Елена Шилина
Педагогический среднесрочный проект «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зимушка – зима!».
Автор проекта : Шилина Е. В.
Вид проекта : среднесрочный
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческо-информационный
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Публикация «Педагогический среднесрочный проект „Зимушка-зима“» размещена в разделах
Актуальность: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка-зима!» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Проблема: недостаточно сформировано осознанно – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют окружение в этот период жизни.
Цели:
- Расширить и обобщить представления у детей старшего дошкольного возраста о природе и деятельности человека в зимнее время года.
- Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, в ходе реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить знания детей о природе и природных явлениях зимой
- Сформировать представления о причинах сезонных явлений
- Расширить знания детей о жизни растений, животных и птиц в зимний период
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать им.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой.
- Воспитывать доброжелательные отношения к друг другу.
- Воспитывать художественный вкус через художественную литературу, изобразительное искусство.
- Воспитывать любознательность.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности детей.
- Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
- Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
Взаимодействие с социальными партнё рами: проект реализуется в сотрудничестве с семьёй. Побуждать родителей включаться в общеобразовательный процесс; Привлекать к активному участию детских мероприятий.
Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.
Модель трех вопросов
Что мы знаем о зиме? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
1. Зимой холодно.
2. Везде лежит снег.
3. Можно играть в снежки.
4. Зимой бывает Новый год.
5. Приходит Дед Мороз.
6. Зимой катаются на санках, лыжах, коньках.
7. Лепятснеговиков.
8. Зимой мало птиц.
1. Почему зимой холодно? 2. Почему зимой снег, а летом его нет?
3. Откуда берется лед?
4. Почему зимой не всегда можно лепить снеговиков?
5. Откуда на окнах получаются узоры?
6. Почему зимой изо рта идет пар?
1. Найти в интернете.
2. Посмотреть по телевизору.
3. Почитать в книгах.
4. Спросить у взрослых.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап – Организационный.
Введение в тему: -
- Что дети знают о зиме?
- что хотят узнать об этом?
- где можно найти материал по теме?
Планирование совместной деятельности:
«Сначала мы все узнаем»
«Потом все нарисуем, вылепим и устроим выставку»
«Покажем все родителям»
Организация деятельности детей и родителей.
- разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по теме «Зима»
- организация развивающей, познавательной, предметной среды
- определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей.
Взаимодействие с родителями:
Консультации: «Зимние забавы и безопасность», «Игры около дома».
Оформление папок-передвижек для родителей: по теме
«Зима»; «Зимние подвижные игры».
Подборка стихов для разучивания с детьми дома, предложить принести корм для подкормки птиц, в беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.
Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно- образовательному процессу в ДОУ.
2 этап- Основной.
Что было проведено:
Образовательные области Виды детской деятельности
ОО Физическое развитие: П/и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки».
Народные хороводные игры: «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».
ОО Социально-коммуникативное развитие, ОО Познавательное развитие: Беседы-рассуждения «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся».
Игровые ситуации «Не идется и не едется, потому что гололедица», «Как на тоненький ледок».
ООД «Идет волшебница зима», «Зимовье зверей».
Просмотр презентаций: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь диких животных зимой».
Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае».
Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Познавательно-исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом.
Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и перелетные птицы», Дидактические игры: «Где чей хвост», «Где чей домик», «К названному дереву беги»
ОО Речевое развитие: Рассказывание по картине ООД «Северные олени», составление описательного рассказа на тему «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы, рассказывание на тему «Игры зимой» на основе личного опыта».
Творческое рассказывание
Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.
Словотворчество: «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега…».
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего- какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот».
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию»
Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев»,
Беседы: «Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении».
Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».
Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г. Скребицкий «На лесной полянке», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э. Успенский «Проказы старухи зимы», Н. Носов «На горке».
Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».
Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».
Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик».
Выставка книг о зиме.
Стихи, загадки, пословицы о зиме.
ОО Художественно-эстетическое развитие: (рисование) : «Зимний пейзаж», «Снеговик и его друзья»;
(аппликация) : «Ночной зимний город»; (лепка) : «Зимние забавы».
Свободное творчество – изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима».
3 этап- Заключительный.
- Презентация поделок, рисунков
- Творческие работы с детьми
- Презентация совместных творческих работ
- Конкурс стихов о зиме.
- Фотоотчет проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.
- Литература.
Взаимодействие с родителями:
Создание папки-передвижки по теме: «Зима», «Зимние подвижные игры»
Консультации: «Зимние забавы и безопасность», «Игры около дома». Подборка стихов для разучивания с детьми дома
Итоговое мероприятие: Конкурс стихов о зиме.
Планируемые результаты проекта :
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе;
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на зимнюю тему;
- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
- Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
- Чтение наизусть стихотворений о зиме;
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы.
Итоги проекта.
В ходе проекта были достигнуты следующие результаты:
- Дети конкретизировали знания о зиме и ее приметах, особенностях;
- Дети с желанием участвуют в художественной деятельности;
- Освоили некоторые классические художественные элементы, научились из бумаги изготавливать поделки, применяют полученные знания на практике;
- Дети обогатили свой активный словарь образными эпитетами, пословицами и стихами о зиме;
- Родители приняли активное участие в совместной деятельности проекта.
Проектная карта
ОО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ООД ФЦКМ на тему: «Идет волшебница зима»
Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.
ООД ФЦКМ на тему: «Зимовье зверей»
Цель: продолжать знакомить детей с трудностями в зимнее время года, о том, как человек может помочь диким животным; расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
ООД ПИД «Снег и лед»
Цель: Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
ОО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима»
с опорой на мнемотаблицы
Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.
Конспект ООД: рассказывание по картине «Северные олени»
Цель: Продолжать учить детей составлять рассказ по картине.
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г. Скребицкий «На лесной полянке», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э. Успенский «Проказы старухи зимы», Н. Носов «На горке».
Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».
Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».
Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик».
Стихи, загадки, пословицы о зиме.
ОО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Игры (настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры)
Беседы: «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега», «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае».
Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего- какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот».
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию»
Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев»,
Беседы ОБЖ: «Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении».
Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».
Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.
ОО ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Подвижные игры: «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки».
Народные хороводные игры: «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».
Пальчиковые игры «Снежинка», «Прогулка», «Во дворе»
ОО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ООД аппликация «Ночной зимний город»
Цель: Формировать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность. Закреплять приёмы вырезывания различных предметов (нетрадиционная техника - ватные диски).
ООД лепка коллективная работа «Зимние забавы»
Цель: Расширять представление детей о зиме и зимних забавах.
ООД рисование «Зимний пейзаж»
Цель: продолжать формировать представления о нетрадиционных техниках рисования «акварель+соль».
ООД рисование «Снеговик и его друзья»
Цель: Закрепить умение детей рисовать предметы круглой формы; Развивать умение красиво располагать изображение на листе бумаги.
ООД рисование «Зимние узоры»
Цель: Формировать художественный вкус детей, развивать творческий потенциал, благодаря умению видеть, замечать красоту природы.
Взаимодействие с родителями
Создание папки-передвижки по теме: «Зима», «Зимние подвижные игры»
Консультации: «Зимние забавы и безопасность», «Игры около дома». Подборка стихов для разучивания с детьми дома, предложить принести корм для подкормки птиц, в беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.
Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно- образовательному процессу
Зима
И. Суриков
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы — и зима настала.
Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен — все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.
Список литературы и интернет – источников:
Волкова М. С. Деятельностно – ценностные задачи в проектной деятельности старших дошкольников/ М. С. Волкова//Педагогические технологии. -2011.-№2. – С. 58-63.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. –М. : Центр педагогического образования, 2013, -С. 12-14.
3. Крылова Н. Б. Проектная деятельность и новые задачи педагогов. Дополнительное образование. -М. : Просвещение, 2007г – С. 9-15.
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе д/с для детей с ОНР. -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
5. Нищева Н. В. Картотека упражнений для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕСТВО-ПРЕСС», 2010.
6. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе логопедическая группа. Домашняя тетрадь. Часть 1. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
7. Пчелкина Е. Л. По ступенькам ТРИЗ. Методическое пособие. /2-е изд. : НППЛ «Родные просторы», 2010г. –С 94-97.
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. - сост. : Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагова Т. С., Зуйкова М. Б. -. :АРКТИ. 2003г. 96с.
9. Интернет – ресурсы:https://pionerov.ru/assets/downloads/mc/metodfair/
10. Использованы книги педагогов и детей группы по тематике для чтения.