морозные узоры»
5. Аппликация: «Заснеженный дом»
6. Лепка: «Зимушка-зима»
7. Конструирование: «Елочка нарядная», «Снеговик»
8. Свободное творчество-изготовление снежинок, раскрашивание разукрашек «Гжель»
9. Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица»,
«Что нам нравится зимой».
10. Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем.
11. Разучивание стихотворений: И. Суриков «Вот моя деревня…»
12. Слушание музыкальных произведений
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей: «Как заботиться о здоровье зимой»
2. Творчество детей и родителей на тему «Зимушка»
3. Организация выставок детских работ.
4. Папки-передвижки «Это интересно знать», «Зимние приметы».
5. Конкурс «Книжка – сказка».
3 этап - Заключительный
Итоговое мероприятие «Новогодний праздник»
Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.
Развлечение «Заглянула Зима в наш детский сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений о зиме)
Выставка рисунков «Зимушка – зима»
Результаты проекта :
-Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.
-Сформированы у детей разносторонние знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; приобрели новый познавательный опыт
-Дети знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
-Дети владеют расширенным словарным запасом;
- Знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе;
- Выставка творческих работ детей;
-Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
-Разработаны рекомендации для родителей;
-Совместно с родителями был изготовлен альбом «Зимушка»
-Группа оформлена к «Новому году»