Светлана Лагутеева
Советы логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Речь каждого ребенка начинает развиваться с первых дней его жизни. Большое значение имеет для развития речи первое окружение ребенка, речи взрослого как примера и образца, от воспитания и развития малыша, которое начинается с первых минут его жизни.
Выполняя несложные правила, Вы заложите первые умения уже до появления речи. А с взрослением все больше и больше будете обогащать, и активизировать речь Вашего малыша.
* С первых дней разговаривайте с ребенком всегда, выполняя любые действия: пеленание, поглаживание, одевание и т. д. Рассказывайте, что и как вы делаете.
* Пойте песенки и рассказывайте короткие стихи, потешки, читайте книги.
Публикация «Советы логопеда» размещена в разделах
* Позднее говорите о том, как вы готовите, убираете и т. д. называйте предметы, действия.
* Обговаривайте все, что видите с ребенком, что делают люди вокруг, все, что видит ребенок.
* Всегда говорите правильными фразами, предложениями. Постарайтесь использовать короткие фразы, а впоследствии увеличивайте слова. Если ваш ребенок произносит только 1 слово, то вы говорите фразу из 2 слов. Если у ребенка фраза из 1-2 слов, то ваша- из 2-3.
* Задавайте ребенку вопросы, это будет стимулировать использовать речь. Дайте возможность ребенку использовать несколько слов ответа.
* Дайте время, чтобы ребенок ответил. Не делайте это за него. Выдержите паузу после вопроса.
* Обращайте внимание на окружающие шумы, называйте их, отгадывайте вместе, что шумело. Спросите: «Это что?». (Лай собаки, мотор машины, шум ветра, треск веток).
* Читайте сказки, рассказы. Просите ребенка пересказать.
* Если в речи ребенка мало слов, помогайте обогащать новыми словами. Называйте предметы, действия, свойства, качества, признаки. Стимулируйте произносить эти слова, употреблять их в речи. Делайте это по мере усвоения ранее введенных в речь слов.
* Новые слова добавляйте до тех пор, пока ребенок не усвоит большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь ежедневно.
* Если ребенок говорит однословно, начинайте учить его использовать короткую фразу. Добавьте к предмету цвет, форму, действие.
* Больше играйте с ребенком, придумывайте истории, ведь в игровой форме активизируется подражание ребенка речи взрослого.
* Внимательно следите за речью ребенка, не дожидайтесь, когда ребенок «вдруг заговорит».
* Если к 5 годам у ребенка не появились в речи все звуки языка, это первый звоночек для обращения к специалисту.
* К поступлению в школу ребенок должен говорить связно и использовать в речи развернутые речевые конструкции. Должен уметь пересказать короткий рассказ, составить рассказ по картинке или серии картинок.
* Должен быть освоен набор грамматических норм: уметь выделить звук в слове, найти его местоположение, определить звуки по порядку в слове, разделить слово на слоги.
* Достаточно легко подбирать предлоги к словосочетанию или предложению.
* Изменять слова, преобразовывать, подбирать антонимы, образовывать множественное число существительных в родительном падеже, согласовывать с числительными и т. д.
Все вышеперечисленные умения могут сформировать у ребенка только при хорошей речевой среде в семье, целенаправленном развитии речи ребенка, своевременном обращении к логопеду и врачам. Помогите Вашим детям освоить все богатство русского языка.