Наталья Абрамова
Психологическая готовность детей 6–7 лет к обучению в школе (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие произвольности поведения и особенности его становления у детей дошкольного возраста.
Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте, – произвольность, то есть способность владеть и управлять своим поведением. Произвольность поведения – решающее условие готовности ребенка к школьному обучению. Как показывает практика, основная трудность в обучении шестилетних детей заключается не в том, что они недостаточно умственно развиты или не хотят учиться, а в том, что у них отсутствуют (или недостаточно развиты) произвольные формы поведения: ребята не могут спокойно сидеть на уроке, постоянно отвлекаются. Часто мы замечаем, как тяжело нашим детям доделать начатое дело, как быстро угасает интерес ко всему связанному с необходимостью кропотливо работать, ко всему эмоционально не окрашенному, требующему определённых навыков. Но, в тоже время, мы с удивлением обнаруживаем, что малыши способны спокойно и продолжительное время смотреть мультики, слушать сказку, заниматься интересной игрой.
Публикация «Психологическая готовность детей 6–7 лет к обучению в школе (продолжение)» размещена в разделах
«Ведь могут быть тихими, спокойными, усидчивыми! – восклицаем мы, - Что же мешает им в других ситуациях быть такими!» Действительно, а что же препятствует нашим детям управлять своим поведением, желаниями, эмоциями?
В психологии такое умение сознательно управлять своими намерениями, действиями называют произвольностью или волевой регуляцией. Дело в том, что для ребёнка формирование произвольности является актуальной задачей всего дошкольного периода. Поэтому и поведение его спонтанно, внимание удерживается яркими объектами, событиями, желания изменчивы, деятельность зависит от интереса, удержать который нелегко. Роль произвольности велика, недаром её определяют как одну из предпосылок учебной деятельности.
Попробуем кратко рассмотреть значение этой психологической характеристики и пути её формирования.
Произвольность внимания – это умение направлять свое внимание и удерживать его на необходимых в данный момент предметах и явлениях, не отвлекаясь на более яркие, броские.
Произвольность восприятия – умение самостоятельно, целенаправленно наблюдать, выделять наблюдаемый объект, событие из массы других.
Произвольность памяти – умение самостоятельно поставить цель, запомнить и вспомнить.
Произвольность поведения – умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением.
Но формирование произвольного поведения необходимо не только для подготовки ребенка к школе.
Произвольность поведения проявляется в самых разных аспектах его жизни: и в выполнении указаний взрослого, и в умении планировать свои действия, и в соблюдении моральных норм и правил поведения, и в способности сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, и в общей дисциплинированности, организованности поведения и пр. Эти качества весьма важны как для взрослого, так и для ребенка. Ведь недисциплинированность, неорганизованность, импульсивность, двигательная расторможенность не только затрудняют проведение занятий, но и осложняют организацию элементарных режимных моментов.
Многие воспитатели считают, что послушания и дисциплинированности следует добиваться строгостью и требовательностью. Однако, излишняя строгость и принуждение, даже если и оказывают эффект, очень вредны для развития личности.
Приказами, наказаниями и страхом можно добиться подчинения, но нельзя научить ребенка управлять собой, своим поведением. Произвольность, как важнейшее качество личности, которое может обеспечить целенаправленность, организованность, дисциплинированность, воспитывается совсем другим путем и в других условиях.
Необходимой предпосылкой развития произвольности является осознание своих действий.
Таким образом, этапы развития произвольности могут определяться уровнем осознания своего поведения и средством его организации.
Произвольное действие направлено на себя, на средства и способы своей внешней и внутренней деятельности и требует осознанности своих действий.
Именно осознанность, или сознательность, – основная черта произвольного поведения. Чтобы управлять каким-либо своим действием или движением, нужно обязательно это действие или движение чувствовать, осознавать, то есть знать о нем. В самом деле, ведь нельзя же управлять тем, о чем ничего не знаешь. Произвольное действие отличается от непроизвольного как раз тем, что человек сознательно, по своей воле управляет им сам, знает, что, как и зачем он что-либо делает.
Если рассмотреть в этом отношении поведение дошкольника, заметим, что очень часто дети действуют неосознанно. Будучи предоставленными самим себе, вовремя свободных игр они всегда погружены в какие-либо действия с предметами –одни катают машинки, другие занимаются с куклами, третьи перекладывают кубики.
Но, как правило, ребята не отдают себе отчета, что именно и как они делают, потому что их собственные действия как бы проходят мимо их сознания: у этих действий нет определенной цели или способа, дети не знают, что, как и для чего они делают. Если спросить ребенка, что он делал всего полчаса тому назад, он в лучшем случае скажет: «Играл». Но во что? Как? Почему? На это мы не услышим ответа. И не потому, что ребенок забыл или ему трудно объяснить. Нет, он действительно не знает, не замечает, что он делает; малыш находится как бы внутри этой предметной ситуации, а потому не видит себя со стороны, не осознает себя и своих действий.
До тех пор, пока ребенок полностью включен в наличную ситуацию, не способен осознать свои действия и как-то отнестись к ним, и остается «рабом» воспринимаемой ситуации, а его поведение – импульсивным и непроизвольным.
Произвольную регуляцию деятельности и поведения, то есть способность ребёнка целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведения, называют произвольным поведением.
Поэтому, говоря о развитии произвольности и осознанности поведения дошкольников в детском саду, мы должны, прежде всего, подумать о том, как может воспитатель помочь детям осознать себя и свое поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, управлять собой, преодолевать импульсивность своего поведения.