Кириллова Тамара
Картотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Картотека
наблюдений на прогулке
на апрель месяц
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2019 г
№1. Наблюдение за снеготаянием.
Обратите внимание, что наступивший сегодня месяц апрель начинает свое наступление с обильного снеготаяния. Солнце уже высоко поднимается над горизонтом, и в дневные часы средняя температура воздуха превышает 0° C. Постепенно нагреваемый солнцем снег сходит и с деревьев, освобождая кору от зимних оков.
Публикация «Картотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Прогулки. Апрель
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Воздух, с каждым днем прибавляющий в тепле, легкими ветрами разносит по природным просторам лесов и рек запах весны. Об этом рассказывается в стихотворении А. Н. Плещеева «Уж тает снег»:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь,
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди,
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы.
№ 2. Наблюдение за апрельским солнцем.
Отметить с детьми, как ослепительно сияет солнце, несущее теперь уже ощутимое тепло. Оно поднимается всё выше, тень от столба в полдень всё короче.
Почему звенит капель,
И сосульки тают?
Не слышна теперь метель –
Солнышко сияет.
Раскуражился апрель
Солнце припекает,
И веселая капель
Бойко с крыш спадает.
№ 3. Наблюдение за снегом.
Снег день ото дня тает, обнажая голую землю, на которой вот-вот взойдут первые тонкие стебельки травинок. В теневых местах, под мощными стволами деревьев и в низинах, куда с трудом проникают лучи весеннего солнца, еще остается много снега с твердыми краями темных мрачных сугробов. По дорогам и просекам продолжают игриво журчать ручьи, вереницей переплетаясь и сверкая бликами лучей на ярком апрельском солнце.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны,
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
Предложить детям помочь весне – разбросать снег. Спросить, где он быстрее тает: на дорожках или на асфальте, в тени или на солнце.
№ 4. Наблюдение за ручьями.
Предложить понаблюдать, как вода течёт с возвышенности вниз, и прислушаться к журчанию воды.
Посоветовать поискать и набрать камешки, веточки, палочки, шишки, бумажки. Все эти предметы можно запускать в плавание, каждый раз отмечая, тонут или плывут, плывут или застревают.
Вдаль бежит и звенит ручеёк,
Веет в парус тёплый ветерок,
И спешит по волнам мальчуган:
Погоди, я же твой капитан!
В процессе игр поговорить с детьми о свойствах воды: мокрая, прозрачная, бывает холодная и тёплая.
Обратить внимание, в какую сторону плывут их «кораблики»: по течению, при ветре они плывут быстрее.
Дидактическая игра «Какой ручей?»
Задание: подбери определение к слову ручей: ручей какой?
(Звонкий, говорливый, быстрый, холодный, извилистый, широкий, сверкающий, узкий).
Дидактическая игра «Что делает ручей?»
Задание: подумайте, что делает ручей?
(Бежит, журчит, звенит, извивается, пробивается, течёт, льётся, стремится).
Подвижная игра «Ручейки у озера». Дети делятся на две команды. По сигналу «Ручейки!» бегут друг за другом. По сигналу «Озеро!» становятся в круг.
№5. Наблюдение за грачами.
Первыми из перелётных птиц уже вернулись грачи. Они первыми прилетают из тёплых краёв, потому что им достаточно первой проталинки, чтобы добыть себе корм – личинку. Они не боятся холода. Пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи.
Вернувшиеся грачи начинают обустройство гнёзд. А гнёзд уцелело немного. Возле них и сидят пары грачей или одиночки. Одни нашли свои старые гнезда, в которых уже выводили птенцов. Другие выбирают себе гнездо по вкусу. Третьи уже начали ремонт выбранного гнезда.
Птицы радостно снуют,
Щебечут, заливаются,
Корм клюют и гнёзда вьют –
Для птенцов стараются.
№ 6. Наблюдение на водоёме.
Показать детям, как вздулся лёд, как много мелких ручейков стекает в речку. Понаблюдать за трясогузкой, бегающей прямо по льду. У птицы – ярко-чёрная грудка и белые щёчки. Она появляется во время вскрытия рек. Трясогузки бегают, как будто кланяются, и трясут хвостиком. Они делают свои гнёзда около мостов и плотин.
Сказать детям, что в глубине вода ещё холодная, и рыбы приближаются к берегам реки, чтобы погреться.
№ 7. Наблюдение за деревьями.
У деревьев начинается сокодвижение. Показать детям дерево, у которого из трещин выделяется сок. Обратить внимание детей, что возле этого места собираются насекомые, любители сладкого. Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворёнными в ней питательными веществами почвы поднимается по стволу к почкам. Скоро они оживут и распустят листья.
№8. Наблюдение за трудом взрослых: обрезка фруктовых деревьев.
Рассказать детям, что весенняя обрезка плодовых деревьев – это обязательная процедура для получения богатого урожая в будущем. Опытные садоводы знают, что плодовые деревья нуждаются в регулярном уходе и бережном отношении. Именно весной закладываются плодовые почки на ветках, и деревья обновляются после зимы. Благодаря обрезке деревьев весной, питательные вещества равномерно распределяются по растению и способствуют хорошему плодоношению.
Предложить собрать обрезанные ветки плодовых деревьев и поставить их в воду, чтобы вскоре увидеть, как зацветут вишни, яблони и груши.
№ 9. Наблюдение за тополем.
Тополь представляет собой стройное высокое дерево с крепким толстым стволом и серебристой кроной. Высота тополя порой достигает 40 метров, а обхват ствола составляет более 4 метров. Крона тополя является очень густой и широкой. Со временем многие ветви высыхают. Как будто негативная энергия иссушает изнутри старое дерево.
Кора тополя имеет сероватый оттенок и со временем растрескивается.
В июне и июле созревшие плоды с семенами отделяются от веток и разносятся по лесам, городам и паркам.
Если весной посадить черенок длиной 30 сантиметров, то к осени он достигнет 2-3 метров высоты.
№ 10. Наблюдение за весенними облаками.
День в апреле заметно прибавился, небо стало ярко-синим, появились кучевые облака.
Объяснить детям, что кучевые облака образовались при нагревании воздуха. Чем больше тает снег, тем больше таких облаков. Они не закрывают всё небо, как зимой, а держатся кучками. Обратить внимание детей, как они красивы сегодня!
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
№ 11. Наблюдение за ледоходом.
С каждым днём весна набирает силу. Лёд на реке темнеет. В такую пору говорили, что «щука хвостом лёд разбивает»:
Щука ночью под мостом
Расколола лёд хвостом,
Речка вздыбилась, ревёт –
Льдины двинулись в поход
Обратить внимание на состояние реки: нагромождение льда и снега; полыньи, очистившиеся участки воды, по которым плывут льдинки. Несёт речка льдины в море- океан.
Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной.
Третьи сутки напролет,
Проплывают льдины.
Уточнить, почему нельзя подходить очень близко к водоёму во время ледохода.
№ 12. Наблюдение за половодьем.
Трескаются льды на реках, льдины плывут, наступает день прихода Марьи - 14 апреля, а, как поговаривали, Марья пришла - половодье принесла.
После ледохода вода быстро прибывает. Наконец, она выходит из берегов и затопляет все низкие места: луга, пастбища и даже невысокие возвышенности. Куда не взглянешь – почти везде вода.
Талой водой напьются деревья, травы и начнут расти.
К прибрежным камням-валунам прибило течением сухие сучья и ветки, которые вода, разливаясь по берегам, захватила с собой, пронесла и оставила.
Рассказать детям, что в такое время зайчик, пробегая по знакомой с зимы дороге, может оказаться на островке, окружённом со всех сторон разливом.
Предложить запомнить поговорку: «Весенней воды никто не уймёт».
№ 13. Наблюдение за почвой.
Предложить посмотреть, какое место участка скорее высыхает: там, где глинистая почва, или там, где песчаная.
Объяснить детям, что глинистая почва сильнее пропитывается водой и потому долго не сохнет, а песчаная пропускает воду и быстро сохнет.
№14. Наблюдение за лиственницей.
Напомнить детям, что ранней весной всего за 2-3 солнечных дня появились мягкие, густые, изумрудно-зелёные кисточки хвоинок. Теперь между ними заметны розовые или зелёные шишечки и жёлтые колоски. Когда поднимается ветер, лиственницу окутывает желтоватая пыльца.
Предложить полюбоваться этим нарядным деревом.
Рассказать, что лиственница даёт ценную древесину, которую используют в судостроении и самолётостроении, из неё делают телеграфные столбы.
№ 15. Наблюдение за трудом взрослых.
Понаблюдать за весенними работами: садовники очищают клумбы от прошлогодней листвы, осматривают деревья и кустарники, удаляют повреждённые и сухие ветки
Труд. Сбор прошлогодней листвы на клумбе. Привлекать детей к помощи взрослым.
№16. Наблюдение: осадки в апреле.
Познакомить детей с информацией о видах дождя, их особенностях (изморось, затяжные, ливень). Рассказать о причинах образования дождей. Формировать желание изучать природу.
Дождь серебряной струею
Вновь с высот, с небес летит,
Лил он ночью, и с зарёю
Вновь по крышам шелест.
Снег последний быстро тает,
По Земле идёт Весна.
Дождик воздух освежает,
Чистит всё от «А» до «Я».
№ 17. Наблюдение: погода в апреле.
Предложить вспомнить и погожие апрельские деньки, и прохладные. Подвести детей к пониманию, что самая общая характеристика месяца апреля заключена в примете: «Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывал апрель».
Закрепить представления детей о временах года, их характерных признаках. Развивать наблюдательность.
Экскурсия на водоём.
Воспитывать экологическую культуру, интерес и любовь к родному краю, формировать представления о понятии «экология», прививать навыки экологически грамотного, осмысленного отношения к водным ресурсам; углубить знания понятий «река», «озеро».
№ 18. Наблюдение: мать-и-мачеха.
Показать детям листья мать - и мачехи: с одной стороны гладкие, с другой шершавые. Этот цветок одной стороной листа погладит, как мать, а другой стороной пожурит, словно мачеха. Отсюда и название.
У апреля первенцы-цветы
Всюду на лужайках расцвели.
К солнцу поднимают стебельки
Желтые цветочки от земли.
Лепестки похожи на лучи,
К вечеру сожмутся в кулачки.
Утром в небе солнышко взойдет,
Цветик кулачок свой разожмёт.
Лишь головку к солнцу приподнял –
Сам похож на солнышко он стал.
Маленькие солнышки Земли
Мать-и-мачехой в народе нарекли.
Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Закрепить представления о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки. У некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Упражнять в составлении целого растения из его частей.
№19. Наблюдение: людские заботы.
Понаблюдать с детьми за трудом взрослых в парке: обрезка деревьев, побелка стволов, вскопка приствольных кругов, посевы и посадки деревьев, кустарников, цветов. Объяснить, что обрезают сухие ветки и те, которые растут густо, заслоняют друг друга.
Дидактическая игра «Кто больше назовёт действий».
Задание: перечислить действия огородника, садовника.
(Копает, рыхлит, сажает, поливает, пропалывает, подкармливает, удобряет почву, белит стволы, чтобы насекомые-вредители не грызли кору, обрезает больные ветки, подвязывает ветки, чтобы не гнулись и не ломались).
Обсудить значение пословиц о весенних заботах людей:
Пришла весна, так уж не до сна.
Кто спит весной, тот плачет зимой.
№ 20. Наблюдение за перелётными птицами.
Возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. Они радостно кружат над родными гнёздами, над рекой, над пашней. Уже не первый год возвращаются скворцы в свои скворечники, развешенные на территории нашего сада. Скворечники заботливо построили родители детей, посещающих детский сад. У птиц начинаются весенние заботы – они вьют и поправляют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов, кормят их мухами, комарами, гусеницами.
Предложить установить связь между весенними изменениями в природе и прилётом птиц (тает снег, обнажается земля, оживают насекомые, которыми птицы питаются).
Обсудить с детьми, чем полезен птичий народ, почему пернатых надо охранять.
Поговорить о внешнем виде птиц, об их покровительственной окраске, о формах гнёзд.
№ 21. Наблюдение: божья коровка.
редложить рассмотреть божью коровку. Напомнить, что каждый из нас запускал в небо божью коровку. Возьмешь ее на вытянутый к небу палец, ждешь того момента, когда букашка доползет до его кончика. Скажешь заветные слова: "Божья коровка, улети на небо, там твои детки кушают конфетки. " и наблюдаешь за полетом этого красивого жучка.
Я разжала кулачок,
А в руке сидит жучок,
Спинка красная в горошек,
До чего же он хороший!
На ладошке посидел.
Зажужжал, и улетел.
Божья коровка ожила после долгой зимы и забегала на солнышке. На панцирных надкрыльях – точечки. Это предупреждение для насекомоядных птиц: не бери, божья коровка - несъедобна. Птицы не клюют божьих коровок. Оно и к лучшему: эти насекомые истребляют яйца тлей и медяниц, они первые защитники растений.
№ 22. Наблюдение: одуванчик.
Найти жёлтые цветы одуванчика, полюбоваться ими.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
Предложить рассмотреть растение: у одуванчика стебель гладкий, прямой, внизу розетка резных листьев. Попросить рассказать, для чего нужна каждая часть растения.
Труд. Высадка рассады бархатцев на клумбу участка. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе весной.