Мария Манвелова
Конспект прогулки в старшей коррекционной группе «Наблюдение за муравьями»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка в старшей коррекционной группе
«Наблюдение за муравьями»
Цели: расширять знания о многообразии насекомых; расширять знания и представление об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Развивающая среда: природный окружающий мир, фотографии муравья, выносной материал для игровой деятельности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Муравьи. Конспекты прогулок и наблюдений
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2024
Содержание прогулки:
Пригревает майское теплое солнышко. Дети побежали на участок, каждый нашел себе занятие. Ребята гоняют мяч, бросают в корзину.
Другие дети играют в песочнице: просеивают песок, готовят, роют, строят…
Кто-то решил на машине поиграть.
Саша с Данилом залезли на скамейку и позвали меня.
- Мария Степановна, посмотрите, сколько муравьев! Их очень много!
- Что случилось ребята, откуда их так много?
- А мы доску подняли, они под доской были!
Прибежали остальные дети, все с удовольствием наблюдали за муравьями. Данил вообще даже рядом стоял. Муравьи ползали по его обуви
(у него специальная ортопедическая обувь). Данила пришлось проверить, но все обошлось. Кто-то подставлял веточки, траву, муравьи цеплялись, ползали по ним.
- Ребята, давайте сфотографируем их и рассмотрим поближе.
Экспериментальная деятельность
Я одела перчатки резиновые, муравьи заползли на руку, но тут же скатывались в траву, но мы успели сфотографировать их. Сделали несколько еще фотографий.
- Ребята, обратите внимание: с ваших травинок муравьи долго ползают, а с перчатки скатываются и падают. Почему?
- Никита и Злата сразу догадались.
- На траве им есть за что цепляться, а перчатка гладкая.
- Молодцы, умники, какие вы наблюдательные. Муравьи снуют по доскам, мы решили не беспокоить их и проложили обсуждение.
- Есть такая примета: если вокруг муравейника много муравьев - к хорошей погоде.
Муравьи бегали по доскам в разные стороны, но не разбегаются.
- Так почему муравьи не разбегаются? Вспомним сказку «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
- Дети: Муравьи не хотят уходить далеко от своего дома.
- Да, ребята, здесь их жилище, их дом. Для муравьев дом и семья основа их жизни в природе. Их дом уходит глубоко в землю, а не только то, что мы видим на поверхности. Там у них есть много ходов и выходов и целая система жилищных помещений: своя кладовая, свои спальные места, отдельная спальня для их королевы самки, которую все охраняют, и все они делают сообща, вместе. У каждого муравья есть своя работа обязанности. Есть муравьи, которые добывают только еду, другие-строители, сторожевые, няньки. Мы с вами видим рабочих муравьев, живут они не долго, до трех лет. Есть еще крылатые самцы муравьи и самки королевы продолжительницы рода. Королева самка живет до 30 лет. Муравьи самые древние насекомые на Земле.
- Никита держит своего динозавра и спрашивает
- Они жили с динозаврами.
- Муравьи жили ещё при динозаврах, но в отличие от последних дожили до наших дней.
- Дети: Почему динозавры не выжили, муравьи выжили и сейчас их много.
- А ты как думаешь, почему динозавры вымерли, а муравьи нет.
- Рассуждают и ответы детей:
- Рома: Динозавры большие, огромные, а муравьи маленькие им легче было спрятаться.
- Никита: Динозаврам тяжело было спрятаться от природной стихии: наводнение, землетрясение, извержение вулкана.
- Злата: Муравьи маленькие, они могут спрятаться глубоко в землю.
- Муравьи самые умные и трудолюбивые насекомые, способны переносить объекты в 10 - 50 раз тяжелее их собственного веса тела. Их жилище в глубину Земли достигает от 70 см до 1 метра. Все живут очень дружно и сплоченно.
Загадки:
* В лесу у пня суетня, беготня,
Народ рабочий, весь день хлопочет -
Из лесного сора строит себе город. (Муравьи.)
* Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
- Посмотрите на муравья, какой он красивый. Какого он цвета, на что похоже туловище, что вы еще заметили!
Дети рассказывают: Муравей коричнево черного цвета, голова темная, грудка свело коричневого цвета, толстое брюшко тоже темное, у него шесть лапок, два усика и глаза.
- Обратите внимание, здесь два муравья как будто здороваются друг с другом усиками. С помощью усиков они могут общаться, узнать свой, чужой муравей по запаху.
Усики – это главные органы чувств. Они используются для общения через прикосновение, улавливают вибрации и воздушные потоки. Шпора – специальный отросток на лапке, которым чистоплотные питомцы чистят свои усики.
Дидактическая игра «Не зевай» - насекомые.
* Игры малой подвижности
Подвижная игра «Найди себе пару»
* Послушайте стихотворение:
* МУРАВЕЙНИК
Что за домик на поляне
Из иголок и листвы?
Подойдем, поближе взглянем,
Чья постройка у сосны?
В этом доме оживленье,
День-деньской в нем напролет
Трудится все населенье:
Кто-то веточку несет,
Кто-то муху еле тянет,
Кто-то крошечку гриба,
Кто-то домик охраняет
От возможного врага.
В дом ведет дорожек много,
В нем не место для лентяев,
И скажу тебе я строго:
«Ты не обижай хозяев!»
Муравьев называют санитарами леса. Они улучшают качество почвы, делают землю в лесу и саду, в нашем огороде более благоприятной для выращивания растений. Именно муравьи помогают ускорить разложение высохших деревьев и пней, очищают лес от сухой листвы, распространяют семена, опыляют растения, уничтожают гусениц, которые наносят вред растениям.
- Какой мы с вами сделаем вывод: обижать и беспокоить муравьев можно?
Ответы детей:
- Муравьев нельзя убивать, разрушать муравейник, они приносят пользу природе…
Трудовая деятельность: уборка сухих цветов, игрушек.