Анастасия Черноплечая
Готовность к школе (консультация для начинающих педагогов)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для начинающих педагогов.
Среди множества задач, решаемых каждой ступенью образования, одной из важнейших является подготовка субъекта образования к переходу на следущую ступень. Для дошкольного образования такой ступенью становиться начальная школа.
Публикация «Готовность к школе (консультация для начинающих педагогов)» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Отечественная система дошкольного воспитания и образования, с одной стороны, всегда видела собственную миссию в обеспечении развития ребенка, соответсвующего возрастным возможностям и нормам, а с другой – имела в виду необходимость подготовки его к обучению в школе.
Нет однозначного понятия «готовность к школе». Рассмотрим некоторые из них. А. Анастези считает, что это «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками». Чешский психолог Й. Шванцара определяет школьную готовность как достижение в развитии, когда ребенок готов принимать участие в школьном обучении.
Из чего складывается готовность к школе? Было показано, что навыки чтения, счета и письма, усвоенные еще в дошкольном возрасте, не обеспечивают успешность школьного обучения ребенка. Сложилось вполе обоснованное представление о неспецефических компонентах школьной зрелости.
Первое место заняла сформированности произвольности как особого качества психических процессов, проявляющегося у детей в старшем дошкольном возрасте, а также как способности ребенка к контролю собственного поведения – его двигательной составляющей, эмоциональных реакций, речевого поведения.
Вторым важнейшим компонентом готовности к школе является показатель уровня развития речи. Монологическая речь – основа любого школьного ответа. Умение поставить вопрос – основа познавательной деятельности. Диалогическая речь – основа адекватной коммуникации.
Третьим компонентом, определяющим социальное положение ученика в классе, в коллективе сверстников и в глазах учителя, является коммуникативная компетентность, сформированность навыков общения.
Особое внимание исследователи уделили анализу спецефики учебной деятельности. Было показано: ее отличительная особенность заключается в том, что субъект и объект этой деятельности представлены одним и тем же лицом. Учение – это детяльность по преобразованию самого себя, своей системы знаний, навыков, возможностей.
Любая деятельность в качестве движущегося источника имеет мотивацию. Одним из показателей сформированности учебной мотивации является готовность принять позицию ученика. Эта позиция предполагает доверие к учителю как носителю достоверной и полезной информации, спосбной обеспечить обучение и развитие подопечных, а также готовность действовать по инструкции или заданию.
Физическая готовность.
Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. При поступлении в школу оценивается уровень физического и нервно-психического развития, уровня функционирования основных систем организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребенка. Пять групп детей:
1. Дети, не имеющие отклонений по всем признакам.
2. Дети, с риском возникновения хронической паталогии и склонные к повышенной заболеваемости.
3. Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями.
4 и 5. Дети, имеющие серьезные, грубые нарушения состояния здоровья.
Психологическая готовность.
Требования, которые предъявляет школа, разительно отличаются от тех, что предъявлял детский сад. Они связаны с изменением социальной позиции ребенка, с тем место, которое начинает занимать ребенок. Дети должны стать более организованными и самостоятельными, уметь упралять своим поведением, уметь сотрудничать с новыми людьми. Этот тип готовности называется личностным. Если у ребенка сформировано положительное отношение к школе, то задачу подготовки к школе можно считать решенной.
Интеллектуальная готовность.
Данный вид готовности выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. У ребенка сформированы умения анализировать, обобщать, сравнивать; развито творческое мышление, умение делать выводы, достигать намеченной цели. Он инициативный, активный.
Смена статуса «дошкольника» на «школьника» очень важный этап в жизни ребенка. И задача ДОУ сделать этот преход, как можно безболезненней и комфортней.
литература.
Доронова Т. Н. "Из ДОУ - в школу". пособие для дошкольных образовательных учреждений. -М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2007