Оксана Интяпина
Обобщение опыта воспитателя по теме «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы воспитателя Интяпиной Оксаны Вячеславовны в соответствии с ФГОС.
По теме : Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников.
Публикация «Обобщение опыта воспитателя по теме „Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Я выбрала эту тему, так как мне интересно то, как дети воспринимают и передают отношение к миру с помощью изобразительной деятельности. Интересно наблюдать, как они развиваются и растут, овладевая все большим опытом и навыками в изобразительной деятельности. Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей с нормальным интеллектом. Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Мне хотелось расширить представления детей о различных техниках рисования, об изобразительных материалах и их применении, познакомить детей с шедеврами именитых художников и главное - вызвать интерес к изобразительной деятельности и поверить в свои силы.
Психологи уже давно доказали, что рисование не только благоприятно влияет на развитие фантазии и воображения у ребенка, но еще и помогает научиться мыслить, развивает речь, мелкую моторику, координацию движений.
Для детей 6-7 лет рисование – это не только удовольствие, но и способ усовершенствовать свои творческие и интеллектуальные навыки.
Дошкольник мыслит образно, поэтому, чем больше он рисует и создает новые образы, тем лучше он развивается в интеллектуальном и психологическом плане. В процессе творческой деятельности ребенок развивает креативность, учится создавать множество новых образов, менять детали по своему желанию, ассоциировать свои шедевры с предметами, животными, людьми. Кстати, такая игра в ассоциации отлично тренирует фантазию, ум, мышление и заменяет даже самые современные методики развития дошкольника.
Изобразительная деятельность развивает у детей различные умения, навыки и психические процессы.
Фантазия и воображение. Рисование для детей 6 лет и старше – отличная возможность развить воображение, то есть способность создавать в своем сознании образы и переносить их на бумагу.
Конечно, придуманный и перенесенный на бумагу образ не может передать всего, что ребенок увидел мысленно, поэтому он начинает фантазировать, придумывать свою историю, основываясь на получившемся изображении
Впоследствии это поможет ему строить планы на будущее, представлять свою жизнь через несколько лет, изобретать и проектировать что-то новое.
Развитие речи. Чаще всего юный художник еще до того, как начнет рисовать, рассказывает о том, что хочет изобразить на листке бумаги, раскрывает сюжет будущей картины. Да и во время рисования он часто проговаривает вслух свои действия, говорит о том, что изображает в данный момент. Все это способствует развитию его речи, пополнению словарного запаса
Восприятие окружающего мира у ребенка 5-7 лет еще не так совершенно, как у взрослого. Рисование стимулирует развитие восприятия, заставляет изучать новые предметы для изображения на картине, открывать в них какие-то новые качества, которые ранее оставались незаметными.
Сложность рисования для ребенка 6 лет и старше может быть самой разнообразной, в зависимости от его навыков. Дошкольника можно попросить изобразить персонажей знакомой сказки, героев мультфильма, или, например, подводный мир или космос – так, как ребенок его представляет. В процессе творческой деятельности художнику ненавязчиво передаются новые знания, связанные с тематикой рисунка.
Для развития творческих способностей детей были поставлены цели и задачи.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей обучающихся, способных к творческому самовыражению посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
Воспитательные : - Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца;- Воспитывать культуру поведения в коллективной и индивидуальной деятельности; - Воспитывать устойчивый интерес к изо деятельности
Развивающие : - Развивать мелкую моторику;- Развивать творческую активность- Развивать художественный вкус
Обучающие: - Обучать элементарным навыкам и умениям изобразительной деятельности :- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);- знать и использовать в работе основы цветоведения;- рисовать предмет с натуры и по представлению;- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги. - знакомить с основными жанрами изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
Применялись разнообразные методы и приемы для достижения целей.
Напимер:
1. Наглядный метод. К наглядным методам и приемам обучения относятся
(использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения и способов действий; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. 2. Словесный метод.
(рассказ; беседа; загадки, пояснения)
3. Практический метод
(включает в себя следующие приё мы: планирование выполнений заданий; постановка задач; анализ результатов)
4. Информативно - рецептивный метод
(воспитатель даёт информацию, а воспитанники её воспринимают, осмысливают. Включает в себя следующие приё мы: -рассматривание; наблюдение; экскурсия)
5. Репродуктивный метод - направлен на закрепление ЗУН, включает в себя следующие приё мы работы с детьми:
(приём выполнения формообразующих движений рукой.)
6. Эвристический метод - направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии.
7. Исследовательский метод - направлен на проявление не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
Были использованы и всегда используются в работе игры:
Жанры живописи
Собери пейзаж
Собери букет из теплых или холодных красок
Составь натюрморт
Собери портрет
Собери роспись
При работе над развитием творческих способностей детей использовались разнообразные фоны и фактуры, интерактивная доска, разнообразные материалы и методы работы.
Творчество детей развивала в разнообразных видах деятельности : на прогулках конструировали из снега песка и камней, рисовали, придумывали узоры и сюжеты из разных материалов, украшали горку разноцветными льдинками, делали куколок из одуванчиков…
Творческие способности детей развивала и с привлечением родителей. Конкурсы, выставки, мастер-классы привлечение родителей в благоустройстве группы, участка.
К концу года поставленные цели были достигнуты, задачи выполнены. Диагностика показала положительные результаты у всех детей. Результаты работы неоднократно были оценены на конкурсах.
PS
Неоценимое значение в работе над творческими способностями ребенка и в работе педагога в целом, имеет положительная оценка и свобода выбора.
Я всегда даю несколько вариаций на тему… ребенок может выбрать то, что ему нравится и по силам.
Дети должны обязательно знать, что если у них что-то не получилось – то это не плохо – это так, как ИМЕННО У НЕГО должно быть!
Обязательно дети должны чувствовать поддержку и положительный настрой педагога. Т. е. не просто слышать слово «Молодец», но и «Если ты вот здесь добавишь штрих, то будет просто супер!», или «Какие замечательные краски ты подобрал для!», или «Ну и что, что расплылось – получилось, как будто в тумане или под дождем.», или «Это же твоя картина, а она не должна быть похожа на остальные!» и т. д.