Евгения Никонова
Проявление основных дидактических принципов в организации занятий по звуковой культуре речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проявление основных дидактических принципов в организации занятий по звуковой культуре речи
«Проявление основных дидактических принципов в организации занятий по звуковой культуре речи.
СЛАЙД 1. Комплексный подход в формировании звуковой культуре речи».
Одна из ключевых задач дошкольных образовательных учреждений — это социализация воспитанников, то есть интеграция в социальную среду.
Жизнь в обществе невозможно представить себе без общения, а общение — без языка.
Публикация «Проявление основных дидактических принципов в организации занятий по звуковой культуре речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
СЛАЙД 2. Дидактические принципы - это основные положения, которыми руководствуется воспитатель при организации обучения. Термин «дидактический» происходит от греческого слова «дидактикос», что значит «поучающий».
Впервые дидактические принципы были сформулированы выдающимся чешским педагогом Яном Амосом Коменским в книге «Великая дидактика, или Как всех учить всему», написанной в XVII в. Уже тогда Коменский выдвигал принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентричности, наглядности, активности
СЛАЙД 3. Язык теснейшим образом связан с речью, так как «речь— это всегда язык в действии». С понятиями «речь» и «язык» ассоциируется термин «культура речи» – понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения»
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.
СЛАЙД 4. Что относится к звуковой культуре речи
Звуковая культура входит в более общее явление речевой культуры. Воспитание звуковой культуры речи включает различные направления работы:
Воспитание звуковой культуры предполагает:
1. воспитание культуры речевого общения как части этикета.
2. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями
3. формирование правильного звукопроизношения и слово произношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
4. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи
5. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
СЛАЙД 5. Методы формирования звуковой культуры речи ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ВИДА:
1. Практические методы включают игры, упражнения и моделирование.
Игры могут быть обучающими, подвижными, творческими.
2. Словесные методы (заучивание наизусть стихотворений и пересказ) эффективны при формировании выразительности речи.
3. Наглядные методы:
-Показ сюжетной картины, серии сюжетных картинок, предметные картинки; -Показ движений, действий;
-Показ игрушек, предметов;
-Использование кукольного театра, настольного.
СЛАЙД 6. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
1. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
СЛАЙД 7. Содержание, структура и частота занятий по формированию звуковой культуры речи зависят от возрастной категории дошкольников.
1. В младшей группе занятия по воспитанию звуковой культуры речи рекомендуется включать 1-2 раза в месяц. Также несколько упражнений необходимо вписывать в структуру занятий, направленных на решение прочих речевых задач. Отрабатывать различные звуки эффективнее всего в этом возрасте на звукоподражаниях.
Лучше всего материал усваивается, когда педагог проводит ассоциацию звука с каким-либо образом: звук А – кукла плачет, звук У – гул самолета, сочетание АУ – дети потерялись в лесу.
2. В средней группе занятия по звуковой культуре проводятся 3 раза в месяц. На них дети учатся находить слова, похожие по звучанию, тренируются произносить текст с разной интонацией. Кроме того, происходит закрепление уже поставленных звуков.
3. В старшей группе элементы выразительности речи отрабатываются на материале скороговорок, чистоговорок, заучиваются стихи. Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания.
4. В подготовительной группе дети продолжают учиться выделять изучаемый звук или слог в словах. Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи: мелодике, ритму, тембру, темпу. Развивая чувство ритма, педагог готовит ребенка воспринимать поэтическую речь.
СЛАЙД 8. ПРИНЦИПЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Первый подход: Дифференцированный подход к организации образовательной деятельности в зависимости от возраста дошкольников.
Совместная образовательная деятельность с младшими дошкольниками должна проходить в виде дидактических игр с игрушками, целью занятий является отработка звукоподражания. В первое время должен практиковаться хоровой ответ воспитанников, так как они еще не способны слушать ответы друг друга.
Второй подход: Взаимосвязь и взаимодействие специальных занятий (фронтальных) с работой, проводимой вне занятий.
Для своевременного и продуктивного развития речи ребенка, в том числе, ее звуковой стороны, необходимо проводить специально организованные — фронтальные — занятия, не реже 1–2 раз в месяц. Но также важно включать отдельные упражнения на отработку звуков, чистоты речи, скорости, плавности, выразительности в другие занятия, включая музыкальные — по согласованию с музыкальным руководителем.
Третий подход: Основные принципы организации артикуляционной гимнастики: регулярность (ежедневно, несколько раз в день, от простого к сложному, индивидуальный подход, использование игрового метода и наглядности. Немаловажно правильно организовать пространство для проведения занятия — ребенок должен сидеть, видеть лицо взрослого и свое, для чего необходимо настенное либо ручное зеркало.
Гимнастика делиться на 2 вида:
1)Статистические — связанные с удержанием определенной артикуляционной позы.
2) Динамические — требующие многократно повторения одного и того же вида движений.
Четвертый подход: Использование игровых технологий
При организации образовательной деятельности, направленной на развитие звуковой культуры речи, целесообразно использовать различные педагогические игры — дидактические, театрализованные, пальчиковые. Дидактическая игра является основным видом игр и представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление. Существуют следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками); настольно-печатные игры; словесные игры.
Пятый подход: Использование ИКТ позволяет обеспечить наилучшую наглядность (картинку можно сопроводить звуком и анимацией); решает ситуативные задачи (создание медиа-продукта под конкретную цель или ситуацию, с учетом уровня развития конкретных воспитанников). Элементы единой информационно-образовательной среды в ДОУ делают возможным работу по речевому развитию не только в группе, но и индивидуально, а также предоставляют средства самостоятельной игровой деятельности детей
СЛАЙД 9. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.