Валентина Бориско
Прогулки в подготовительной группе «Весна» апрель
▼ Скачать + Заказать документы
апрель
Прогулка № 1.
Кругом вода.
Цель: показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом.
Ход прогулки:
Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейков.
В городе вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушаться к журчанию воды. Сугробы оседают, из-под них текут струйки воды и с каждым днем их становится больше; образуются лужи, которые утром стягивает тонкий ледок.
Публикация «Прогулки в подготовительной группе „Весна“ апрель» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Прогулки. Апрель
- Темочки
- Почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают. Какая вода в лужах? Почему по лужам нельзя ходить? Обратить внимание на то, что в лужах отражаются небо, облака и т. д.
Стихи
На солнышке согрелась ель. Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель. В лесу у нас весна. 3. Александрова
Апрель, апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. С. Маршак
Загадки
Текло, текло — и легло под стекло. (Река и лед)
В огне — не горит, в воде — не тонет. (Лед)
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
Подвижные игры "Ручейки у озера". Цель: научить бегать друг за другом небольшими группами, становиться в круг. Дети делятся на команды и по сигналу "Ручейки!" бегут друг за другом. По сигналу "Озеро!" становятся в круг.
Прогулка № 2.
Наблюдение за ветром.
Цель: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях; дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.
Ход прогулки:
Загадка.
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер)
Повелитель ветров:
Мальчик Ветру говорил:
— У тебя так много сил,
Ты стремительный, могучий,
Быстрокрылый и летучий,
Ты и вихрь, и ураган, буря, вьюга и буран,
Но тебя не понарошку
Я смогу зажать в ладошку! Рассмеялся только Ветер:
— Самый сильный я на свете,
И могу тебя, шутя,
В небо выбросить, дитя! Дунул в кулачок свой крошка
И сильнее сжал ладошку:
— Вот, пожалуйста, смотри,
В кулачке ты, здесь, внутри!
Ветер вдруг от слов таких
В удивлении притих,
Прошептал:
— Служить готов повелителю ветров. Н. Шемякина
Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт.
Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать).
Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.
Воспитатель загадывает детям загадку.
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер)
Подвижные игры «Второй лишний» Цель: учить детей быстро бегать по кругу, становясь впереди ребёнка. Развивать внимание, реакцию. Воспитывать интерес к подвижным играм.
«Догони свою пару» Цель: учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости.
Прогулка № 3.
Знакомимся с перелетными птицами.
Цель: расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.
Ход прогулки:
Послушать голоса птиц. Птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего ещё есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек.
Что можно сделать? Покормить птиц. Расскажите о строение тела птиц.
- Какая разницу между зимующими и перелетными птицами? Вспомните их названия. Понаблюдать за скворцами, спросить, как называются домики скворцов.
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит. А. Плещеев
О чем поют воробышки
В последний день зимы?
— Мы выжили! Мы дожили!
Мы живы! Живы мы! В. Берестов
Возвращаются скворцы —
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке. Г. Ладонщиков
Загадки
Кто приклеил майским днем рукавичку под окном,
Поселил в нее жильцов — непоседливых птенцов? (Ласточка) Н. Красильников
Чик-чирик! К зернышку прыг, клюй, не робей, Кто это? (Воробей)
Черный, проворный, Кричит: "Грак!" (Грач)
Условно птиц можно разделить на три группы — оседлые, кочующие и перелетные. Все они ведут похожий образ жизни, но одни из них с приходом холодов улетают в теплые края, а другие спокойно остаются на выбранной ими территории и пережидают дождь, снег и мороз в укромном месте.
Как ни странно, это звучит, но птицы придерживаются определенного графика прилета домой. Первыми из зимовки возвращаются трясогузки. Очень часто этих птиц можно увидеть на еще не растаявших льдинах. В середине весны возвращаются гуси, журавли, чайки и утки. В конце мая начале июля появляются самые теплолюбивые птицы, ласточки и иволги.
Подвижная игра «Перелёт птиц» Цель: учить детей бегать свободно по залу, имитируя полёт птиц, запрыгивать на кубы, скамейки, без помощи рук, спрыгивать, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Учить детей действовать по сигналу.
Прогулка № 4.
Наблюдение за почками деревьев.
Цель: Формировать представление о лиственных деревьях, показать их развитие в весенний период. овершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, тепло).Показать значение воды и тепла для распускания листьев на деревьях. Развивать наблюдательность, способность экспериментировать, делать умозаключения.
Ход прогулки:
Загадка: Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший, -
Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (дерево)
В каждом апреле всегда так бывает :
Прежде чем лопнуть, она набухает.
Лопнет, что скажет: «Хочу вам представиться».
И потихоньку потом распускается. (Почка).
Листики проснулись выбрались из почек
Первые листочки, радуются солнцу,
Не поймут со сна: - Неужели это…
Неужели лето? - Нет, еще не лето,
Но уже – весна! В. Данько
- Ребята, посмотрите на почки деревьев. Вспомните какие они были зимой? А сейчас какие?
Во время прогулки рассмотреть почки берёзы. Весна у нас длинная, зима никак не желает уступать, поэтому почки крепко спят даже в конце апреля. Занесём веточки березки и ольхи в группу, и посмотреть что произойдет.
Зимой почки на деревьях и кустарниках были маленькие, плотно закрыты и не пропускали холодный воздух. Они спали. А весной деревья и кусты начали просыпаться.
- Рассмотрим почки. Почки - это туго скрученные маленькие листочки. Пока холодно они спят. Как только солнышко начнет пригревать, земля наполнится влагой, станет тепло, почки начнут раскрываться.
Подвижная игра «Перепрыгни через ручеёк» Цель: развивать у детей чувство равновесия и ловкость. Воспитывать силу воли, выносливость.
«Кто бросит дальше» Цель: учить детей метать шишки, поочерёдно, и правой, и левой рукой.
Развивать глазомер, ловкость, координацию движений.
Трудовая деятельность: уборка мусора с участка. Цель: воспитывать трудовую деятельность детей, приучать соблюдать порядок, чистоту, побуждать оказывать помощь взрослым.
Прогулка № 5.
Наблюдение за ивой ранней весной
Цель прогулки : Закреплять знания детей об иве, обращать внимание на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, растениям.
Ход прогулки:
На прогулке обратить внимание детей на иву, какие изменения произошли с ней ранней весной.
"Еще в лесу туманно, глухо.
Но над рекою, под обрывом
Оделась золотистым пухом
И распустила кудри ива.
Как будто облако спустилось
С небес на маленькие почки,
Зазеленело, превратилось
В живые теплые комочки. "
- Какие разновидности ивы вы знаете? Когда зацветает ива?
- Какой праздник отмечают православные христиане за неделю до Пасхи, его название берется от дерева, которое первым распускается ранней весной? (вербное воскресение)
Верба - довольно распространенное дерево в России. Здесь вербу называет ивой. Ива бывает ракита, верба, лоза. Дерево относится к семейству ивовых. На внешний вид — это дерево, которое может вырасти до 30 метров высотой, но когда оно молодое, имеет форму кустарника. Существуют вербы-карлики, они встречаются в нагорных областях. Кора у вербы серая и гладкая. Ветки тонкие, по структуре гибкие, а длиной до 2,5 метров. Корона развесистая. Дерево может зацвести с середины весны и до конца весны. Цветение называют в народе сережками. Так как это дерево любит влагу, его можно встретить в районах рек, озер и водоемов, но также можно встретить и в парках, аллеях, вдоль дорог.
Подвижная игра «Перемени предмет» Цель: учить детей быстро перебегать на противоположную сторону площадки, брать предмет и предавать своему товарищу. развивать умение действовать в команде, соблюдать правила, ловкость, общую выносливость. Воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов.
Прогулка № 6.
Первые листья на деревьях.
Цель: повторить названия деревьев. Обсудить строение дерева (ствол, ветки, листья).
Стихи:
Шумливые теплые ветры
Весну на поля принесли.
Сережки пушатся на вербе,
Мохнатые, точно шмели. Я. Аким
- Обратите внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть. Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы — круглые, мелкие. Рассмотреть вблизи появившиеся листочки. На березе — сморщенные, клейкие, гармошечкой, темно-зеленые. На тополе — блестящие, клейкие, темно-зеленые. Одни деревья просыпаются раньше, другие — позже.
В почках сосны очень много всего полезного: смола, эфирное масло, крахмал, дубильные вещества, каротин, витамины К и В. Сосновые почки собирают ранней весной (февраль – март, но в этом году пришлось их собирать в апреле, так как весны как таковой и не было (зима, а потом сразу лето). Нужно собирать почки в тот период, когда они только что тронулись в рост и находятся еще в стадии набухания, до момента распускания.
Березовые почки содержат в себе эфирное масло, витамин С, а так же смолу и много других полезных нашему организму веществ. Из них делают отвары, настои, применяют для ингаляции и даже делают настойку на спирту из березовых почек.
Потрогать листочки, найти сходство и отличие. Наблюдать за ростом листочков.
Подвижные игры "Зевака". Цель - развить внимание, упражняться в бросании и ловле мяча.
"Охотник". Цель - упражняться в бросании и метании мяча.
Прогулка № 7.
Наблюдение за птицами весной.
Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать знания детей о жизни птиц весной. Расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Развивать эмоционально-положительное отношение к птицам, наблюдательность, интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление. Формировать желание заботиться о птицах, бережное отношение к природе, инициативу и самостоятельность.
Ход прогулки:
Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня. (Весна)
- О каком времени года говорится в загадке? (О весне). Наступила прекрасное время года - весна.
- А как вы можете описать весну? Какая она? (солнечная, зеленая, ласковая, теплая, светлая, радостная)
- А какие изменения происходят в природе с приходом весны?
«Весна» :
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» –
Звенят пичужек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут –
Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, зяблики, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки –
Их желторотые птенцы.
- О каких птицах идет речь в стихотворении? (Перелетных.) Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите.
- Что вы знаете о перелетных птицах?
—Почему весной перелётные птицы возвращаются на Родину?
Солнце пригревает сильнее, насекомые вылетают из зимних убежищ, и на родину возвращаются насекомоядные птицы. Самыми первыми прилетают грачи.
-Каких перелетных птиц вы еще можете назвать?
– Чем заняты птицы весной?
- Какие птицы заботятся о своем потомстве? Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)
- Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
- Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах).
- Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (сделать и развесить скворечники, развесить по кустам мох, тряпочки для гнезд и т. д.)
- Скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц появятся птенцы. Заботливые родители разыскивают им корм: комаров, мошек или гусениц.
- Как вы себя будете вести в весеннем лесу (не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов и др.)
Весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы различных мошек, комаров, гусениц. Большую пользу приносят хищные птицы, они уничтожают полевок и других грызунов, которые наносят большой вред урожаям. Всю весну и лето работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады, поэтому говорят: “Птицы – наши помощники! ”
Подвижные игры: "Птички и дождик", "Гуси-гуси". Цель: учить ориентироваться на площадке и бегать в разные стороны.
Прогулка № 8.
Зеленый ковер.
Цель - повторить признаки весны, строение травянистых растений.
Ход прогулки:
Обратить внимание на проталины: там уже появилась зеленая травка. Предложить провести ладошкой по травке — она мягкая. "Травушка-муравушка. Травка шелковая". Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце. Спросить, что у травки есть в земле, дышит ли она, питается ли. Трава бывает высокая и низкая, широкая и узкая.
Я по травке на лугу в белых тапочках бегу.
А трава хорошая! Ну-ка, тапки сброшу я.
Ой, трава щекочется — мне смеяться хочется! О. Бедарев
Дождик, дождик, пуще! Будет травка гуще! (Потешка)
Травка-муравка со сна поднялась. (Осетинская народная потешка)
Подвижная игра "Стадо". Цель: научиться быстро реагировать на сигнал.
«Салки – не попади в болото» Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Прогулка № 9.
Цветут деревья и кустарники.
Цель - познакомить детей с цветением деревьев и кустарников.
Ход прогулки:
Обратить внимание на красивую вербу с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. На берёзе нет еще листочков, но с ветвей свисают сережки. Куда деваются сережки? Обратить внимание на длину и цвет сережек. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Определить характерные признаки, особенности. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Уж верба вся пушистая раскинулась кругом.
Опять весна душистая повеяла крылом. А. Фет
Залит солнцем день весенний, и сквозь окна светлые
Смотрят в сад кусты сирени тучкой фиолетовой. В. Жак
Подвижные игры "Волшебный клад". Цель: уточнить знания детей о деревьях, кустах и цветущих растениях, развить пространственную ориентацию.
Прогулка № 10.
Солнышки на траве.
Цель: познакомить детей с первыми весенними цветами, их строением.
Ход прогулки:
Показать детям, как на свежей зеленой травке ярко желтеют одуванчики — первые весенние цветы. У цветов есть стебель, листья, цветок. Сравнить одуванчик с мать-и-мачехой. Обратить внимание на чешуйки на стебле, которые потом разовьются в листья. Листья с одной стороны гладкие, с другой — шершавые.
Одуванчик имеет полый стебель, который выделяет млечный сок, листья вытянутые и продолговатые, зацветает ранней весной после появления листьев, образуя целые поля ярко-желтых цветов, из которых дети плетут венки.
Мать-и-мачеха – цветок похожий на одуванчик. Он цветет желтыми цветами и, также, как и одуванчик, образует после цветения пушистые шапочки. Зацветает ранней весной еще до появления листиков, но цветки более мелкие, чем то напоминают маргаритки. После цветения выпускает стебли с буровато-чешуйчатыми листьями, которые не выделяют никакого сока. Листья широкие, одна сторона листа – холодная, как мачеха, другая – нежная и теплая, как мать, отсюда название «мать-и-мачеха», с латинского переводится как «кашель», растение способно вылечивать все виды кашля.
Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное. Е. Серова
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца золотой портрет. О. Высотская
Золотые лепестки, хрупкий стебелек.
Распустился у реки солнечный цветок.
Только тучка набежала — сжались лепесточки.
На зеленых стебельках — круглые комочки. Я. Нищева
Одуванчики везде по весенней травке:
Замелькали во дворе, разбежались по горе,
Спрятались в канавке. М. Полянская
Загадки
Отцвел желтенький цветок, остался беленький пушок. (Одуванчик)
Этот цветок одной стороной листа погладит, как мать, а другой
стороной пожурит, словно мачеха. (Мать-и-мачеха)
Ходьба по ограниченной поверхности. (Не наступи на цветок.)
Подвижная игра "Змейка". Цель - научить детей бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего.
Прогулка № 11.
«Наблюдение за травой»
Цель: обобщить и углубить представления детей о весне по существенным признакам сезона; учить устанавливать связь между состоянием живой природы и неживой; развивать умение выражать свои мысли; воспитывать интерес к весенним наблюдениям в окружающем нас мире.
Ход прогулки:
В апреле, когда стает весь снег и земля начнет прогреваться, показать детям появившуюся первую травку.
- Почему она появилась на солнечной стороне участка?
Рассмотрите и потрогайте траву. Какие условия нужны растению для нормального роста и развития? Найдите эти факторы или часть их в природе.
-Почему именно весной, а не зимой начинается рост растений?
Весной дни становятся длине, а солнечные лучи все теплее. Именно в этот период абсолютно все растения начинают расти, пускать почки и тянуться к солнечному свету. Для того, чтобы рост растений был прогрессивным, необходимо частое и обильное увлажнение, особенно если зима была не снежной.
Примета: после дождя потеплело - к плохой погоде; туманы предвещают плодородный год.
Поговорки, пословицы: Ни в марте воды, ни в апреле травы; увидел на вербе пушок - и весна на шесток.
Стихотворение "Весенняя песенка" С. Я. Маршак
Снег теперь уже не тот-потемнел он в поле,
На озерах треснул лед, будто раскололи,
Облака бегут скорей, небо стало выше,
Зачирикал воробей веселей на крыше,
Все чернее с каждым днем стежки и дорожки,
И на вербах серебром светятся сережки!
Загадка: Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку и по цветку, и по снежку. (весна)
Подвижная игра «Веревочка» Цель: учить детей быстро бегать, стараясь дёрнуть за верёвку. Развивать быстроту, ловкость.