Светлана Геннадьевна Куличева
Организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов «Простые машины и механизмы»
▼ Скачать + Заказать документы
Простые машины и механизмы : организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов
Модернизация всей системы образования, и дошкольного в том числе, ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников качеств человека XXI века: цифровой грамотности, изобретательского мышления, эффективного общения. Необходимость
Публикация «Организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов „Простые машины и механизмы“» размещена в разделах
формирования у детей дошкольного возраста конструирования как одного из условий овладения культурными способами деятельности, мы можем видеть при описании целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленный на получение определённого заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению [1]. Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – «построение».
Наиболее эффективным средством организации эффективной деятельности по конструированию в ДОУ считают использование специализированных образовательных конструкторов. На данный момент существует большой ассортимент образовательных конструкторов, классифицируемых по разным признакам: металлический, магнитный, радиоуправляемый, электронный, конструктор – лабиринт. В отдельную группу выделяют Lego-конструктор - (лего, от дат. Leg-godt — «играй хорошо») — серии конструктора, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов.
Анализ методических подходов, предложенных теоретиками и практиками дошкольного образования Н. В. Парфёновой, Л. Л. Лашковой, М. С. Ишмаковой, Е. Д. Висангириевой к организации конструирования в детском саду показал, что наиболее сенситивным является возраст 4-5 лет [3]. На первых этапах организации деятельности по конструированию рекомендуется начинать знакомство детей с простыми механизмами, поскольку с функциональным наполнением содержания простых механизмов дети сталкиваются в обычной жизни практически ежедневно.
Наиболее востребованной в дошкольном образовании является серия конструкторов LEGO 9689 «Набор простых механизмов». При помощи данного модельного ряда дети могут изучать принцип действия простых и усложненных механизмов, использующихся в повседневной жизни: зубчатые колеса, рычаги, ролики, колеса, оси. Также, набор простых механизмов позволит детям : изучить новые инженерные термины – ось, рычаг, шестерня, ременная передача; научиться применять эти детали в механизмах, которыми мы пользуемся в повседневной жизни; собирать модели по инструкциям; научиться создавать собственные механизмы для решения поставленных задач.
Последовательность знакомства детей с простыми машинами и механизмами выстроена с учётом возрастающей сложности. На первом занятии предполагается знакомство детей со структурой Lego –конструктора, названием деталей и соединений, далее педагог уточняет и конкретизирует представление детей о простых механизмах, их разновидностях. Далее происходит знакомство с зубчатыми колёсами, прямозубыми и коронными зубчатыми колёсами и их практическим применением в построении моделей («Карусель», «Тележка с попкорном»).
Следующим этапом освоения простых машин и механизмов становится знакомство с колёсами и осями, на их основе дети моделируют первую машину с заданными параметрами, задание творческого уровня предполагает создание тачки как устройства для перемещения грузов с помощью колеса.
Овладев основами механизмов для перемещения, дети изучают устройство и действие рычага, простейших конструкций с рычагами. На основе выполнения практических заданий дети учатся различать рычаги первого, второго и третьего рода и принципы их применения. Моделирование происходит через сборку механизмов на основе рычагов – «Катапульта», заданием творческого характера служит «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».
Изучение принципа работы механизмов, включающих шкивы, происходит на основе опыта взаимодействия с колёсами, поскольку принцип действия шкива основан на вращении. Сборка моделей «Подвижный пол» и «Подъёмный кран» позволяют детям увидеть практическое применение шкивов в разных ситуациях.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) и подготовительной группе (с 6 до 7 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. Для реализации основных задач конструирования в дополнении к основному набору возможна организация деятельности с моделями LegoWedo и LegoWedo 2.0.
Познакомившись с простыми машинами и механизмами в средней группе дети расширяют свои представления о возможностях комбинирования различных простых механизмов, самостоятельном моделировании машины на основе стандартной модели. Использование управляемых механизмов и машин позволяет сформировать у детей первые навыки программирования, работа с датчиками способствует формированию пространственного мышления, умению прогнозировать последствия заданных действий. Расширяются и возможности для экспериментирования – меняя датчик или команду в программе, дети знакомятся с новыми действиями, изменением длительности или интенсивности проявления действий.
Методические подходы к организации изучения простых машин и механизмов в рамках конструирования в дошкольной образовательной организации различны. В ряде образовательных организации знакомство с простыми машинами и механизмами происходит через участие в реализации проектов. Проекты по конструированию с помощью комплектов Lego чаще всего реализуются в течение двух лет: первый год (дети 5-6 лет, второй год (дети 6-7 лет). В первый год дети занимаются изучением простых машин и механизмов в рамках одного 25 минутного занятия еженедельно, а во второй год длительность занятия увеличивается на 5 минут с прежней периодичностью. Результатами проектной деятельности с дошкольниками могу быть выставки собственных машин и механизмов, разработанных на базе простых, проведение конкурса «Изобретатель года» с участием родителей, запись детских обучающих видеороликов по работе с простыми машинами и механизмами.
В других организациях дошкольного образования конструирование преобладает как направление кружковой деятельности детей. В таком случае происходит отбор детей по желанию или наличию предрасположенности к данному виду деятельности [2]. В рамках кружковой деятельности существуют большие возможности для реализации индивидуального подхода, поскольку количество детей может варьироваться от 5 до 10.
Организация занятий с использование образовательных конструкторов возможна и через планирование и проведение занятий в рамках непосредственной образовательной деятельности. В таком случае происходит интеграция предметного содержания конструирования с речевым, познавательным и художественно-эстетическим развитием дошкольников. Основной проблемой реализации содержания деятельности по конструированию простых машин и механизмов в таком варианте является недостаточное материально-техническое обеспечение занятий: отсутствие достаточного количества комплектов конструктора, отсутствие условий для организации групповой деятельности в помещении, недостаточная компетентность педагога дошкольного образования в области технического творчества (Lego-конструирования).
Решением качества подготовки кадров, способных организовать эффективную работу по конструированию в детском саду может служить сетевая форма организации образовательных программ (проектов) с учреждениями дополнительного образования. Педагог дополнительного образования, в совершенстве знающий образовательные возможности конструктора Lego, владеющий современными технологиями организации совместной деятельности по изучению простых машин и механизмов может организовать продуктивную деятельность с детьми более эффективно. Возможен вариант формирования профессиональной компетенции в области конструирования педагога дошкольного образования через курсы повышения квалификации, стажировку у педагога-практика, самообразование.
Таким образом, система работы с образовательными конструкторами в дошкольных образовательных организациях может отличаться как по форме организации, так и по кадровому обеспечению.
Между тем, следует отметить важность и значимость включения образовательных конструкторов в процесс освоения детьми содержания программ дошкольного образования. Активное целенаправленное и систематическое взаимодействие детей с образовательными конструкторами является условием интеллектуального развития дошкольников, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре, объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Список литературы
1. Иванина, Т. А. Роль конструктивной деятельности в развитии ребёнка // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2010. № 2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/rol-konstruktivnoy-deyatelnosti-v-razvitii-rebyonka (дата обращения : 23.04.2022).
2. Новак, А. В. Формирование у младших школьников познавательного интереса как психолого-педагогическая задача. // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2016. [Электронный ресурс]. Доступ по ссылке: https://scienceforum.ru/2016/article/2016020576 (дата обращения : 05.08.2021).
3. Трошина, Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности [Текст] /Е. А. Трошина // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, – 2018. – №3. – С. 30-36.