Валентина Ансимова
Проведение профилактической работы по безопасному поведению на дорогах в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире активно развивается автомобильная промышленность. Идя по пути домой или в детский сад, дети видят огромное количество транспорта: автомобиль, автобус, грузовик, мотоцикл, квадроцикл т. д. Поэтому остро возникает вопрос с какого возраста необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения. Знакомить с правилами необходимо с раннего детского возраста.
Публикация «Проведение профилактической работы по безопасному поведению на дорогах в раннем возрасте» размещена в разделах
Ранний возраст, достаточно значимый период в жизни каждого малыша. В этом возрасте у детей особенно активно развиваются познавательные процессы, а основной деятельностью является предметная, потому что именно к предметам окружающей действительности малыш проявляет интерес, в результате чего происходит развитие его личности и психики. Но подача информации в этом возрасте должна соответствовать следующим требованиям:
• вся информация по ПДД должна соответствовать раннему возрасту (должна быть связана с окружающей их действительностью);
• материалы для изучения ПДД должны быть доступны каждому малышу;
• необходимо планировать варианты действий с изучаемыми предметами;
• формировать положительный эмоциональный настрой при изучении материала;
• предлагать варианты действий с изучаемыми объектами и предметами;
• создавать условия для проявления детской инициативы и поддерживать ребёнка если он ее проявляет. [4, с. 446]
Для изучения ПДД необходимо использовать методы:
• рассматривание иллюстраций изучаемого материала;
• беседы по теме;
• изучения ПДД во время проведения рисования, лепки (проведение коллективной и индивидуальной работы).
• чтение произведений и стихотворений по ПДД во время НОД и свободной деятельности;
• подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры по ПДД. [1, с. 10]
Работа по ПДД у нас длится на протяжении всего учебного года. В сентябре мы ставим перед собой цель – познакомить детей с машинами, частями машин (кабина, кузов, колёса, руль, двери) и их назначением. Для этого мы рассматриваем картинки легкового и грузового автомобиля. Читаем стихотворение А. Барто «Грузовик» и рассматриваем иллюстрации к стихотворению. Играем в дидактическую игру «Поможем кукле Кате найти свою игрушку», где среди множество любимых игрушек дети находят машины, большого и маленького размера.
В октябре мы знакомим детей с разными видами транспорта (наземный, воздушный, водный, рассматривая альбомы и фотографии. Играем в подвижную игру «Самолёты». Закрепляем понятие крылья, как часть самолёта. Читаем стихотворение В. Шишкова «Я построю самолет». Знакомим детей с бумажным самолетом сделанный в технике оригами, показываем, как он летает с помощью крыльев.
В ноябре читаем стихотворение И. Толмаковой «К нам приехала машина». Рассматриваем иллюстрации к стихотворению. Играем в дидактическую игру «Найди гараж». Ребята находят гаражи для множества машин в соответствии с их цветом и размером.
В декабре малыши знакомятся с кораблём. Читаем стихотворение А. Барто «Кораблик». Рассматриваем картинки и иллюстрации. Лепим с детьми во время НОД море для пассажирского корабля в технике пластилинграфия.
В январе мы с ребятами собираем из четырех частей машину на картинке. Играем в подвижную игру «Водители», закрепляя понятие руль как часть машины. Читаем стихотворения В. Степанова «Шофер».
В феврале малыши знакомятся со светофором. Рассматриваем игрушку светофор. Закрепляем основные цвета светофора, играя в дидактическую игру «Красный, зеленый, желты». Читаем стихотворение С. Михалкова «Светофор».
В марте дети знакомятся с пешеходным переходом и его значимостью на дороге. Рисуем на рисовании зебру. Выкладываем ее из бумажных полосок, закрепляя цвета белый и черный. Смотрим познавательный мультфильм «Пешеходная зебра» из серии «Азбука безопасности».
В апреле мы с малыши рассматриваем макеты домов, тротуара, проезжей части и дорожные знаки. Знакомимся с основными правилами дорожного движения с помощью обучающего мультфильма «Дозорные дороги».
В мае проходит развлечение на тему «Путешествие медвежонка в страну ПДД». Дети на улице, на территории детского сада помогают своей любимой игрушке перейти дорогу соблюдая правила дорожного движения. Интересно подобранные задания помогают малышам закрепить полученные знания.
Учить правилам дорожного движения необходимо не только детей, но и их родителей, потому что своим примером родители показывают детям как правильно это делать. Поэтому работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма мы проводим и с родителями :
• консультации «Осторожно ребенок на дороге!», «Воспитываем маленького пешехода»;
• папки-передвижки «ПДД для детей», «Знакомим детей с правилами дорожного движения»;
• беседа «Начинаем с самого себя», «Светоотражающие элементы»;
• изготовление макета города Старый Оскол (моя улица, мой двор, дорога в детский сад);
• составление безопасного маршрута дом-детский сад;
• анкетирование для родителей «Соблюдение в семье ПДД»;
• памятка для родителей «Безопасный автомобиль»;
• буклет для родителей «Знакомим ребенка раннего возраста с ПДД»
• изготовление фотоколлажа «Ребенок и автокресло»;
• Фотовыставка «Я правильно перехожу дорогу!». [1, с. 15]
Формировать умение правильно переходить дорогу в раннем возрасте требует комплексной, системной и вариативной работы от педагога. Так педагог, подавая детям интересный материал в игровой форме с наглядным примером, учитывая восприятие мира свойственное данному возрасту, позволяет детям быстрее и полнее усваивать изучаемый материал. Особенно следует отметить, весомое значение родителей в воспитании маленького пешехода, потому что они являются для малышей примером для подражания. Но только совместная работа педагогов и родителей позволит достичь наивысших результатов.